Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа
Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.
Введение……………………………………………………………………3
1.Социальное партнёрство: сущность, особенности,
принципы…………………………………………………………………...5
2. Система социального партнёрства, его структура
и механизм………………………………………………………………..11
3. Формы и модели трёхстороннего сотрудничества
в сфере труда……………………………………………………………16
3.1.Классификация моделей социального партнёрства………….16
3.2 Представительство сторон и формы
взаимодействия социальных партнёров…………………………….25
4 Основные направления развития социального
партнёрства в РБ ………………………………………………………..28
4.1Особенности формирования социального
партнёрства в РБ и на современном этапе…………………………28
4.2 Основные направления сотрудничества
государства с общественными структурами……………………….31
4.3 Цели государства и общества на
современном этапе развития РБ…………………………………….34
5. Проблемы становления социального партнерства
в Беларуси………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………49
Представителями работодателя в осуществлении
социально-трудовых отношений являются
руководитель организации или уполномоченные
им лица. Представительство интересов
нанимателей на республиканском, отраслевом,
территориальном уровнях
4 Основные направления развития социального партнёрства в РБ
4.1Особенности формирования социального партнёрства в РБ и на современном этапе
В Республике Беларусь
Однако эта большая и важная работа пока находится на началь-ном этапе, характеризуется большим количеством проблем, форма-лизмом и малой ответственностью. В этих условиях опыт и уроки со-циального партнёрства в зарубежных странах необходимо не только изучать, но и активно учитывать, активно использовать.
Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учёта во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнёрства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.
Социальное партнёрство – это эффективная форма формирования и реализации социально-экономической политики государства на основе согласования интересов различных слоёв и групп общества (труда и капитала) посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия. [11, c.916]
Социальное партнёрство в условиях реформирования экономики способствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.
На основе договорного регулирования оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и других вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях система социального партнёрства создаёт условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, а также снижает напряжённость на рынке труда.
Система социального партнёрства
располагает многочисленными
Стратегическим направлением формирования
партнёрских отношений в
В нашей стране ещё не сложился
необходимый уровень гражданского
самосознания, культуры и этики трудовых
отношений, который бы позволял во всех
случаях квалифицировать
4.2 Основные направления сотрудничества государства с общественными структурами
В Республике Беларусь на
сегодняшний день
Самую массовую общественную структуру в республике представляет Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ). Сотрудничество профсоюзов и власти строится на том, что у них общие цели – достижение стабильности в государстве, обеспечение достойной жизни для его граждан.
Ключевым направлением деятельности Федерации профсоюзов остаётся защита трудовых и социально-экономических прав и закон-ный интерес граждан. Вместе с тем всё более активным становится участие профсоюзов и в реализации социально-экономической политики государства.
Для этого создано необходимое правовое поле, позволяющее профсоюзам активно участвовать в социально-экономических процессах, происходящих в стране, эффективно взаимодействовать с органами государственного и хозяйственного управления. Уровень развития социального партнёрства, достигнутый в республике, высоко оценивается многими профсоюзными объединениями в странах СНГ и дальнего зарубежья. [17, c.91]
Благодаря совместной работе социальных партнёров решён ряд серьёзных проблем, стоявших ранее перед обществом и властью:
• практически устранены случаи несвоевременной выплаты зара-ботной платы;
• размер минимальной заработной платы превысил уровень бюд-жета прожиточного минимума (в последующем минимальная за-работная плата будет доведена да уровня минимального потре-бительского бюджета);
• обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения;
• размер пенсии в республике является самым высоким среди стран СНГ;
• уровень безработицы снижен до 1%;
• предельный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в течение последних лет не превышает 5 долларов США в год.
Таким образом, в нашей стране постоянно повышаются социальные гарантии работников в области оплаты труда и одновременно снижается малообеспеченность. В Республике Беларусь выстроена четкая система коллективно-договорного регулирования. В его основе – Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, выполнение которого регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы развития, экономические и социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. В эти соглашения, как правило, закладываются еще более высокие параметры. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной организацией и нанимателем.
Значение коллективных договоров с каждым годом возрастает, так как именно благодаря этой форме взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются многие вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав работников.
В 2008 году, по инициативе профсоюзов заключено, продолжено действие 53 республиканских тарифных, 71 областного и 345 районных, городских тарифных соглашений, а также 17 541 коллективный дого-вор, действие которых распространяется на 3,68 млн. работников, пенсионеров, студентов, учащихся. [2]
Характерной особенностью принимаемых в последние годы коллективных договоров, соглашений является то, что в них больше стало вноситься дополнительных, по сравнению с действующим законодательством, положений в части материального стимулирования, за-щиты трудовых и социально-экономических прав работников.
В отличие от предыдущих лет, когда тарифные соглашения и коллективные договоры заключались в большинстве своем на один–два года, наметилось увеличение сроков их действия. Притом ежегодно в документы могут вноситься изменения и дополнения. И профсоюзы этим активно пользуются, стремясь максимально защитить трудящихся.
4.3 Цели государства и общества на современном этапе разви-тия РБ.
Беларусь – социальное государство, основными целями которого являются рост благосостояния каждого гражданина и успешное развитие общества в целом. Достижению данных целей способствуют утверждённые государственные программы, причём три из них имеют характер общенациональных интересов. Это Национальная программа демографической безопасности РБ на 2007-2010 гг., Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. и Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Их успешная реализация во многом зависит от включённости всего общества в этот процесс, другими словами – от действенности механизмов социального партнёрства. [15, c.43]
Население – важнейший ресурс обеспечения устойчивого развития государства. Без граждан нет страны: её некому защищать, некому создавать национальные богатства, преумножать научный и культурный потенциал, некому поддерживать старшее поколение.
Преодоление неблагоприятных тенденций в демографическом развитии РБ, сложившихся с 1993 г. (когда впервые смертность взяла верх над рождаемостью), рассматривается в нашей республике как вопрос первостепенной важности.
В основе решения указанных демографических проблем лежит Национальная программа демографической безопасности РБ на 2007-2010 гг. Одна из её стратегических целей – обеспечить превышение рождаемости над смертностью. Данным документом предусмотрен целый комплекс мер, реализация которых будет способствовать улучшению основных показателей уровня и качества жизни населения, демографической ситуации в стране.
В рамках реализации Национальной программы демографической безопасности значительные усилия государства направляются на снижение заболеваемости и преждевременной смерти населения, особенно в трудоспособном возрасте. Конечная цель – увеличение продолжительности жизни людей. Проводится ряд мер по улучшению охраны материнства и детства, репродуктивного здоровья женщин и мужчин. Очень важна работа по формированию у молодёжи установок на создание полноценной и здоровой семьи, в которой будет как ми-нимум двое-трое детей. [2]
Повышение уровня и качества жизни населения республики, снижение малообеспеченности, выравнивание условий жизни граждан страны в городской и сельской местности – это задачи, на решение которых нацелено Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. И как под-черкнул Глава государства в своём выступлении на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, состоявшемся в ноябре 2007 г., именно в малых и средних городах, на малых и средних предприятиях сосредоточен резерв как для значительного дальнейшего наращивания объёмов производства, так и для улучшения качества жизни людей. Это очень важно, поскольку в малых и средних городах нашей страны проживает более 30% населения.
В качестве основы для ускоренного развития экономики малых городов определено 195 важнейших инвестиционных проектов. Общий объём финансирования по данной программе составит почти 2 трлн. руб., из которых четверть – бюджетные средства, а остальные - собственные средства и кредиты банков. [12, c.57]
Особое внимание в программе уделяется социальным пробле-мам городов и посёлков с высоким уровнем безработицы.