Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Социальное партнёрство: сущность, особенности,
принципы…………………………………………………………………...5
2. Система социального партнёрства, его структура
и механизм………………………………………………………………..11
3. Формы и модели трёхстороннего сотрудничества
в сфере труда……………………………………………………………16
3.1.Классификация моделей социального партнёрства………….16
3.2 Представительство сторон и формы
взаимодействия социальных партнёров…………………………….25
4 Основные направления развития социального
партнёрства в РБ ………………………………………………………..28
4.1Особенности формирования социального
партнёрства в РБ и на современном этапе…………………………28
4.2 Основные направления сотрудничества
государства с общественными структурами……………………….31
4.3 Цели государства и общества на
современном этапе развития РБ…………………………………….34
5. Проблемы становления социального партнерства
в Беларуси………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

.Курсовая готовая .docx

— 77.82 Кб (Скачать файл)

3. Социальное партнёрство характеризуется  следующими чертами:

- наличие взаимодействующих сторон  “групп интересов” (корпо-ративизма), которые преследуют не только  противоположные, но и совпадающие  цели.

- отношения взаимодействующих  сторон ориентируются на до-стижение  взаимовыгодного “баланса интересов” путём соглашений (консенсуса), а не на конфронтацию.

- цивилизованное решение спорных  вопросов (конфликтов) при непосредственном  и равноправном участии тех, кого это касается.

- обязательность и равная ответственность  сторон за исполнение добровольно  принятых решений (соглашений, договоров  и т.п.).

- полномочность представителей  на ведение переговоров, за-ключение  соглашений и их реализацию.

- наличие правовой базы для  переговоров и контроля за  испол-нением принятых соглашений, обязательств.

4. Социальные партнёры – это  работники, наниматели и государство  в лице их представителей, наделённых полномочиями на ведение коллективных переговоров, заключение, изменение, дополнение коллективного договора, соглашения в социально-трудовой сфере.

5. Главной целью социального  партнёрства являются учёт и сбалансированность интересов всех субъектов – работодателей, работников, государства. Достижение данной цели во многом обеспечивается механизмом социального партнёрства, т.е. совокупностью используемых методов и инструментов. Главным инструментом данного механизма является переговорный процесс между сторонами-партнёрами.

6. Мировая практика трёхстороннего сотрудничества в области социально-трудовых отношений даёт основания для выделения наиболее характерных моделей таких отношений, классифицируемых следующим образом:

- по  уровню ведения коллективных  переговоров;

- роли  и месту органов власти  в системе трипартизма;

- степени  участия работников  в управлении  предприятием;

- характеру  взаимодействия профсоюзов с органами государственного управления;

- специфике  взаимодействия профсоюзов с  объединениями нанимателей;

- политической ориентации системы  социального партнёрства в тех  или иных странах.

7. Белорусская модель социального  партнёрства по сути своей  близка к европейской. Причём  само понятие социального партнёрства  за-креплено законодательно.

Основная  цель социального партнёрства  в республике – совместное осуществление  конкретных мер по повышению доходов  и уровня жизни населения, обеспечение  занятости, создание здоровых и безопасных условий труда.

Первейшая задача социального партнёрства  в республике на современном этапе социально-экономического развития:

- создание  нормативной правовой  базы и  формирование на этой основе  сильных, независимых объединений  нанимателей и профсоюзов;

- развитие  коллективно-договорного  регулирования  социально-трудовых  отношений в  негосударственном  секторе экономики.

В дальнейшем по мере социально-экономического развития целесообразно:

А) постепенно осуществлять мероприятия по сокращению непосредственного участия государства в трёхсторонних переговорных процессах и усилению роли двухсторонних соглашений нанимателей и профсоюзов;

Б) на уровне отраслей развивать отношения  между объединениями нанимателей  и профсоюзов;

В) постепенно передавать отраслевым объединениям нанимателей функции  отраслевых производственных министерств  как субъектов социального партнёрства;

Г) активно развивать систему  участия работников в управлении пред-приятием.

8. Модели  регулирования трудовых  отношений,  построен-ных на основе  реализации  принципов социального  партнёрства,  ко-торые применяются  за рубежом,  не могут быть  скопированы в Рес-публике Беларусь  ввиду различных условий формирования  экономики, культуры, исторических  традиций. Многообразный опыт развития  и широкое распространение социального  партнёрства подтверждают его  эффективность как фактора социальной  стабильности и устойчивости.

9. Социальное партнёрство, возникнув  на базе отношений “конфликтного соперничества”, предусматривает активность субъектов трудовых отношений. Функционирует оно только в правовом пространстве и предполагает развитое правосознание участников. Партнёрство базируется на стабильности общества и само служит фактором её укрепления. Наконец, социальное сотрудничество возникает как определённый тип отношений после того, когда наёмные работники в борьбе за свои права добились относительного повышения уровня жизни, когда все субъекты трудовых отношений необходимы друг другу, но при этом каждый достаточно независим. Поэтому формирование системы социального партнёрства является ведущим направлением деятельности государства, реализации его социальной политики. В свою очередь, социальная политика, основанная на принципах социального партнёрства, должна способствовать достижению оптимального ба-ланса в реализации основных интересов всех субъектов хозяйствова-ния, достижению социального мира и согласия в обществе в целом.

10. Методологической основой социального  партнёрства является признание  ценности человека, личности, гражданина. Партнёрское со-знание и поведение  должно быть наполнено здравым  смыслом, глубо-ким пониманием  реальной ситуации, готовностью  к консенсусу. Имен-но эти качества  позволяют социальным партнёрам  добиваться согла-сованных, просчитанных  на перспективу решений по  различным соци-альным и экономическим  вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Лутохина, Э. Социальное партнёрство и его модели в зарубежных странах (опыт и уроки) / Э. Лутохина// Белорус. журн. междунар. права и междунар. отношений [Электронный ресурс]. – 2003. - №1. – Режим  доступа: http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=616&Itemid=54. - Дата доступа: 12.10.2011г.

2.Федерация профсоюзов Беларуси: коллективно-договорное ре-гулирование. Режим доступа: http://www.fpb.by/ru/menu_left/social_part. - Дата доступа: 12.10.2011г.

3.Экономический словарь.  Режим  доступа: http://abc.informbureau.com/html/nioeauiia_iadoiadnoai.html.-Дата доступа: 12.10.2011г.

4. Булавко, В.Г. Развитие механизма хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям: Монография / В. Г. Булавко. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Бе-ларусь, - 2002. – 335с.

5. Бухалков, М. И. Управление персоналом: учебное пособие / М. И. Бухалков. – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 368с.

6. Капитонов, Э. А. Корпоративная культура и PR: учебно-практическое пособие / Э. А. Капитонов, А. Э. Капитонов. – Москва – Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. – 436с.

7. Карпичева, В. С. Социальное управление: курс лекций / В. С. Карпичева, Ю. В. Колесникова, В. Л. Романов. – Москва: Изда-тельство РАГС, 2000. – 395с.

8. Киеня, Е. А. Повышение эффективности отраслевых тарифных соглашений: автореферат / Е. А. Киеня. – Минск: БГЭУ, 2004. – 21с.

9. Киеня, Е. А. Социальное партнёрство: учебно-методическое по-собие / Е. А. Киеня. – Минск:БГЭУ, 2009. – 103с.

10. Климович, Л. К. Основы правового регулирования управ-ленческой деятельности: учебник / Л. К. Климович, Ж. Ч. Конова-лова, Е. И. Пармёнова. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 271с.

11. Комментарий к трудовому кодексу Республики Беларусь / Г. А. Василевич [и др.]; под общ. ред. Г. А. Василевич. – Минск: Амалфея, 2006. – 1136с.

12. Лукьянчикова, Т. Социальное партнёрство и оплата сооб-разно вкладу человеческого капитала / Т. Лукьянчикова// Человек и труд. – 2007. - №3. – С.56-58.

13. Управление общественными процессами: учебно-практическое пособие / Э. А. Капитонов [и др.]; под ред. Э. А. Ка-питонова. – Москва – Ростов-на-Дону: МарТ, 2008. – 341с.

14. Синьков, Б. Б. Коллективно-трудовое регулирование трудо-вых правоотношений в социальном партнёрстве : автореферат / Б. Б. Синьков. – Минск: НУ “Институт государства и права Наци-ональной академии наук Беларуси”, 2007. – 21с.

15. Социальная политика в Республике Беларусь: учебное по-собие / Н. Н. Бондарь, А. И. Терлиженко. – Минск:БГЭУ, 2005. – 146с.

16. Трудовое право: учебник / В. И. Семенков [и др.]; под общ. ред. В. И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 1999. – 592с.

17. Шевко, А. В экономике – встречными курсами / А. Шевко // Экономика Беларуси. – 2008. - №3 (16). – С. 88-93.

18. Bateman, Thomas S. Management: building competitive ad-vantage / Thomas S. Bateman, Scott A. Snell. – 3rd ed. – 575p.

19. Samuelson, Paul Anthony Economics / Anthony Samuelson, William D. Nordhaus. – 13th ed. – 1013p.

 


Информация о работе Социальное партнерство