Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа
Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.
Введение……………………………………………………………………3
1.Социальное партнёрство: сущность, особенности,
принципы…………………………………………………………………...5
2. Система социального партнёрства, его структура
и механизм………………………………………………………………..11
3. Формы и модели трёхстороннего сотрудничества
в сфере труда……………………………………………………………16
3.1.Классификация моделей социального партнёрства………….16
3.2 Представительство сторон и формы
взаимодействия социальных партнёров…………………………….25
4 Основные направления развития социального
партнёрства в РБ ………………………………………………………..28
4.1Особенности формирования социального
партнёрства в РБ и на современном этапе…………………………28
4.2 Основные направления сотрудничества
государства с общественными структурами……………………….31
4.3 Цели государства и общества на
современном этапе развития РБ…………………………………….34
5. Проблемы становления социального партнерства
в Беларуси………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы………………………………………………………49
2. Система социального партнёрства, его структура и механизм
Главный результат социального партнёрства – социальное со-гласие и мир в обществе. Его достижение требует решения ряда сложных задач.
Первой из них является выделение и чёткое определение субъектов партнёрских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять.
С исторической точки зрения, первая
структура субъектов парт-нёрства
была представлена двумя сторонами
: работник(и) – работо-датель (собственник
средств производства). Такое двустороннее
партнёрство впоследствии получило
название “бипартизм”. Затем структура
субъектов-партнёров
Модель трёхсторонего соглашения была закреплена в Конвенции Международной организации труда (МОТ) под номером 144. По этой Конвенции государство также становится социальным партнёром и подписывает общенациональное партнёрское соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей. [10, c.287]
Данные модели взаимоотношений и сторон отражают, во-первых, вывод социального партнёрства из сферы политики и противоборства политических сил. Во-вторых, возможность предпринимателей, рабо-тодателей и наёмных работников через систему социального партнёр-ства на всех уровнях решать все трудовые, социально-экономические вопросы. В-третьих, право государства компетентно вмешиваться в решение этих вопросов, когда:
а) рынок перестаёт действовать как регулирующий механизм;
б) есть угроза нанесения ущерба государственным интересам;
в) конфликтующие стороны не могут разработать компромисс-ное решение.
Наконец, субъектная структура социального партнёрства услож-нилась ещё больше – было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что принцип трипартизма должен соблюдаться не толь-ко на общенациональном уровне, но и на отраслевом, а также на уровне предприятия. Это ведёт к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнёры должны учитывать содержание отраслевого договора, а при принятии отраслевого договора следцет учитывать позиции, закреплённые в общенациональном договоре о социальном партнёрстве.
Вторая структурная часть партнёрства
– объекты партнёрских
Предметом социального партнёрства на современном этапе являются:
1. размер и механизм оплаты труда;
2. воспроизводство трудовых ресурсов;
3. защита трудовых прав граждан;
4. условия и охрана труда, экологическая безопасность;
5. продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпуска;
6. занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
7. социальная защита наиболее уязвимых слоёв трудоспособного населения, малообеспеченных граждан;
8. организация взаимоотношений между представителями нанимателей и трудящихся и др. [1, с.24]
Ещё одним, третьим элементом системы социального партнёр-ства на современном этапе следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной долговременной его направленности, т.е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики её достижения.
Четвёртый структурный элемент системных партнёрских отношений представляет их механизм. Эта составляющая настолько важна и специфична, что требует особого рассмотрения.
Наконец, пятым элементом современной системы социального партнёрства следует признать культуру и этичность поведения партнёров. Под этим понимается взаимная уважительность партнёров, их честность, доверие, высокая ответственность, без чего невозможна реализация истинно партнёрских отношений в обществе. А без них в современном мире, где достаточно много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, стране трудно обеспечить свою устойчивость и независимость.
Все названные элементы социального партнёрства в отдельности не могут обеспечить выполнения его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели социального партнёрства – социального согласия и мира в обществе.
Под механизмом социального партнёрства, как элементом его системы в целом, понимается совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнёрского взаи-модействия сторон. Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.
Главным элементом (инструментом) рассматриваемого механиз-ма является переговорный процесс между сторонами-партнёрами. Этот стержневой инструмент настолько важен, что остальные, по сути, обслуживают его, обеспечивая эффект его функционирования. [6, c.345]
Следующим элементом механизма социального партнёрства служат процедуры (технологии) выявления и согласования позиций партнёров (например, создание и работа специальных комиссий по изучению и нахождению “контактных” точек в интересах и позициях партнёров).
Ещё одним важным элементом следует считать экспертную ра-боту по анализу и оценке предлагаемых положений в общийй договор партнёров.
В социальном партнёрстве большая роль принадлежит созданию соответствующих законов и других нормативных документов, кото-рые призваны фиксировать юридические рамки партнёрства. Это – ещё один важный элемент механизма партнёрства.
В рассматриваемом механизме социального партнёрства должен быть контрольный элемент, т.е. орган, главной функцией которого яв-ляется отслеживание выполнения согласованного и принятого догово-ра партнёров, выявление его нарушений и нарушителей.
Наконец, в этом механизме для обеспечения его эффективности должен найти место орган, выполняющий функцию арбитора.
Таким образом, главным методом обеспечения согласия субъек-тов социального партнёрства является консенсус, достигаемый в процессе переговоров. Тогда наполняемость социального партнёрства может содержать следующие составляющие:
• возможность использования переговоров для разрешения суще-ствующих разногласий;
• согласованность отдельных направлений развития социально-экономической политики, особенно в части распределения доходов;
• реализацию мер по обеспечению гарантированной защиты инте-ресов субъектов социального взаимодействия, согласование критериев и показателей социальной справедливости;
• утверждение системы общечеловеческих ценностей в производ-стве и других сферах общественного труда;
• участие наёмных работников в управлении. [4, с.305]
Глубинной особенностью социального партнёрства, тем, ради чего оно возникло и развивается, является разрешение социальных противоречий. Такие противоречия между основными субъектами, особенно в экономике, не будучи разрешёнными или хотя бы смягчёнными, способны затормозить, прервать и даже остановить социально-экономическое развитие. Более того, вызвать социальное напряжение, социальный конфликт или противостояние в опасных формах. [7, c.201]
С учётом вышесказанного социальное
партнёрство должно опре-деляться на
основе этой главной сущностной своей
особенности, сво-ей “изюминки”. При
таком подходе социальное партнёрство
– это си-стема социальных отношений
между партнёрами, обеспечивающая разрешение
(смягчение) противоречий, и оптимально
возможную сба-лансированность
3. Формы и модели трёхстороннего сотрудничества в сфере труда.
3.1 Классификация моделей социального партнёрства
Налаживание консенсуса и согласия по основным социально-экономическим вопросам в интересах всего общества отвечает по-требностям всего мирового сообщества. Поэтому идеи социального партнёрства и социального компромисса как общности устремлений широких масс трудящихся к консенсусу, как согласие на сосуществование определённых процедур, механизмов взаимодействия по урегулированию конфликтов и существующих проблем поддерживаются в широком международном плане. Процессы социального партнёрства, призванного согласовывать интересы работодателей и работаполучателей, выходят на общеевропейский наднациональный уровень и проявляются в деятельности многих международных организаций, таких, как: социально-экономический комитет Европейских сообществ, Международная организация труда, Европейская конференция профсоюзов, Европейское бюро союза потребителей, Европейский союз конфедерации промышленников и работодателей, Постоянная конференция торговых палат, комитеты европейских предприятий. [4, c.298]
Эффективность системы трёхстороннего сотрудничества на принципах социального партнёрства определяется процессами её развития и формирования в рамках национальных систем, имеющих свою специфику, обусловленную историческими, национальными и культурно-историческими особенностями. Поэтому изучение зарубежного опыта социального партнёрства, его осмысление и выявление путей адаптации имеют принципиальное значение для науки и практики раз-вития любого государства. [4, с.306]
В мировой практике известны несколько моделей и типов соци-ального партнёрства, которые классифицируются по различным при-знакам и основаниям:
- по роли и месту властных структур, органов государственного управления в системе социального партнёрств;
- по механизму правового
- по уровню участия работников в управлении предприятием, ор-ганизацией;
- по характеру взаимодействия профсоюзов с институтами государственной власти, местного самоуправления;
- по специфике взаимоотношений профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей;
- по политической ориентации системы социального партнёрства (социал-демократическая, консервативная, социали-стическая и др.)
В разных странах Запада процесс формирования двусторонне-го партнёрства, а затем и трипартизма протекал по-разному, со свои-ми особенностями. Тем не менее исследователи этих процессов вы-явили ряд общих черт.
На основе выработки соответствующих критериев проводится классификация социального партнёрства, сформировавшегося в зарубежных странах.
Так, по характеру правового
В Бельгии, к примеру, на высоком общенациональном уровне существует Национальный совет по труду. В него входит равное число участников от каждого из трёх партнёров. Государство берёт на себя ещё и законодательную функцию. На втором, отраслевом уровне со-здаются “паритетные комиссии”. На уровне же предприятия вопросы решаются на двусторонней основе: предприниматели – профсоюзы.
В данной модели имеет место проявление международно-правовых принципов многоуровневого сотрудничества “трипартизма”, реализация которых участниками социального партнёрства происходит в форме совместных соглашений и договоров, усиленных участием институтов государственной власти и органов местного самоуправления.
Особенно активно трёхстороннее сотрудничество стало складываться на Западе в период мирового кризиса 1929-1933 гг. И сразу после него. Считается, что во многом именно благодаря этому странам, особенно вставшим на путь социальной ориентации, удалось достичь общественного согласия.
Вторая модель социального партнёрства отличается одноуровневостью. Она ограничивается заключением коллективных договоров в основном на уровне предприятий. Эта модель характерна для Канады и США, Японии, а также для большинства развивающихся стран Азии, Латинской Америки, англоговорящих стран Африки. Она, как правило, сводится к уровню коллективных договоров на предприятиях. Значительно реже переговоры и соглашения осуществляются на региональном и отраслевом уровнях. Объединения предпринимателей, как и профсоюзов, через своих депутатов стараются оказать влияние на законодательство, а уже через него – на отношения между социальными партнёрами.
Особенностью механизма социального партнёрства этой модели является наличие принудительного трудового арбитража и посредничества. Так, к примеру, в Канаде государственные службы посредничества и примирения действуют в рамках Министерства труда, и без прохождения специальной процедуры примирения стороны не вправе прибегнуть к забастовке или локауту.