Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Социальное партнёрство: сущность, особенности,
принципы…………………………………………………………………...5
2. Система социального партнёрства, его структура
и механизм………………………………………………………………..11
3. Формы и модели трёхстороннего сотрудничества
в сфере труда……………………………………………………………16
3.1.Классификация моделей социального партнёрства………….16
3.2 Представительство сторон и формы
взаимодействия социальных партнёров…………………………….25
4 Основные направления развития социального
партнёрства в РБ ………………………………………………………..28
4.1Особенности формирования социального
партнёрства в РБ и на современном этапе…………………………28
4.2 Основные направления сотрудничества
государства с общественными структурами……………………….31
4.3 Цели государства и общества на
современном этапе развития РБ…………………………………….34
5. Проблемы становления социального партнерства
в Беларуси………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

.Курсовая готовая .docx

— 77.82 Кб (Скачать файл)

Представителями работодателя в осуществлении  социально-трудовых отношений являются руководитель организации  или уполномоченные им лица. Представительство интересов  нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей. При проведении переговоров, заключении соглашений, разрешении трудовых споров, а также при формировании и  осуществлении работы комиссий по урегулированию социально-трудовых отношений интере-сы работодателей могут представлять соответствующие объединения работодателей. Такие объединения являются некоммерческими  орга-низациями, создаваемыми на добровольной основе для представления и защиты интересов и прав работодателей  во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и  местного само-управления. Органами социального  партнёрства выступают комиссии по урегулированию трудовых и экономических отношений между работниками и работодателем, которые образуются по решению сторон на равноправной основе из наделённых необходимыми полномочиями представителей на всех уровнях управления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Основные направления развития социального партнёрства в РБ

 

4.1Особенности формирования  социального партнёрства в РБ и на современном этапе

 В Республике Беларусь социальное  партнёрство принято и закреплено  в статье 14 Конституции Республики  Беларусь. Оно находится на переходном  этапе формирования. В настоящее  время в нашей стране идёт  освоение, формирование и утверждение  системы социального партнёрства   на разных уровнях: общенациональном, отраслевом, местном, на уровне  предприятий.

Однако  эта большая и важная работа пока находится на началь-ном  этапе, характеризуется  большим  количеством проблем, форма-лизмом  и малой ответственностью. В этих условиях опыт и уроки со-циального  партнёрства в зарубежных странах  необходимо не только изучать, но и  активно учитывать, активно использовать.

Происходящие  в республике политические и социально-экономические  преобразования, переход к многоукладной  экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.

Для обеспечения  согласования позиций и учёта  во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнёрства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.

Социальное  партнёрство – это  эффективная  форма формирования и реализации социально-экономической  политики государства на основе согласования интересов различных слоёв и  групп общества (труда и капитала) посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия. [11, c.916]

Социальное  партнёрство в условиях реформирования экономики способствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.

На основе договорного регулирования  оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и других вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях система социального партнёрства создаёт условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, а также снижает напряжённость на рынке труда.

Система социального партнёрства  располагает многочисленными средствами и возможностями, регулирования  социально-трудовых от-ношений; и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать. Концепция подготовлена во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 “О развитии социального партнёр-ства в Республике Беларусь” и Генерального соглашения между Пра-вительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями  нанимателей и профсоюзов на 1996 год. Разработка данной Концепции преследует цель теоретического обоснования необходимости  формирования системы социального партнёрства и основных направлений её развития, выбора форм и методов регулирования социально-трудовых отношений в условиях реформирования экономики республики. Последовательная и поэтапная её реализация позволит объединить усилия всех слоёв общества для совместной плодотворной работы в национальных интересах, будет способствовать улучшению социально-психологической атмосферы в обществе, повышению культуры, этике общения и сотрудничества.

Стратегическим направлением формирования партнёрских отношений в Республике Беларусь признано заключение трёхсторонних  и двух-сторонних соглашений на разных структурных уровнях – генерального, отраслевых (тарифных), местных и коллективных договоров. Основным инструментом их реализации служат трёх- и двухсторонние комиссии, в функции которых входит подготовка, заключение и контроль за выполнением подписанных соглашений. [14, c.11]

В нашей  стране ещё не сложился необходимый  уровень гражданского самосознания, культуры и этики трудовых отношений, который бы позволял во всех случаях квалифицировать складывающиеся формы трудовых отношений как истинно партнёрские. Можно с большей долей вероятности предположить, что новый этап приватизации и расширения частного сектора хозяйства в Беларуси будет сопровождаться ростом конфликтности в обществе в силу углубления противоречий между трудом и капиталом и неразвитостью механизма их разрешения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Основные направления сотрудничества государства с общественными структурами

 В Республике Беларусь на  сегодняшний день зарегистрировано свыше 2 тыс. общественных объединений. Многие из них выражают интересы и  отстаивают социальные и экономические права определённых категорий населения  – молодёжи, женщин, ветеранов, трудящихся, инвалидов, детей. Задача государства – максимально содействовать конструктивной деятельности общественных органи-заций, соблюдая баланс интересов разных групп населения при до-стижении общенациональных целей социально-гуманитарного разви-тия. Значение социального партнёрства и диалога в этом процессе бесспорно высоко.

Самую массовую общественную структуру  в  республике представляет Федерация  профсоюзов Беларуси (ФПБ). Сотрудничество профсоюзов и власти строится на том, что у них общие цели – достижение стабильности в государстве, обеспечение достойной жизни для его граждан.

Ключевым  направлением деятельности Федерации  профсоюзов остаётся защита трудовых и социально-экономических прав и  закон-ный интерес граждан. Вместе с тем всё более активным становится участие профсоюзов и в реализации социально-экономической политики государства.

Для этого  создано необходимое правовое поле, позволяющее профсоюзам активно  участвовать в социально-экономических  процессах, происходящих в стране, эффективно взаимодействовать с органами государственного и хозяйственного управления. Уровень развития социального партнёрства, достигнутый в республике, высоко оценивается многими профсоюзными объединениями в странах СНГ и дальнего зарубежья. [17, c.91]

Благодаря совместной работе социальных партнёров решён ряд серьёзных проблем, стоявших ранее перед обществом и властью:

• практически устранены случаи несвоевременной выплаты зара-ботной платы;

• размер минимальной заработной платы превысил уровень бюд-жета прожиточного минимума (в последующем минимальная за-работная плата будет доведена да уровня минимального потре-бительского бюджета);

• обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения;

• размер пенсии в республике является самым высоким среди стран СНГ;

• уровень безработицы снижен до 1%;

• предельный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в течение последних лет не превышает 5 долларов США в год.

Таким образом, в нашей стране постоянно  повышаются социальные гарантии работников в области оплаты труда и одновременно снижается малообеспеченность. В Республике Беларусь выстроена четкая система коллективно-договорного регулирования. В его основе – Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, выполнение которого регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.

На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы  развития, экономические и социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. В эти соглашения, как правило, закладываются еще более высокие параметры. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной организацией и нанимателем.

Значение коллективных договоров  с каждым годом возрастает, так  как именно благодаря этой форме  взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются многие вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав работников.

 В 2008 году, по инициативе профсоюзов заключено, продолжено действие 53 республиканских тарифных, 71 областного и 345 районных, городских тарифных соглашений, а также 17 541 коллективный дого-вор, действие которых распространяется на 3,68 млн. работников, пенсионеров, студентов, учащихся. [2]

Характерной особенностью принимаемых в последние годы коллективных договоров, соглашений является то, что в них больше стало вноситься  дополнительных, по сравнению с действующим  законодательством, положений в части материального стимулирования, за-щиты трудовых и социально-экономических прав работников.

В отличие от предыдущих лет, когда  тарифные соглашения и коллективные договоры заключались  в большинстве  своем на один–два года, наметилось увеличение сроков их действия. Притом ежегодно в документы могут вноситься  изменения и дополнения. И профсоюзы  этим активно пользуются, стремясь максимально защитить трудящихся. 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Цели государства и общества на  современном этапе  разви-тия РБ.

Беларусь  – социальное государство, основными целями которого являются рост благосостояния каждого гражданина и успешное развитие общества в целом. Достижению данных целей способствуют утверждённые государственные программы, причём три из них имеют характер общенациональных интересов. Это Национальная программа демографической безопасности РБ на 2007-2010 гг., Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. и Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Их успешная реализация во многом зависит от включённости всего общества в этот процесс, другими словами – от действенности механизмов социального партнёрства. [15, c.43]

Население – важнейший ресурс обеспечения  устойчивого развития государства. Без граждан нет страны: её некому защищать, некому создавать национальные богатства, преумножать научный и культурный потенциал, некому поддерживать старшее поколение.

Преодоление неблагоприятных тенденций в  демографическом развитии РБ, сложившихся  с 1993 г. (когда впервые смертность взяла верх над рождаемостью), рассматривается в нашей республике как вопрос первостепенной важности.

В основе решения указанных демографических проблем лежит Национальная программа  демографической безопасности РБ на 2007-2010 гг. Одна из её стратегических целей  – обеспечить превышение рождаемости над смертностью. Данным документом предусмотрен целый комплекс мер, реализация которых будет способствовать улучшению основных показателей уровня и качества жизни населения, демографической ситуации в стране.

В рамках реализации Национальной программы  демографической безопасности значительные усилия государства направляются на снижение заболеваемости и преждевременной  смерти населения, особенно в трудоспособном возрасте. Конечная цель – увеличение продолжительности жизни людей. Проводится ряд мер по улучшению  охраны материнства и детства, репродуктивного  здоровья женщин и мужчин. Очень  важна работа по формированию у молодёжи установок на создание полноценной  и здоровой семьи, в которой будет  как ми-нимум двое-трое детей. [2]

Повышение уровня и качества жизни  населения республики, снижение малообеспеченности, выравнивание условий жизни граждан  страны в городской и сельской местности – это задачи, на решение  которых нацелено Государственная  комплексная программа развития регионов, малых и средних городских  поселений на 2007-2010 гг. И как под-черкнул  Глава государства в своём выступлении на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, состоявшемся в ноябре 2007 г., именно в малых и средних городах, на малых и средних предприятиях сосредоточен резерв как для значительного дальнейшего наращивания объёмов производства, так и для улучшения качества жизни людей. Это очень важно, поскольку в малых и средних городах нашей страны проживает более 30% населения.

В качестве основы для ускоренного развития экономики малых городов определено 195 важнейших инвестиционных проектов. Общий объём финансирования по данной программе составит почти 2 трлн. руб., из которых четверть – бюджетные  средства, а остальные  - собственные средства и кредиты банков. [12, c.57]

Особое  внимание в программе  уделяется  социальным пробле-мам  городов и  посёлков с высоким  уровнем безработицы.

Информация о работе Социальное партнерство