Сущность рынка труда и его основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и описание рынка труда молодежи и особенностей его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать характеристику современного российского рынка труда;
рассмотреть понятие и показатели безработицы;
изучить явление дискриминации на рынке труда

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность рынка труда и его основные характеристики…………...5
1.1. Характеристика рынка труда…………………………………....5
1.2. Понятие и показатели безработицы…………………………...11
1.3. Дискриминация на рынке труда……………………………….19
Глава 2. Особенности рынка труда молодежи………………………………24
2.1. Молодежь на рынке труда……………………………………..24
2.2. Подготовка молодежи к выходу на рынок труда…………….37
2.3. Современное состояние рынка труда молодежи: динамика численности занятых и безработных…………………………40
Глава 3. Решение проблемы занятости молодежи………………………….45
3.1. Программа поддержки молодежи…………………………….45
3.2. Правовое регулирование молодежной политики……………55
3.3. Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости…………………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………67

Файлы: 1 файл

Рынок труда молодёжи и особенности его регулирования_исправленный.doc

— 704.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с методологией Международной организации труда, при анализе рынка труда рассматривается  население в возрасте 15-64 года, которое подразделяется на три возрастные группы: молодежная (15-24 года), средняя (25-54 года) и старшая (55-64 года).

Небольшое внимание, уделяемое  проблемам занятости молодежи на федеральном уровне, отчасти может объясняться тем, что на фоне общемировой ситуации общероссийские показатели молодежного рынка труда выглядят относительно благополучными. Так, в 2010 г. в России, по данным Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ), молодежь в возрасте 15-24 года составляла около 23% населения в возрасте 15-64 года, а доля молодежи в общей численности безработных равнялась 26%. Российские показатели молодежной занятости выглядят неплохо даже при сопоставлении со странами, входящими в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), не говоря уже об экономически менее развитых странах.

В настоящее время  в России существует по меньшей мере четыре источника информации о состоянии молодежного рынка труда: данные Обследований населения по проблемам занятости (ОНПЗ), данные Всероссийской переписи населения 2010 г. (ВПН), данные Федерального агентства по труду и занятости (Роструда) и, наконец, данные Министерства образования и науки (Минобрнауки). Эти четыре типа источников существенно различаются по методике и по направлениям охвата информации.

Данные ОНПЗ охватывают все основные показатели рынка труда, позволяют рассматривать процессы в динамике и максимально приближены к методологии Международной организации труда, но основаны на результатах выборочных опросов. В целом эта выборка является репрезентативной, но при высоком уровне детализации (например, при одновременной разбивке по регионам, возрасту и уровню образования) данные ОНПЗ оказываются не вполне нерепрезентативными. Данные ВПН 2011 г., доступные в настоящее время, характеризуют только занятость населения (при этом некоторые категории занятых не учитываются), относятся, по определению, только к одному году, но зато дают наиболее точную картину регионального распределения. Данные Роструда относятся только к зарегистрированной безработице, но позволяют дать точные оценки отдельных явлений, наблюдающихся в этой области. Данные Министерства образования и науки о трудоустройстве выпускников охватывают только часть окончивших учреждения профессионального образования (обучавшихся на дневных отделениях государственных учебных заведений за счет бюджетных средств). Таким образом, все четыре типа данных отчасти дополняют друг друга, и все они в той или иной мере могут использоваться при анализе положения молодежи на рынке труда.

Оценки занятости, полученные на основе ВПН, в целом оказываются немного ниже, чем данные ОНПЗ, прежде всего из-за того, что при проведении переписи в составе занятых не полностью учитывались лица, занятые производством товаров в домашнем хозяйстве (в первую очередь речь идет о работе в личных подсобных хозяйствах). Однако для возрастной группы 18-19 лет, наоборот, ВПН дает более высокую оценку величины занятости, чем ОНПЗ. Это связано с недостаточно полным учетом в ОНПЗ числа военнослужащих срочной службы и внутренних миграционных процессов. Что касается данных о величине безработицы, то здесь, естественно, данные Роструда о зарегистрированных безработных оказываются существенно меньше, чем оценки ОНПЗ, полученные на основе непроверяемых ответов респондентов и основанные на весьма мягких критериях безработицы, принятых Международной организацией труда.

Именно для молодежи в возрасте 15-24 года характерны максимальные показатели миграционной активности. Отток молодежи из сельской местности в города начинается уже в возрасте 10-14 лет, а начиная с 15 лет интенсивность этого процесса быстро нарастает, достигая максимума в возрасте 17-18 лет, причем особенно интенсивно мигрируют в города женщины. В миграционном движении только из сельской местности в города участвует по меньшей мере 12-13% молодежи в возрасте 15-19 лет. После 19 лет начинается небольшое обратное движение, и часть молодежи возвращается из городов в сельскую местность (после завершения учебы в ССУЗах, завершения службы в армии, равно как и из-за неудачи с поисками работы в городе).

Таким образом, молодежь на российском рынке труда в целом выступает в качестве наиболее мобильной части населения, характеризующейся относительно более высокой скоростью адаптации к требованиям рынка. Можно с определенной условностью говорить и о том, что российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определенное предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определенного возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодежи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодежи опыта работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

 

3.1. Программа поддержки  молодежи

 

Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в  формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь. Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в связи с тем, что те еще не сформированы.

Содействие занятости  и трудоустройству молодежи может  быть организовано по нескольким направлениям18:

1. Образование молодежи  – проблема комплексная, ее  решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений государственной политики. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей, но и ситуации на рынке труда.

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности в отдельных субъектах РФ реализуется программа «Путь в профессию», которая призвана сыграть значительную роль в профессиональном самоопределении школьника. В ходе реализации программы появляется возможность заинтересовать учащихся в профориентации. Специально для этого подключаются не только родители и сотрудники школы, но и специалисты центра занятости населения, которые призваны предоставить дополнительную информацию, а также выявить способности и возможности каждого учащегося применительно к трудовой сфере.

2. Содействие профессиональной  подготовке молодежи. Службой занятости ведется активная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих развитие молодежи, – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

Данный вид деятельности службы занятости является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

В соответствии с законодательством  данная форма работы ведется с молодыми безработными, если:

  • гражданин не имеет профессии (специальности);
  • невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

Эффективность системы  профессионального образования  молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.

3. Изменение порядка  приема молодежи на работу. Работодатели  сегодня предъявляют завышенные  требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

Сегодня есть возможность  совместить вторичную занятость  несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодежи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Социальный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

4. Квотирование  мест для молодежи. Для усиления  социальной защищенности молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

5. Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах  и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

6. Привлечение молодежи  к оплачиваемым общественным  работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

7. Организация ярмарок  вакансий. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвалидов, специалистов в определенной сфере деятельности, высококвалифицированных работников и т.д.).

Информация о работе Сущность рынка труда и его основные характеристики