Сущность рынка труда и его основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и описание рынка труда молодежи и особенностей его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать характеристику современного российского рынка труда;
рассмотреть понятие и показатели безработицы;
изучить явление дискриминации на рынке труда

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность рынка труда и его основные характеристики…………...5
1.1. Характеристика рынка труда…………………………………....5
1.2. Понятие и показатели безработицы…………………………...11
1.3. Дискриминация на рынке труда……………………………….19
Глава 2. Особенности рынка труда молодежи………………………………24
2.1. Молодежь на рынке труда……………………………………..24
2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда…………….37
2.3. Современное состояние рынка труда молодежи: динамика численности занятых и безработных…………………………40
Глава 3. Решение проблемы занятости молодежи………………………….45
3.1. Программа поддержки молодежи…………………………….45
3.2. Правовое регулирование молодежной политики……………55
3.3. Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости…………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………67

Файлы: 1 файл

Рынок труда молодёжи и особенности его регулирования_исправленный.doc

— 704.00 Кб (Скачать файл)

 

У современной молодежи в гораздо большей степени, чем  у старшего поколения, развиты достижительные мотивации, что соответствует типу личности, готовой к индивидуальному риску в условиях конкурентной среды.

Согласно исследованию, проведенному в мае 2009 г., отношение  не менее 80% молодежи к предпринимателям и предпринимательству однозначно положительное. По мнению 66,1% опрошенных, предприниматели создают рабочие места, еще 18,5% указали, то предприниматели способствуют переменам в лучшую сторону в городе, поселке, 6% - что они ведут благотворительную деятельность.

Менее 20% опрошенных относятся  к предпринимательству отрицательно, т.к., по их мнению, предприниматели «грабят работников» (11,3%), «отбирают последнее» (6%).

Доля молодежи, относящейся к предпринимателям положительно, велика независимо от ее идеологических предпочтений (табл. 5) или возраста (табл. 6).

Отношение к предпринимателям

Сторонники идейно-политических течений

Радикальных рыночных реформ

Коммунистической идеологии

Социал-демократической идеологии

Русского национального возрождения

Центристы

Другого течения

Не являются сторонниками идейно-политического течения

Предприниматели создают рабочие места

73,5

65,9

64,3

62,8

70,1

69,2

65,6

Способствуют переменам в лучшую сторону в городе, в поселке

15,7

7,3

20,9

12,4

21,9

30,8

19,5

Ведут благотворительную деятельность

10,8

7,3

6,1

4,7

10,2

7,7

4,8

Отирают последнее

10,8

12,2

4,3

8,5

1,5

0,0

3,9

Грабят работников

9,6

19,5

9,6

11,6

6,6

7,7

12,3


Табл. 5. Отношение к  предпринимателям молодежи, являющейся сторонником тех или иных политических партий, %.

 

Отношение к предпринимателям

Возрастные группы

14-17 лет

18-20 лет

21-24 года

25-30 лет

Предприниматели создают рабочие места

64,1

64,3

66,5

67,9

Способствуют переменам в лучшую сторону в городе, в поселке

17,8

16,6

17,4

20,7

Ведут благотворительную деятельность

4,3

4,7

5,4

8,1

Отирают последнее

4,7

5,3

4,0

4,5

Грабят работников

9,8

12,2

9,9

12,6


Табл. 6. Отношение представителей различных возрастных групп молодежи к предпринимателям, %.

 

Свой бизнес хотели бы открыть 52,7% опрошенной молодежи. Лишь 16,5% однозначно не изъявляют желания  заниматься собственным бизнесом, и 24,9% не задумывались над этим (оставшиеся 5,9% - это действующие молодые бизнесмены).

Отношение молодежи к  предпринимателям и желание создать  собственный бизнес свидетельствуют, что новое поколение в большинстве своем «вписалось» в рыночные отношения и благосклонно относится к частной собственности. Таким образом, в России окончательно сформировалось «рыночное» поколение.

Естественно, создать бизнес хотело бы меньшее  количество молодежи, чем добиться успехов в работе. И все же предпочтения молодежи в работе за последние 10-12 лет изменились. Ее представители стали чаще рассчитывать на создание собственного бизнеса, независимо от идеологических воззрений (табл. 7).

Отношение к созданию собственного бизнеса

Молодое поколение  (18-30 лет)

Среднее поколение (31-50 лет)

Старшее поколение (старше 50 лет)

Готовы создать свой бизнес при  наличии возможности

45,4

27,6

7,1

Уже планируют (создают) свой бизнес

4,8

2,0

0,5

Уже имеют свой бизнес

6,0

9,2

2,2

Не собираются заниматься бизнесом

22,3

42,9

70,2

Не задумывались над этим

21,5

18,3

20,0

Итого имеют склонность к созданию своего бизнеса

56,2

38,8

9,8


Табл. 7. Представители различных возрастных групп, имеющих или не имеющих установку на создание своего бизнеса, %.

 

В то же время, создание своего бизнеса упирается в ряд трудностей. Большинство молодежи, имеющей желание создать или создающих свой бизнес, в качестве основной трудности называют отсутствие авансового капитала. Есть и другие проблемы: коррупция, невозможность получить кредит, боязнь рэкета. Среди перечисленных проблем есть и бюрократические помехи.

 

2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда

 

Рыночная трансформация российской экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры14.

Как показывают исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и  деятельностью образовательных учреждений, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.

В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).

Взаимодействие предприятий  и учреждений образования многоаспектно. В него включены несколько сторон: руководители служб подбора персонала предприятий, руководители учреждений профессионального образования; учащиеся и студенты как будущие высококвалифицированные рабочие и специалисты, а также молодые специалисты, имеющие опыт соотнесения характера профессиональной подготовки в вузе и требований к специалисту со стороны предприятия. Обобщение оценок, высказанных руководителями служб подбора персонала предприятий и учреждений, позволяет сделать вывод о том, что сегодня 42,5% промышленных предприятий, строек и учреждений имеют спрос на молодых специалистов с высшим образованием, 36,5% – с дипломом о среднем профессиональном образовании и 52% – на квалифицированных рабочих, окончивших учреждение начального профессионального образования. Особенно велик дефицит в специалистах и квалифицированных рабочих на предприятиях Сибири, Поволжья, Дальнего Востока, Урала и Москвы, в промышленности и строительстве. Спрос у предприятий имеется, прежде всего, на рабочих высокой квалификации. Потребность в специалистах с высшим и среднем профессиональным образованием по России примерно равна.

Существует три формы  взаимодействия предприятий с образовательными учреждениями: приглашают на работу выпускников  из числа тех, кто во время обучения проходил профессиональную практику на данном предприятии; приглашают на работу выпускников образовательных учреждений; заключают контракт с образовательными учреждениями на подготовку специалистов.

По мнению руководителей  органов управления образования  субъектов РФ, сложности трудоустройства  имеют место прежде всего среди  выпускников юридического, экономического и социально-гуманитарного факультетов15.

Трудоустройство выпускников  вуза осуществляется по многим каналам, и вузы преимущественно ориентируются  на запросы работодателей. Боле половины трудоустройств происходит на основании поступающего в вуз запроса на специалистов со стороны предприятий. При этом городские службы трудоустройства оказывают лишь небольшую помощь в трудоустройстве выпускников вузов. Треть вузов опирается на собственный опыт администрации вуза и знание потребностей предприятий в кадрах. Определенную информацию о вакансиях они получают от независимых маркетинговых служб.

 

2.3. Современное состояние  рынка труда молодежи: динамика численности занятых и безработных

 

На рынке труда применительно к российской молодежи сегодня господствуют две тенденции. С одной стороны, бизнес-сообщество при найме работников отдают предпочтение лицам более молодых возрастов. При условии открытого найма (объявлении о вакансиях) в более чем 70% случаев, если оговаривается возраст желаемого специалиста, речь идет о лицах «моложе 30 лет». В итоге, в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодежи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов16.

Вторая тенденция прямо  противоположна первой. Частный бизнес отказывает в трудоустройстве молодым специалистам, не выдерживающим конкуренцию в таких отраслях как банковское дело, консалтинг, управление персоналом. Здесь молодежь в глазах бизнес-сообщества проигрывает специалистам старших возрастов, зарекомендовавших себя на этом рынке. На слушаниях в Совете Федерации в 2004 году приводились такие данные: в 1999 году в госсекторе работало 68,4%, а в негосударственном – 8,3%, спустя три года значения этих показателей составили 71,9% и 7,4%17.

Молодежь – исключительно  важный ресурс производительных сил обще-ства, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силы. Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обуславливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют 25,5% экономически активного населения России, во-вторых, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня определяет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из уязвимых групп в нашей стране.

Уровень занятости молодежи определяется целым рядом специфических  факторов, характерных, в первую очередь, именно для возрастной группы 15-24 года. К числу таких факторов относится, во-первых, участие в различных формах обучения, поскольку уже в возрастной группе 25-29 лет охват населения образованием резко сокращается по сравнению с более младшими возрастами. Во-вторых, на показатели молодежного рынка труда влияют и факторы, специфичные для отдельных полов: для мужчин – служба в Вооруженных Силах по призыву, для женщин – рождение детей, поскольку коэффициент рождаемости у женщин достигает максимума в возрастной группе 20-24 года. Наконец, именно для молодежи в возрасте 15-24 года характерны максимальные показатели миграционной активности, что существенно влияет на региональные характеристики рынка труда, что особенно важно в контексте данной работы.

К сожалению, миграция молодежи, в том числе связанная с  призывом юношей на срочную службу в ряды Вооруженных сил, плохо учитывается в рамках Обследования населения по проблемам занятости, особенно для возрастной группы 18-19 лет, и здесь более точную региональную картину уровня занятости дают данные Всероссийской переписи населения. В то же время данные ВПН учитывают не все виды трудовой деятельности. В результате оценки уровня занятости молодежи по данным ВПН и ОНПЗ сильно различаются между собой, особенно на региональном уровне.

В России проблемы занятости  молодежи занимают достаточно скромное место в государственной политике. На федеральном уровне в рамках программы «Молодежь России (2011-2015 годы)», существует подпрограмма «Поддержка молодежного предпринимательства и содействия занятости молодежи», кроме того, проблемами занятости молодежи отчасти занимается Департамент молодежной политики Минобрнауки. При этом во многих российских регионах действуют специальные программы занятости молодежи, и положение молодежи на рынке труда привлекает значительное внимание региональных органов власти.

Информация о работе Сущность рынка труда и его основные характеристики