Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и описание рынка труда молодежи и особенностей его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать характеристику современного российского рынка труда;
рассмотреть понятие и показатели безработицы;
изучить явление дискриминации на рынке труда
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность рынка труда и его основные характеристики…………...5
1.1. Характеристика рынка труда…………………………………....5
1.2. Понятие и показатели безработицы…………………………...11
1.3. Дискриминация на рынке труда……………………………….19
Глава 2. Особенности рынка труда молодежи………………………………24
2.1. Молодежь на рынке труда……………………………………..24
2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда…………….37
2.3. Современное состояние рынка труда молодежи: динамика численности занятых и безработных…………………………40
Глава 3. Решение проблемы занятости молодежи………………………….45
3.1. Программа поддержки молодежи…………………………….45
3.2. Правовое регулирование молодежной политики……………55
3.3. Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости…………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………67
Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой дея-тельности. Сегодня нельзя говорить о высоком уровне психологической адап-тации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда.
В общесоциальном аспекте включение молодежи в процесс самореализации в трудовых отношениях есть воспроизводство социально-профессиональной, а в конечном итоге – социально-классовой структуры общества. Становление последней предопределяется тем, что процесс включения молодежи в производственно-экономические отношения одновременно есть процесс включения в распределительные отношения. Именно поэтому свое профессиональное становление молодежь оценивает как по уровню социального признания (престижности) профессии, так и по уровню ее прибыльности. Естественно, оценки по этим двум критериям не совпадают. Степень несовпадения оценок есть индикатор остроты противоречия между индивидуальными ожиданиями, запросами молодежи и потребностями, возможностями общества.
Большинство молодых людей считают, что получить хорошую работу помогает в первую очередь наличие высокой квалификации и знаний. Второе требование – наличие связей и знакомств. И только после этого следует такое качество, как готовность трудиться с полной отдачей.
За последние 15 лет значительно уменьшилась доля тех, кто считает важными для получения хорошей работы опору на связи и знакомства: с 62% в 1997 г. до 53% в 2007 г. и 40% в 2009 г. Меньше также уверенности в том, что спросом пользуется специальность, которая высоко ценится обществом. Причиной, по-видимому, является тот факт, что большая часть молодежи занята не по своей основной профессии, даже если она представляет общественную ценность. Все менее верят молодые, что для получения хорошей работы нужно быть инициативным и предприимчивым, иметь высокую квалификацию и знания (рис. 4).
Рис. 4. Работает ли молодежь по специальности, указанной в дипломе (%).
Молодежь чутко реагирует на изменения ценности различных качеств работника (рис. 5).
Рис. 5. Что в первую очередь помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян.
За последние 15 лет
молодежь стала рассматривать как наибол
Чаще по специальности работает молодежь, которая получила высшее техническое или естественно-научное образование образование (71% из них работают по специальности). Среди тех, кто получил высшее гуманитарное или экономическое образование, таких меньше – 60%. Еще меньше их среди тех, кто получил среднее специальное и общее среднее образование (44% и 32%).
Представление молодежи о престижности и привлекательности тех или иных позиций на рынке труда более рациональны и разнообразны, чем гласят общественные стереотипы. В своих представлениях о престижности профессии молодежь отталкивается не только от того, насколько она высокооплачиваема, но и от того, какой статус приобретает человек, занимающийся этой деятельностью, насколько эта работа интересна, а также насколько перспективно то или иное направление профессиональной деятельности в долгосрочной перспективе.
Наиболее значимая тенденция – расширение спектра наиболее престижных профессий. Если в 1997 г. 46% молодых среди наиболее престижных профессий называли специальности юриста и финансиста, то сегодня эти показатели уменьшились в среднем на 30%. В целом по критерию «престижность» молодое поколение стало оценивать профессии с некоторым скепсисом (табл. 1).
Профессии |
Годы | ||
1997 |
2007 |
2009 | |
Адвокат, юрист, прокурор, нотариус |
43 |
32 |
18 |
Финансист, экономист, бухгалтер, банковский работник |
46 |
28 |
12 |
Госслужащий |
10 |
17 |
9 |
Руководитель, менеджер |
10 |
6 |
12 |
Работник культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, модельного бизнеса, телеведущий |
5 |
11 |
9 |
Военнослужащий, работник МВД, ГИБДД |
3 |
3 |
5 |
Врач |
9 |
10 |
7 |
Предприниматель, бизнесмен |
13 |
9 |
8 |
Программист |
0 |
7 |
4 |
Научный работник |
0 |
3 |
4 |
Табл. 1. Наиболее престижные профессии в оценках российской молодежи, %.
Иная ситуация складывается,
когда молодежь оценивает выбор
профессии по прибыльности. Наиболее
прибыльными считаются
Профессии |
Годы | ||
1997 |
2007 |
2009 | |
Предприниматель, бизнесмен |
37 |
25 |
18 |
Адвокат, юрист, прокурор, нотариус |
22 |
18 |
10 |
Финансист, экономист, бухгалтер, банковский работник |
37 |
29 |
8 |
Руководитель, менеджер |
8 |
7 |
9 |
Госслужащий |
10 |
11 |
7 |
Работник культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, модельного бизнеса, телеведущий |
2 |
6 |
7 |
Врач |
2 |
6 |
5 |
Программист |
0 |
6 |
2 |
Табл. 2. Наиболее прибыльные профессии в оценках российской молодежи, %.
Сравнение представлений о престижной профессии молодежи и старшего поколения показало, что молодежь быстро реагирует на изменения в стране и на рынке труда, а старшее поколение следует стереотипам.
Для молодого поколения хорошие условия труда являются одним из самых важных требований к рабочему месту: такое требование высказывают 42% респондентов.
С дискриминацией по возрастному признаку сталкивались 33% работающей молодежи. Это прежде всего выражается в занижении оплаты труда, с чем сталкивались 23,5%, торможение профессионального роста – 6,9%, искусственное торможение карьеры – 5,7%, преднамеренное удерживание на непрестижной должности – 4,3% работающей молодежи.
У 35,2% работающей молодежи
имеются трудности в
На заниженную оплату труда жалуются прежде всего работники предприятий и строек – 37,8%, работники сферы бытовых услуг и торговли – 32,2%, сельского хозяйства – 54,1%. На искусственное торможение профессионального роста карьеры – молодые представители технической интеллигенции – 27,4%, военнослужащие – 23,1%, гуманитарная интеллигенция – 19,5%, работники бытовых услуг и торговли – 13,5%.
Доля ощущающих трудности в профессиональной конкуренции немногим выше среди работающих юношей – 37,8%, чем среди работающих девушек – 32,7%, и одинакова среди всех представителей групп работающей молодежи (рис. 6).
Рис. 6. Доля ощущающих трудности в профессиональной конкуренции среди представителей различных профессиональных групп молодежи, %.
Причинами трудности в профессиональной конкуренции являются: отсутствие возможности повысить квалификацию – 33,4%, отсутствие необходимых трудовых навыков – 30%, необходимой квалификации – 26,1%, отсутствие возможности получить необходимое профессиональное образование – 15%. Эти причины назвали многие представители молодежи (табл. 3).
Причины |
Социальные группы молодежи | ||||||
Рабочие предприятия, стройки, шахты |
Инженеры, конструкторы |
Преподаватели, учителя, научные сотрудники, врачи |
Работники без высшего образования в сфере услуг, торговли и транспорта |
Предприниматели, руководители малого бизнеса, финансов, страхования |
Профессиональные военные, сотрудники МВД |
Работники сельского хозяйства | |
Отсутствие необходимой квалификации |
32,1 |
19,4 |
29,6 |
31,1 |
25,0 |
35,3 |
13,2 |
Отсутствие необходимых трудовых навыков |
26,6 |
45,2 |
29,6 |
32,8 |
40,0 |
23,5 |
22,4 |
Отсутствие возможности повысить квалификацию |
33,9 |
19,4 |
40,7 |
29,5 |
20,0 |
41,2 |
43,4 |
Отсутствие возможности получить необходимое профессиональное образование |
11,9 |
16,1 |
3,7 |
14,8 |
20,0 |
5,9 |
25,0 |
Табл. 3. Причины недостаточной конкурентоспособности в сфере труда у представителей различных профессиональных групп молодежи, %.
Достаточно высокую
степень гарантированности
В настоящее время
малое предпринимательство
Рис. 7. Число малых предприятий и среднесписочная численность работников в них13.
Удалось ли приспособиться |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Удалось не только приспособиться, но и улучшить условия своей жизни |
12,1 |
6,7 |
3,7 |
В целом удалось приспособиться, хотя жизнь в этих условиях требует чрезмерных усилий |
36,4 |
29,6 |
20,1 |
Частично удалось |
32,3 |
33,7 |
29,6 |
Приспособиться не удалось, но надежды на улучшение жизни сохраняются |
9,1 |
14,4 |
14,6 |
Не удалось приспособиться и вряд ли удастся |
3,6 |
12,3 |
35,1 |
Затруднились ответить |
6,5 |
3,3 |
3,1 |
Итого доля тех, кому не удалось приспособиться к жизни в условиях рынка |
12,7 |
16,5 |
49,7 |
Табл. 4. Удалось ли представителям различных возрастных групп приспособиться к жизни в условиях рынка (2007), %.
Информация о работе Сущность рынка труда и его основные характеристики