Спрос и предложение
на рынке продовольствия в фазе роста
конъюнктурного цикла
В критериях рыночной экономики
на передний план выдвигается необходимость
учета спроса на продовольствие, тенденций
конфигурации спроса, конфигурации его
соотношения с темпами роста предложения
продовольствия. Каковы же закономерности,
индивидуальности формирования спроса
на продовольственном рынке? Как они могут
сказаться на состоянии рынка сельскохозяйственного
сырья и продовольствия? В рассматриваемой
фазе конъюнктурного цикла динамика спроса
в значимой степени определяется послекризисным
ростом доходов населения. Происходит
увеличение платежеспособных потребностей
населения, в том числе и увеличение спроса
на продовольствие.
В индустриально развитых государствах
Запада рост доходов фактически не вызывает
рост спроса на продовольствие. Спрос
там не зависит от конфигурации доходов
населения, он неэластичен по доходам
населения. Разъясняется это тем, что спрос
на продукты питания в этих странах фактически
удовлетворен на уровне научно обоснованных
норм употребления. Потребление в расчете
на душу населения в год мяса и мясных
товаров в США составляет 110 кг; для сопоставления:
в Рф в 2009 г. – 67 (при рациональной норме
употребления 81 кг), молока и продуктов
из молока, в США – 305, в Рф - 246 кг (при рациональной
норме употребления
392 кг). При таком высочайшем уровне насыщения
потребностей в США и западноевропейских
странах вроде бы не росли доходы населения,
спрос на продовольствие изменяется некординально.
Проще говоря, спросу далее расти некуда.
Важной индивидуальностью деяния
закона спроса на рынке продовольствия
Рф по сопоставлению с рынками в индустриально
развитых государствах Запада будет то,
что спрос на продукты питания при ненасыщенных
потребностях эластичен, сильно зависит
от уровня и динамики доходов населения.
Все это дозволяет с высочайшей толикой
вероятности предсказывать некое увеличение
спроса на продовольствие.
Но следует иметь в виду, что
лишь на базе прогноза увеличения спроса
нельзя предсказывать благоприятную для
сельских товаропроизводителей конъюнктуру.
Спрос – лишь одна сторона рынка. Основной
конъюнктурный индикатор на этом рын-
ке – цены. Рынок в целом характеризуется
соотношением, связью спроса, предложения
и цен в конкурентноспособной среде.
Каковой будет уровень рыночных
цен на продовольствие в предсказуемом
периоде? Как сложится их динамика? Будут
ли они обеспечивать достаточный уровень
рентабельности для производителей сельскохозяйственного
сырья и продовольствия? Не окажутся эти
цены высочайшими для потребителей? Ответ
на эти вопросцы зависит от целого ряда
причин.
Главные причины, от которых
зависит уровень и динамика цен на продовольствие:
1) соотношение темпов
роста спроса и предложения
на рынке продовольствия,
2) соотношение разных
источников формирования предложения
продовольствия, а именно российского
производства и импорта.
Продовольственный рынок страны
ждет неповторимая и относительно кратковременная
ситуация. Неповторимость ситуации заключается
в том, что в большинстве индустриально
развитых стран спрос на продовольствие
в связи с его неэластичностью фактически
не растет и формируется, обычно, на уровне
ниже предложения.
Россию может ждать иная рыночная
конъюнктура – стремительный и опережающий
рост спроса по сопоставлению с созданием
продовольствия. Относительная кратковременность
данной ситуации разъясняется тем, что
указанная конъюнктура на рынке продовольствия
страны будет сохраняться, как свидетельствует
исторический опыт остальных стран, лишь
до тех пор, пока растет спрос, т.е. до тех
пор, пока потребности населения в продуктах
питания не будут удовлетворены на уровне
научных норм употребления. Но опережающий
рост спроса продовольствие по сопоставлению
с ростом его производства не гарантирует
формирование завышенной конъюнктуры
с высочайшим уровнем рыночных цен. При
определенных критериях предложение может
быстро вырасти и догнать по темпам роста
спрос (либо даже обогнать его) даже при
нерастущем российском производстве за
счет наращивания импорта товаров питания.
В данной ситуации производители могут
столкнуться с неблагоприятной для их
конъюнктурой на рынке продовольствия.
Решение данной трудности зависит
от темпов роста настоящих доходов населения
и от способностей производства и импорта
продовольствия.
Предложение продовольствия
наименее эластично по ценам, чем спрос.
При всем этом оно неэластично не только
лишь в короткосрочном периоде, как в остальных
отраслях экономики. Оно имеет низкую
упругость и в наиболее продолжительном
периоде времени. Обосновано это специфичностью
сельскохозяйственного производства,
тем, что тут главным фактором производства
является природный ограниченный ресурс
– земля. Предложение этого ограниченного
фактора производства неэластично в связи
с его искусственной невоспроизводимостью.
Сиим обоснована относительная инертность
сельскохозяйственного производства,
низкая упругость предложения продукции
этого сектора экономики.
В связи с сиим рыночный механизм
в аграрном секторе экономики не в состоянии,
как в остальных сферах, быстро и гибко
уравновесить спрос и предложение на уровне
цены конкурентноспособного действенного
равновесия (Р0 = МС). Потому для
агропродовольственного рынка в критериях
ненасыщенных потребностей в течение
определенного периода времени может
сохраниться ситуация опережающего роста
спроса по сопоставлению с ростом производства
продукции, т.е. потребности общества в
продовольствии будут превосходить его
производственные способности.
Это дает основание предполагать,
что на послекризисной фазе развития конъюнктуры
на продовольственном рынке нашей страны
при определенной импортной политике
рыночные равновесные цены на сельскохозяйственную
продукцию и продовольствие могут сложиться
на относительно высочайшем уровне, превосходящем
уровень цен конкурентноспособного действенного
равновесия. В таком случае в этих ценах
будет реализовываться в валютной форме
финансовая прибыль, “квазирента”, которая
формируется независимо от плодородия
и местоположения земляных участков. Функционально-экономическое
предназначение данной ренты - стимулирование
роста сельскохозяйственного производства
до уровня потребностей общества. Другими
словами эта рента является данью общества
сельскому хозяйству в критериях низкого
уровня насыщения публичных потребностей
в продукции данной отрасли. Совместно
с тем, как указывает исторический опыт,
данная часть ренты быть может присвоена
и применена земляными собственниками
(в том числе и государством) не по ее многофункциональному
предназначению. В связи с сиим в предсказуемой
фазе развития аграрной сферы должны быть
разработаны и приняты меры по формированию
системы аграрных отношений, которая обеспечивала
бы перераспределение и внедрение земляной
ренты на цели развития сельского хозяйства,
что содействовало бы, вместе с иными мерами,
ликвидации его отставания от индустрии,
стимулировало бы рост производства продовольствия
до уровня потребностей общества и, в конечном
счете, привело бы к понижению стоимости
и цен товаров питания.
Но следует учесть, что рассмотренный
вариант развития конъюнктуры рынка продовольствия
быть может осуществлен лишь при определенном
ограничении импорта продовольствия,
что в критериях присоединения Рф к ВТО
маловероятно. Предложение продовольствия
зависит не только лишь от размеров производства,
да и масштабов импорта товаров питания.
Неувязка действия импорта на уровень
предложения на продовольственном рынке
в значимой степени связана с импортно-экспортной
политикой страны.
Направленность агропродовольственной
политики может характеризоваться в зависимости
от методов формирования предложения
на рынке продовольствия одним из последующих
3-х вариантов:
1) свободное предложение
товаров питания, как за счет
собственного производства, так
и вольного импорта;
2) обеспечение продовольствием
за счет собственного производства;
3) формирование значимой
части предложения продовольствия
за счет собственного производства
и дополнение его регулируемым,
ограничиваемым импортом.
1-ый вариант основан
на последующей гипотезе: действенное
и устойчивое равновесие спроса
и предложения продовольствия
будет достигнуто лишь при
вольном формировании его предложения,
как за счет собственного производства,
так и за счет импорта. Государственное
регулирование конъюнктуры ориентировано
в основном на расширение спроса
на продукты питания со стороны
населения и увеличение эффективности,
конкурентоспособности производства
продовольствия.
При втором варианте за базу
взято предположение, что устойчивое равновесие
конъюнктуры рынка продовольствия достигается
лишь при муниципальном ее регулировании,
нацеленном на самообеспечение продуктами
питания. В данном случае предусматривается
обширное внедрение мер по расширению
производства сельскохозяйственного
сырья и продовольствия и протекционистской
политики страны.
1-ый вариант прогноза
строится на допущении того, что
быстрорастущий в послекризисный
период спрос на продовольствие (вследствие
эластичности по доходам) вызовет ускоренный
рост его предложения. Но в согласовании
с начальными критериями прирост предложения
будет обеспечиваться в основном за счет
наращивания масштабов импорта товаров
питания. Рост спроса будет сопровождаться
отставанием производства продовольствия
и сельскохозяйственного сырья в силу
долговременной воспроизводимости разрушенного
в период кризиса естественного ресурсного
потенциала аграрной экономики страны
и непосильной конкурентноспособной борьбы
с импортерами продовольствия.
О высочайшей степени разрушения
и деградации ресурсного потенциала продовольственного
комплекса свидетельствуют некие характеристики
по сельскому хозяйству. Поголовье большого
рогатого скота по Русской Федерации за
годы реформ сократилось наиболее чем
в 2 раза. На его восстановление на высокопродуктивной
базе может потребоваться более 10 лет.
Лишь за первую половину 90-х годов посевные
площади сельскохозяйственных культур
сократилась на 18 млн га. Обеспечение сельского
хозяйства ресурсами снизилось до критического
уровня, не покрывающего даже потребность
в простом воспроизводстве. Вынос питательных
веществ из земли существенно превосходит
их внесение. Внесение минеральных удобрений
на 1 га посевов сократилось по сопоставлению
с 1990 г. наиболее чем в 10 раз. Вследствие
этого из-за нарушения баланса питательных
веществ экономическое плодородие земли
свалилось фактически до уровня естественного
плодородия. Восстановление и увеличение
плодородия земли обходится обществу
существенно дороже, чем его поддержание,
потребуются большие инвестиции и длительное
время для решения данной задачки.
Увеличение доходов сначала
предсказуемого периода может привести
к некому превышению спроса на продовольствие
над его предложением. Но этот разрыв при
первом варианте прогноза быстро устраняется
благодаря наращиванию импорта товаров
питания – несколько ранее либо позднее
в зависимости от того, как будет свободна
наружная торговля продуктами питания
и как быстро будет развиваться внутренний
рынок и рыночная инфраструктура. Спрос
и предложение продовольствия будут уравновешиваться
при насыщении рынка в основном импортным
продовольствием при наиболее низком
уровне рыночных равновесных цен по сопоставлению
с ценами при насыщении рынка продукцией
собственного производства. Внутренние
цены при первом варианте развития на
продовольствие будут иметь тенденцию
к снижению и выравниванию с глобальными.
2-ой вариант не соответствует
сложившейся на нынешний день
агропродовольственной политике
русского правительства и, тем
паче, не соответствует условиям
присоединения Рф к ВТО. Потому его
практическая реализация маловероятна.
Если б он был возможен, то развитие могло
бы пойти по последующему сценарию. Опосля
экономического кризиса ожидается период
подходящей конъюнктуры на рынке сельскохозяйственной
продукции продовольствия. Это может произойти
в итоге значимого роста спроса на продовольствие
вследствие увеличения доходов населения
в критериях общего подъема экономики.
Результатом станет существенное увеличение
цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие,
превышающее уровень цен конкурентноспособного
действенного равновесия. Для производителей
это будет экономически удачная ситуация,
стимулирующая рост производства в сельском
хозяйстве. Но положение, когда дорожает
продовольствие, противоречит интересам
потребителей, безизбежно сдерживает
рост употребления большей части населения.
Возможности
и ограничения производства
Дальнейший экстенсивный
рост предложения продовольствия ограничен,
в первую очередь, земельными ресурсами
(используемыми пахотными землями и потенциально
пригодными для земледелия территориями).
Площадь земель, пригодных для ведения
сельского хозяйства, сокращается – в
абсолютных цифрах. Отчасти – в связи
с процессами урбанизация, отчасти – в
связи с теми ограничениями на использование
земель, которые вызваны экологическими
проблемами и растущей озабоченностью
мирового сообщества вопросами охраны
окружающей среды.
Доля земель, не используемых для сельскохозяйственного
производства, по данным Международного
института прикладного системного анализа
(IIASA) составляет 30% от всей площади земель,
пригодных для земледелия в условиях дождевого
орошения. (См. подробнее Global
Agro-Ecological Zones (GAEZ) v3.0 in: Fischer, G., van Velthuizen, H.
and F. Nachtergaele (2011)-, “GAEZ v3.0 – Global Agro-Ecological
Zones Model documentation”, (processed), International Institute for
Applied Systems Analysis (IIASA). Laxenburg).
Диаграмма 1.Ожидаемые
изменения площади пахотных земель. Источник:
ФАО
Исследования
и расчеты ФАО показывают, что ресурс расширения
площади пахотных земель с высокой вероятностью
будет исчерпан уже в ближайшие 40 лет (см. диагр. 1).
Возможности расширения использования
водных ресурсов для целей ирригации,
по оценкам ФАО, также весьма скромны.
Уже сегодня сельское хозяйство использует
70% мировых возобновляемых источников
воды (см. диагр.2).
Проблема усугубляется тем, что водозабор
растет опережающими темпами в самых вододефицитных
частях планеты. И там, где сохраняется
арычный способ орошения. А ведь именно
в этих регионах наблюдается самый быстрый
рост численности населения.