Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и описание рынка труда молодежи и особенностей его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать характеристику современного российского рынка труда;
рассмотреть понятие и показатели безработицы;
изучить явление дискриминации на рынке труда
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность рынка труда и его основные характеристики…………...5
1.1. Характеристика рынка труда…………………………………....5
1.2. Понятие и показатели безработицы…………………………...11
1.3. Дискриминация на рынке труда……………………………….19
Глава 2. Особенности рынка труда молодежи………………………………24
2.1. Молодежь на рынке труда……………………………………..24
2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда…………….37
2.3. Современное состояние рынка труда молодежи: динамика численности занятых и безработных…………………………40
Глава 3. Решение проблемы занятости молодежи………………………….45
3.1. Программа поддержки молодежи…………………………….45
3.2. Правовое регулирование молодежной политики……………55
3.3. Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости…………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………67
У современной молодежи в гораздо большей степени, чем у старшего поколения, развиты достижительные мотивации, что соответствует типу личности, готовой к индивидуальному риску в условиях конкурентной среды.
Согласно исследованию,
проведенному в мае 2009 г., отношение
не менее 80% молодежи к предпринимателям
и предпринимательству
Менее 20% опрошенных относятся
к предпринимательству
Доля молодежи, относящейся к предпринимателям положительно, велика независимо от ее идеологических предпочтений (табл. 5) или возраста (табл. 6).
Отношение к предпринимателям |
Сторонники идейно-политических течений | ||||||
Радикальных рыночных реформ |
Коммунистической идеологии |
Социал-демократической идеологии |
Русского национального возрождения |
Центристы |
Другого течения |
Не являются сторонниками идейно-политического течения | |
Предприниматели создают рабочие места |
73,5 |
65,9 |
64,3 |
62,8 |
70,1 |
69,2 |
65,6 |
Способствуют переменам в лучшую сторону в городе, в поселке |
15,7 |
7,3 |
20,9 |
12,4 |
21,9 |
30,8 |
19,5 |
Ведут благотворительную деятельность |
10,8 |
7,3 |
6,1 |
4,7 |
10,2 |
7,7 |
4,8 |
Отирают последнее |
10,8 |
12,2 |
4,3 |
8,5 |
1,5 |
0,0 |
3,9 |
Грабят работников |
9,6 |
19,5 |
9,6 |
11,6 |
6,6 |
7,7 |
12,3 |
Табл. 5. Отношение к предпринимателям молодежи, являющейся сторонником тех или иных политических партий, %.
Отношение к предпринимателям |
Возрастные группы | |||
14-17 лет |
18-20 лет |
21-24 года |
25-30 лет | |
Предприниматели создают рабочие места |
64,1 |
64,3 |
66,5 |
67,9 |
Способствуют переменам в лучшую сторону в городе, в поселке |
17,8 |
16,6 |
17,4 |
20,7 |
Ведут благотворительную деятельность |
4,3 |
4,7 |
5,4 |
8,1 |
Отирают последнее |
4,7 |
5,3 |
4,0 |
4,5 |
Грабят работников |
9,8 |
12,2 |
9,9 |
12,6 |
Табл. 6. Отношение представителей различных возрастных групп молодежи к предпринимателям, %.
Свой бизнес хотели бы открыть 52,7% опрошенной молодежи. Лишь 16,5% однозначно не изъявляют желания заниматься собственным бизнесом, и 24,9% не задумывались над этим (оставшиеся 5,9% - это действующие молодые бизнесмены).
Отношение молодежи к предпринимателям и желание создать собственный бизнес свидетельствуют, что новое поколение в большинстве своем «вписалось» в рыночные отношения и благосклонно относится к частной собственности. Таким образом, в России окончательно сформировалось «рыночное» поколение.
Естественно, создать бизнес хотело бы меньшее количество молодежи, чем добиться успехов в работе. И все же предпочтения молодежи в работе за последние 10-12 лет изменились. Ее представители стали чаще рассчитывать на создание собственного бизнеса, независимо от идеологических воззрений (табл. 7).
Отношение к созданию собственного бизнеса |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Готовы создать свой бизнес при наличии возможности |
45,4 |
27,6 |
7,1 |
Уже планируют (создают) свой бизнес |
4,8 |
2,0 |
0,5 |
Уже имеют свой бизнес |
6,0 |
9,2 |
2,2 |
Не собираются заниматься бизнесом |
22,3 |
42,9 |
70,2 |
Не задумывались над этим |
21,5 |
18,3 |
20,0 |
Итого имеют склонность к созданию своего бизнеса |
56,2 |
38,8 |
9,8 |
Табл. 7. Представители различных возрастных групп, имеющих или не имеющих установку на создание своего бизнеса, %.
В то же время, создание своего
бизнеса упирается в ряд
2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда
Рыночная трансформация российской экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры14.
Как показывают исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Вместе с тем, положение молодежи
на рынке труда определяется и
деятельностью образовательных учреждений,
которые через процесс подготовки и воспитания
задают профессионально-
В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).
Взаимодействие предприятий и учреждений образования многоаспектно. В него включены несколько сторон: руководители служб подбора персонала предприятий, руководители учреждений профессионального образования; учащиеся и студенты как будущие высококвалифицированные рабочие и специалисты, а также молодые специалисты, имеющие опыт соотнесения характера профессиональной подготовки в вузе и требований к специалисту со стороны предприятия. Обобщение оценок, высказанных руководителями служб подбора персонала предприятий и учреждений, позволяет сделать вывод о том, что сегодня 42,5% промышленных предприятий, строек и учреждений имеют спрос на молодых специалистов с высшим образованием, 36,5% – с дипломом о среднем профессиональном образовании и 52% – на квалифицированных рабочих, окончивших учреждение начального профессионального образования. Особенно велик дефицит в специалистах и квалифицированных рабочих на предприятиях Сибири, Поволжья, Дальнего Востока, Урала и Москвы, в промышленности и строительстве. Спрос у предприятий имеется, прежде всего, на рабочих высокой квалификации. Потребность в специалистах с высшим и среднем профессиональным образованием по России примерно равна.
Существует три формы взаимодействия предприятий с образовательными учреждениями: приглашают на работу выпускников из числа тех, кто во время обучения проходил профессиональную практику на данном предприятии; приглашают на работу выпускников образовательных учреждений; заключают контракт с образовательными учреждениями на подготовку специалистов.
По мнению руководителей органов управления образования субъектов РФ, сложности трудоустройства имеют место прежде всего среди выпускников юридического, экономического и социально-гуманитарного факультетов15.
Трудоустройство выпускников вуза осуществляется по многим каналам, и вузы преимущественно ориентируются на запросы работодателей. Боле половины трудоустройств происходит на основании поступающего в вуз запроса на специалистов со стороны предприятий. При этом городские службы трудоустройства оказывают лишь небольшую помощь в трудоустройстве выпускников вузов. Треть вузов опирается на собственный опыт администрации вуза и знание потребностей предприятий в кадрах. Определенную информацию о вакансиях они получают от независимых маркетинговых служб.
2.3. Современное состояние рынка труда молодежи: динамика численности занятых и безработных
На рынке труда применительно к российской молодежи сегодня господствуют две тенденции. С одной стороны, бизнес-сообщество при найме работников отдают предпочтение лицам более молодых возрастов. При условии открытого найма (объявлении о вакансиях) в более чем 70% случаев, если оговаривается возраст желаемого специалиста, речь идет о лицах «моложе 30 лет». В итоге, в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодежи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов16.
Вторая тенденция прямо противоположна первой. Частный бизнес отказывает в трудоустройстве молодым специалистам, не выдерживающим конкуренцию в таких отраслях как банковское дело, консалтинг, управление персоналом. Здесь молодежь в глазах бизнес-сообщества проигрывает специалистам старших возрастов, зарекомендовавших себя на этом рынке. На слушаниях в Совете Федерации в 2004 году приводились такие данные: в 1999 году в госсекторе работало 68,4%, а в негосударственном – 8,3%, спустя три года значения этих показателей составили 71,9% и 7,4%17.
Молодежь – исключительно важный ресурс производительных сил обще-ства, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силы. Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обуславливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют 25,5% экономически активного населения России, во-вторых, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня определяет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из уязвимых групп в нашей стране.
Уровень занятости молодежи определяется целым рядом специфических факторов, характерных, в первую очередь, именно для возрастной группы 15-24 года. К числу таких факторов относится, во-первых, участие в различных формах обучения, поскольку уже в возрастной группе 25-29 лет охват населения образованием резко сокращается по сравнению с более младшими возрастами. Во-вторых, на показатели молодежного рынка труда влияют и факторы, специфичные для отдельных полов: для мужчин – служба в Вооруженных Силах по призыву, для женщин – рождение детей, поскольку коэффициент рождаемости у женщин достигает максимума в возрастной группе 20-24 года. Наконец, именно для молодежи в возрасте 15-24 года характерны максимальные показатели миграционной активности, что существенно влияет на региональные характеристики рынка труда, что особенно важно в контексте данной работы.
К сожалению, миграция молодежи, в том числе связанная с призывом юношей на срочную службу в ряды Вооруженных сил, плохо учитывается в рамках Обследования населения по проблемам занятости, особенно для возрастной группы 18-19 лет, и здесь более точную региональную картину уровня занятости дают данные Всероссийской переписи населения. В то же время данные ВПН учитывают не все виды трудовой деятельности. В результате оценки уровня занятости молодежи по данным ВПН и ОНПЗ сильно различаются между собой, особенно на региональном уровне.
В России проблемы занятости молодежи занимают достаточно скромное место в государственной политике. На федеральном уровне в рамках программы «Молодежь России (2011-2015 годы)», существует подпрограмма «Поддержка молодежного предпринимательства и содействия занятости молодежи», кроме того, проблемами занятости молодежи отчасти занимается Департамент молодежной политики Минобрнауки. При этом во многих российских регионах действуют специальные программы занятости молодежи, и положение молодежи на рынке труда привлекает значительное внимание региональных органов власти.
Информация о работе Сущность рынка труда и его основные характеристики