Сущность рынка труда и его основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и описание рынка труда молодежи и особенностей его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать характеристику современного российского рынка труда;
рассмотреть понятие и показатели безработицы;
изучить явление дискриминации на рынке труда

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность рынка труда и его основные характеристики…………...5
1.1. Характеристика рынка труда…………………………………....5
1.2. Понятие и показатели безработицы…………………………...11
1.3. Дискриминация на рынке труда……………………………….19
Глава 2. Особенности рынка труда молодежи………………………………24
2.1. Молодежь на рынке труда……………………………………..24
2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда…………….37
2.3. Современное состояние рынка труда молодежи: динамика численности занятых и безработных…………………………40
Глава 3. Решение проблемы занятости молодежи………………………….45
3.1. Программа поддержки молодежи…………………………….45
3.2. Правовое регулирование молодежной политики……………55
3.3. Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости…………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………67

Файлы: 1 файл

Рынок труда молодёжи и особенности его регулирования_исправленный.doc

— 704.00 Кб (Скачать файл)

Экономисты выделяют и некоторые другие формы безработицы, связанные с различными критериями классификации: ее продолжительностью, вынужденным характером, концентрацией в определенных профессиональных группах, отраслях, регионах или возрастных категориях. Среди них, в частности, частичная безработица, когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день ввиду отсутствия работы. К скрытой безработице относят существование нерациональной, неэффективной занятости. Под застойной безработицей понимается ее концентрация среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени. Технологическая безработица связана с вытеснением из производства живого труда под влиянием научно-технического прогресса.

Явная и скрытая формы  безработицы связаны с неполной занятостью трудоактивного населения. Явная – это безработица, которая регистрируется государственными органами службы занятости. Скрытая безработица, в отличие от явной, определяется косвенными методами, в том числе, экспертной оценкой.

Скрытую безработицу  подразделяют на официальную и неофициальную. В официальную часть скрытой безработицы включаются регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего дня. В неофициальную часть принято включать избыточную внутрипроизводственную численность работников, а также тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службу занятости.

Размеры скрытой  безработицы устанавливаются с  помощью специальных выборочных исследований с использованием балансовых методов определения потребности  в рабочей силе либо опросов экспертов  из числа руководителей и специалистов предприятий, представителей органов управления, ведущих ученых.

 

1.3. Дискриминация на  рынке труда

 

Среди важнейших современных  социально-экономических проблем  выделяют дискриминацию на рынке труда. Дискриминация на рынке труда – неравные возможности на рынке труда группы работников, выделенных по определенному принципу и имеющих одинаковую производительность с другими работниками (групповая дискриминация), или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики качества рабочей силы (индивидуальная дискриминация). Основанием для дискриминации на рынке труда могут выступать разнообразные характеристики работников. Согласно ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации «Запрещение дискриминации в сфере труда» никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. Дискриминацией не являются различия, исключения, предпочтения и ограничение прав работников, определяемые свойственными данному виду труда требованиями, либо обусловленные заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите8.

Таким образом, дискриминация  – это неравные возможности на рынке труда группы работников, выделенных по определенному признаку и имеющих одинаковую производительность с другими работниками (групповая дискриминация), или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики качества рабочей силы (индивидуальная дискриминация)9. Основанием для дискриминации на рынке труда выступают расовые, этнические, тендерные, возрастные и другие характеристики рабочей силы.

Можно выделить несколько  видов дискриминации на рынке труда по сфере действия или по результатам.

1. Дискриминация при  найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы). Она  происходит тогда, когда ту  или иную группу населения  при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют.

2. Дискриминация в  доступе к определенным профессиям  или должностям. Она происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы. Этот вид дискриминации называют также профессиональной сегрегацией.

3. Дискриминация при  оплате труда. Она возникает  в случае более низкой оплаты  труда одних работников по  сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.

4. Дискриминация при  продвижении по службе, в профессиональной  карьере. Она наблюдается, когда работники дискриминируемой группы ограничиваются в вертикальной мобильности. Этот вид дискриминации аналогичен профессиональной сегрегации, но в данном случае сегрегация происходит по вертикали, в должностной иерархии.

5. Дискриминация при  получении образования или профессиональной  подготовки. Она может выражаться или в ограничении доступа к получению образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества. Этот вид дискриминации нельзя в полной мере отнести собственно к дискриминации на рынке труда, так как получение образования обычно предшествует трудовой деятельности. Но, несмотря на «дотрудовой» характер этого вида дискриминации, ее причины и следствия из нее теснейшим образом связаны с функционированием рынка труда. Дискриминация – сложное явление, в котором объединяются и дискриминационные различия в заработной плате, и другие неравные возможности на рынке труда. Поэтому модели, анализирующие дискриминационные различия в заработной плате, в качестве предпосылок или следствий содержат предположения о других видах дискриминации, и наоборот. Необходимо учитывать, что неравная оплата за работы, сравнимые по своей ценности, – это не обязательно дискриминация, в то время как равная оплата за работы равной ценности не обязательно означает отсутствие дискриминации.

Выделяют также различные виды дискриминации в зависимости от причин, ее порождающих.

1. Дискриминация со  стороны работников возникает  тогда, когда большая часть работников избегает сотрудничества в трудовом коллективе с дискриминируемыми работниками.

2. Дискриминация со стороны потребителей порождается неодинаковым отношением потребителей к работникам, предоставляющим им один и тот же вид данной услуги.

3. Дискриминация со  стороны работодателя выражается  в неодинаковом отношении работодателя  к различным группам работников, одинаковым по производительности, но разным по характеристикам, по которым работодатель предпочитает одну группу другой.

4. Дискриминация со  стороны предложения труда возникает  как реакция работодателей на  различные характеристики предложения  труда работников, имеющих одинаковую производительность. Типичный пример дискриминации со стороны предложения – монопсонистическая дискриминация на рынке труда

5. Статистическая дискриминация  — дискриминация работников в  том случае, когда работодатель  в условиях несовершенства информации судит о работниках на основе средних характеристик о производительности, присущих группе, к которой принадлежит данный работник, а не на основе информации о его индивидуальной производительности10.

Основные причины возникновения  дискриминации на рынке труда  связаны с использованием монопольной  власти, личным предубеждением (работодателей, коллег по работе или потребителей) и статистическими предубеждениями (когда работодатели в условиях несовершенства информации переносят на отдельных индивидов некоторые характеристики всей группы)11.

Анализ социально-экономических  последствий дискриминации на рынке  труда показывает, что, как правило, они оцениваются зарубежными  и отечественными специалистами негативно, поскольку дискриминация препятствует оптимальному распределению ресурсов и доходов, снижает эффективность национальной экономики и отдельных организаций (предприятий, фирм).

Дискриминация – достаточно сложное явление, в котором объединяются неравные возможности на рынке труда. В реальности равных возможностей часто не бывает, и очень трудно отделить различия в положении того или иного работника, вызванные дискриминацией, от различий, вызванных его индивидуальными особенностями. Помимо этого, дискриминационные воздействия накапливаются, и индивидуальные особенности работника уже могут стать результатом предшествующей дискриминации. С другой стороны, наличие обстоятельств, формально свидетельствующих о дискриминации, не всегда означает, что она действительно существует.

Очевидно, что проблема дискриминации на рынке труда  не может быть решена только с позиции  права. Она связана с культурными  и национальными традициями, религиозными воззрениями, особенностями политического и социально-экономического развития.

Итак, на дискриминацию  воздействует много причин, одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации может иметь большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально-экономической ситуации. Все это затрудняет разработку политики, направленной на преодоление негативных последствий дискриминации, и вызывает необходимость тщательных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА МОЛОДЕЖИ

 

2.1. Молодежь на рынке труда

 

Молодежь на рынке труда России – один из важнейших аспектов интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь общества. От того насколько молодые люди себя реализуют на рынке труда, во многом зависит и благополучие общества и собственное благополучие молодежи.

Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим  сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люли характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.

В условиях рыночных отношений  проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой – реализовать свой потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Выходящие на рынок труда  молодые люди различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить, по меньшей мере, три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Молодежь в возрасте от 16 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей, ссузов. Именно в этот период человек усваивает ос-новные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адап-тироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого пе-риода является выбор будущей профессии.

Вторая категория –  молодые люди 18-24 лет, завершающие  или завер-шившие профессиональную подготовку, а также отслужившие  в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профес-сионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна. Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования  и не-востребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас бо-лее половины выпускников не могут найти работу по специальности, что нега-тивно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.

В возрасте от 25-29 лет  молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и  имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высо-кие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым со-циальным и психологическим последствиям.

Особенность положения  молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов12:

1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т.е. все то, что свиде-тельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его со-циализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

2. Необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в даль-нейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор на-правления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информа-ция о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.

3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Со-временный российский рынок квалифицированного труда характеризуется зна-чительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифи-цированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, на-правленной на получение значительной материальной выгоды.

Информация о работе Сущность рынка труда и его основные характеристики