Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и описание рынка труда молодежи и особенностей его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать характеристику современного российского рынка труда;
рассмотреть понятие и показатели безработицы;
изучить явление дискриминации на рынке труда
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность рынка труда и его основные характеристики…………...5
1.1. Характеристика рынка труда…………………………………....5
1.2. Понятие и показатели безработицы…………………………...11
1.3. Дискриминация на рынке труда……………………………….19
Глава 2. Особенности рынка труда молодежи………………………………24
2.1. Молодежь на рынке труда……………………………………..24
2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда…………….37
2.3. Современное состояние рынка труда молодежи: динамика численности занятых и безработных…………………………40
Глава 3. Решение проблемы занятости молодежи………………………….45
3.1. Программа поддержки молодежи…………………………….45
3.2. Правовое регулирование молодежной политики……………55
3.3. Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости…………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………67
8. Создание специальных
молодежных организаций для
9. Создание средств
массовой информации для
10. Правовое регулирование молодежной политики. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития.
Организация занятости молодежи – сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур – службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.
Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, они занимаются не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников).
Основными функциями службы занятости являются: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; консультирование обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам; оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы; организация психологической поддержки, профессиональной ориентации и подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или в других учебных заведениях и другие функции.
Оказание помощи в трудоустройстве молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности службы занятости населения.
Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям.
Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.
Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и общества в целом.
Для достижения этой цели
предусматривается решение
Поставленные задачи реализуются на основе соответствующих региональных социальных программ.
Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:
Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантируются:
Важной составляющей государственной социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:
Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеет право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно.
Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.
Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний – одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству19.
Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации.
Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.
После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы.
Информационная консультация
предоставляет клиенту
Профессиональное
Личностная консультация проводится, если психолог чувствует – что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов.
Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносится с требованиями, предъявляемыми профессий к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии20.
Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь молодым безработным, включающая себя консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разные виды психотерапии.
Социальная адаптация
безработных граждан
3.2. Правовое регулирование молодежной политики
Нормативно-правовая база молодежной политики в России находится сейчас в стадии становления. При ее совершенствовании необходимо исключить угрозу разрастания «лоскутного» нормативного регулирования данной сферы за счет мер по обеспечению ее целостности и стыковки с нормативной базой пограничных отраслей. Основным ядром должна являться обновленная Стратегия молодежной политики, в которой должны быть закреплены основные понятия и цели данной сферы, соответствующие целям и задачам, сформулированным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года21.
Необходимость формирования
современной законодательной
Молодежь не имеет достаточного правового обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи. Однако формирование сильной политики, достижение устойчивого управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в первую очередь посредством законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов, распорядительных и исполнительных актов. Их принятие – залог эффективного функционирования системы государственного управления. Важнейшими документами с этой точки зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной молодежной политики:
Целью таких законов является установление правовых основ государственной молодежной политики в регионах. Это означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. Из ряда самых больных проблем – занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как-то необходимо для стратегических, сложных направлений: важными элементами правового регулирования должны стать и постановления Губернаторов и ведомственные акты.
Информация о работе Сущность рынка труда и его основные характеристики