Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:22, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке теоретического и методического подходов к механизмам стандартизации и сертификации для обеспечения его эффективного функционирования и роста конкурентоспособности на товарных рынках.
Поставленная цель исследования предполагает необходимость решения следующих задач.
1. Изучить теоретические основы стандартизации и сертификации в управлении проектом на предприятиях.
2. Проанализировать и дать оценку опыта стандартизации и сертификации проекта на промышленных предприятий.
3. Выявить основные правовые основы механизма стандартизации и сертификации в области управления проектом.
4. Предложить пути по совершенствованию эффективности стандартизации и сертификации в области управления проектом.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ 7
1.1 Менеджмент качества в управлении проектом 7
1.2 Стандартизация в управлении проектами 8
1.3 Этапы работ по стандартизации 11
1.4 Понятия некоторых нормативных документов стандартизации 14
1.5 Методы стандартизации в управлении проектами 16
1.6 Метод «инструментального ящика» в управлении проектами 19
1.7 Сертификация, как процедура подтверждения соответствия в управлении проектами. 23
1.8 Цели и принципы сертификации в управлении проектами 26
2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ НА ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 29
2.1 Планирование проведения стандартизации и сертификации на проектно-ориентированном предприятии 29
2.2 Оценка результатов внедрения стандартизации и сертификации на проектно-ориентированном предприятии 30
2.3 Анализ нормативно – правовых актов по стандартизации и сертификации на проектно-ориентированном предприятии 39
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ 43
3.1 Пути повышения эффективности системы стандартов и сертификации в сфере управления проектами на предприятии 43
3.2 Рекомендуемый подход к улучшениям 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Рисунок 5 - Моделирование объекта стандартизации
3. Оптимизация модели. В разных организациях варианты исполнения объекта, т.е. документа Б, могут быть разными: Bj, Б2 , Б3,..., Би. В частности, возможны разный состав реквизитов, различное их оформление, использование разных бланков и т.д. Задача стандартизаторов — унифицировать документ, отобрав наилучший вариант состава реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается общенаучными методами и методами стандартизации (симплификация, типизация и пр.). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта.
Рисунок 6 - Оптимизация модели
4. Стандартизация модели.
На заключительном этапе
Из рассмотренного механизма становится понятна сущность стандартизации.
Автор полностью разделяет мнение В.П. Блиновой о том, что принцип добровольности стандартов реализуется только при выборе решения о применении (или неприменения) стандарта или его разделов. Положительное решение о применении независимо от формы (договор, ссылка в техническом документе) обязывает субъект хозяйственной деятельности выполнять требования в принятом объеме (целиком стандарт или его отдельные разделы). Здесь уместна аналогия с военной службой по контракту: заключивший контракт, добровольно приняв установленные «правила игры», обязан строго им следовать (неукоснительно выполнять устав, приказы командиров и пр.).
Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ. Применение НД является способом упорядочения в определенной области. Отсюда НД — средство стандартизации.
Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.
Стандарт - документ, в котором
в целях добровольного
Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» (преамбула) понятие стандарта является родовым. В него входят государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). К другим документам можно отнести государственные образовательные стандарты, которые принимает с 1994 г. Министерство образования и науки РФ в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Таблица 1 - Отличительные признаки регламента и стандарта
Объект |
Статус |
Объект регулирования |
Характер использования |
Технический регламент |
Федеральный закон |
Продукция и процессы ЖЦП |
Обязательное |
Стандарт |
Документ в области |
Продукция и процессы ЖЦП, рабыот и услуги |
Добровольное |
Содержание аспекты |
Социальная роль | ||
К документу |
К продукции | ||
Технический регламент |
1. Перечень продукции и |
Требования к характеристикам
безопасности продукции и процессов, |
Обеспечение |
Стандарт |
Технические требования |
Требования ко всем |
Обеспечение |
В таблице 1 сравниваются стандарт и технический регламент на идентичные объекты.
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическою опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт (прежнее название — государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт организации).
Регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
Выше была дана характеристика стандартизации как вида деятельности. Но стандартизация - одновременно и комплекс методов, необходимых для установления оптимального решения повторяющихся задач и узаконивания его в качестве норм и правил. Метод стандартизации — это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.
Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. Ниже рассматриваются широко применяемые в работах по стандартизации методы.
1. Упорядочение объектов стандартизации - универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации.
Систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по систематизации продукции может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который систематизирует всю товарную продукцию (прежде всего по отраслевой принадлежности) в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции.
Селекция объектов стандартизации - деятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.
Симплификация - деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.
Типизация объектов стандартизации - деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов - конструкций, технологических правил, форм документации. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты подвергают каким-либо техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.
Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также значений всех других показателей качества и экономичности.
Рисунок 7 - График выбора оптимальных значений параметров стандартизируемых объектов
На рисунке 7 иллюстрируется пример выбора оптимального значения одного из параметров стандартизируемых изделий. Кривая 1 показывает зависимость функции потерь в случае, когда при стандартизации выбрано максимально возможное значение параметра; на кривой 2 — аналогичный случай, но в качестве стандартного выбран минимальный параметр; кривая 3 — средние суммарные потери. Оптимальное значение может быть выбрано при минимальном значении суммарной функции потерь.
2. Опережающая стандартизация. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.
Стандарты не могут только
фиксировать достигнутый
3. Комплексная стандартизация. При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы. Применительно к продукции — это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации). Практической реализацией этого метода выступают программы комплексной стандартизации (ПКС), которые являются основой создания новой техники, технологии и материалов.
Как показано на рисунке 8 , типичный стандартизованный процесс управления проектами включает в себя фазы процесса, контрольные события, технические результаты и результаты управления.
Рисунок 8 - Пример процесса
стандартизованного управления проектами
с соответствующим «
Поддержка данного процесса — часть новой роли набора инструментов (в данный момент мы акцентируем внимание только на управленческих результатах и «инструментальном ящике»). В такой поддержке важны два принципа. Во первых, каждый конкретный управленческий результат поддерживается конкретным инструментом или инструментами из набора. Следовательно, каждый из этих инструментов отбирается по факту систематического применения, помогающего получить требуемый предмет поставки. Во вторых, «инструментальный ящик» сконструирован таким образом, чтобы включать в себя все инструменты, необходимые
для получения полной совокупности управленческих результатов процесса стандартизованного управления проектами, что показано на рис. 1.2.6 с помощью темного фона, отмечающего результаты и набор инструментов. Очевидно, что «инструментальный ящик» разрабатывается для конкретного процесса стандартизованного управления проектами. Если бы этот принцип не соблюдался, вместо «инструментального ящика» у нас была бы совокупность отдельных инструментов, выполняющих ту же роль, что и традиционные инструменты управления. Технические результаты и соответствующие им инструменты определяются спецификой проекта.
Значимость новой роли «инструментального ящика» управления проектами очевидна. Разработанный как набор предварительно определенных инструментов, «инструментальный ящик» обеспечивает поддержку процесса стандартизованного управления проектами посредством предоставления практического и осязаемого, но при этом систематизированного пути получения совокупности результатов управления по данному процессу. Стратегическое значение поддержки показано на рисунке 9.
Рисунок 9 - Пирамида, опирающаяся
на «инструментальный ящик»
Направленные вверх стрелки демонстрируют, что «инструментальный ящик» поддерживает процесс стандартизованного управления проектами, который помогает реализовать стратегию управления проектами, а следовательно, и конкурентную стратегию компании, направленную на обеспечение ее выживания и роста. Для того чтобы более высокий уровень действительно поддерживался более низким, конкурентная стратегия должна быть движущей силой стратегии управления, которая определяет и направляет процессы стандартизованного управления проектами, что напрямую влияет на структуру набора инструментов (это показано с помощью направленных вниз стрелок). Совершенно очевидно, что новая роль «инструментального ящика» исполняется в более широком, стратегическом контексте управления проектами.
Информация о работе Стандратизация и сертификация в сфере управления проектом