Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:37, реферат
Цель исследования – это изучение теневой экономики как явления, определение её макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие поставленные задачи:
1.определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
2.выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
3.проанализировать масштабы теневой экономики;
4.определить методы борьбы с теневой экономикой.
Введение……………………………………………………………………...………3
1. Теневая экономика: сущность, структура и роль
1.1. Определение и история становления теневой экономики…………………4-8
1.2. Типология и структура теневой экономики……………………………….8-11
1.3. Роль в экономике и механизмы действия………………………………...11-14
2. Особенности, этапы формирования и влияние теневого сектора на экономику России
2.1. Особенности теневого сектора в России и этапы его становления...........................................................................................................15-18
2.2. Оценка масштаба теневой экономики…………………………………….18-21
2.3. Влияние теневого сектора на экономику России…………………...........22-28
3. Основные пути ограничения «теневой» деятельности…………………….29-31
Заключение ………………………………………………………………..........32-33
Список литературы……………………………….…………………………….34-35
Исследователи зачастую используют классификацию её различных проявлений по критерию нарушаемых норм. Впервые такая классификация была разработана американским экономистом Э. Фейгом, который выделил четыре типа «подпольных» экономических действий.
Нелегальная экономика. Она состоит из дохода, произведённого экономической деятельностью, нарушающей юридические нормативы, определяющие сферу законных форм коммерции.
Несообщённая экономика. Она включает ту экономическую деятельность, которая обходит институционально установленные фискальные правила, зафиксированные в налоговом кодексе, либо уклоняется от них.
Незарегистрированная экономика. Она состоит из той экономической деятельности, которая обходит институциональные правила, установленные требованиями правительственных статистических органов.
Неформальная экономика. Она включает ту экономическую деятельность, которая экономит частные издержки, нарушая общественные выгоды и права, предписанные законами и административными правилами, регулирующими отношения собственности, коммерческое лицензирование, трудовые контракты, отношения финансового кредитования и социального страхования.
Институциональный критерий сегментации теневой экономики применяли и многие российские исследователи. Наиболее чётко этот подход применён В.В. Радаевым, который выделяет четыре типа теневых отношений.
Легальная неофициальная экономика – экономическая деятельность, не нарушающая действующих законодательных норм, но, которая не фиксируется в отчётности и контрактах. Примером такой деятельности может служить натуральное производство домашних хозяйств.
Внеправовая экономика – экономическая деятельность, не регламентированная действующим законодательством и находящаяся во внеправовых зонах. Примером служат «финансовые пирамиды» 1990-х гг., которые использовали «дыры» в законодательстве, а также нарушение экологической безопасности и пр.
Полуправовая экономика – экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но выходящая за его пределы в связи с уклонением от налогов. Эта деятельность включает в себя использование «чёрного нала», бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой найм без оформления контрактов.
Нелегальная экономика – экономическая деятельность, запрещённая законом (проституция, наркобизнес, кражи и пр.), т.е. нарушающая уголовные запреты на некоторые виды деятельности. Это так называемая «чёрная экономика».
Также отмечается, что теневая экономика обладает следующими свойствами:
1.3. Роль в экономике и механизмы действия
Рыночная экономика представляет собой широкий обмен правами собственности. Каждая страна является особой системой таких обменов и регулируется соответствующими юридическими законами. Законы устанавливают порядок обретения гражданами прав собственности, порядок защиты этих прав, а также порядок рыночных операций или, как говорят экономисты, трансакций, в результате которых права собственности переходят от одного лица к другому. Теневая же экономика возникает тогда, когда люди по доброй воле или вынужденно совершают рыночный обмен вне рамок этой системы.
В последние десятилетия теневая экономика приобрела во всем мире небывалый до этого размах. Во многих случаях причину этого явления следует искать не в глобальном падении нравов, а в стремлении правительств и легального бизнеса поставить как можно более жёсткие правовые и институциональные рамки для любой экономической практики – настолько жёсткие, что порой даже самая элементарная предпринимательская инициатива оказывается вне закона. Наглядным примером служат страны бывшего СССР, где недавний институциональный тоталитаризм оставил после себя руины нежизнеспособной социалистической экономики, разветвлённую систему теневых экономических взаимосвязей и коррупции и в то же время – необходимость заново создавать продуктивную рыночную институциональную среду, искать способы и возможности постоянного поощрения хозяйственной инициативы и обеспечения её экономического успеха в рамках закона.
Итак, теневизация национального хозяйства в государстве играет неоднозначную роль. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, задействованных в теневой деятельности, способствует получению дополнительных доходов сотрудниками этих предприятий, помогает снижению уровня реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика вредит государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, искажает структуру экономики, ухудшает состояние инвестиционной среды, конкурентной среды для законопослушных налогоплательщиков, наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности и приносит нравственный вред обществу.
Во второй половине XX века мировая экономика вступила в качественно новый период своего развития, который принято называть глобализацией. Глобализация социально-экономических отношений не только открыла новые возможности для прогрессивного развития человечества, но и вызвала одновременно ряд качественно новых глобальных угроз. Сегодня транснациональный характер принимает и теневая экономика.
Невозможно подсчитать её точный удельный вес в мировом ВВП. Вероятнее всего, он измеряется многими триллионами долларов США. Эксперты английского журнала «Экономист» оценивают объём теневого бизнеса на планете в 1,85 трлн ф.ст. По мнению сотрудников Международного валютного фонда, общий объём теневых операций в мире достигает 10-11 трлн долларов. Эти цифры сопоставимы с размером ВВП США – страны, имеющий самый крупный показатель в мире.
При современных механизмах глобализации происходит поляризация мировой системы, когда всё дальше друг от друга уходят относительно тонкий слой развитых, богатых стран, с одной стороны, и мощный слой развивающихся стран – с другой.
Масштабы и особенности теневой экономики в различных странах и регионах мира тесно связаны с национальными хозяйственными моделями и степенью зрелости рыночных отношений. Поэтому существует три основных типа теневой экономики: в развитых странах, в развивающихся и странах с переходной экономикой. В этих группах стран различаются масштабы теневой экономики. В развитых странах, по разным оценкам, 12-16% ВВП, в развивающихся – 40-50%, в странах с переходной экономикой – 23-25%.
Вряд ли можно согласиться с утверждением о генетической предрасположенности того или иного народа к обману и мошенничеству. Однако можно выделить следующую закономерность: чем больше среднедушевой уровень дохода, тем меньше масштабы теневой экономики.
Социально-экономическая и политическая стабильность в развитых странах – важнейшее условие эффективности рыночного хозяйства и сдерживания теневой активности. Нарушения этого равновесия влекут за собой всплески экономической преступности.
Большая роль в противодействии теневой экономике принадлежит также институтам гражданского общества (общественные организации, СМИ и пр.).
2. Особенности, этапы формирования и влияние теневого сектора на экономику России
2.1. Особенности теневого сектора в России и этапы его становления
Неформальные отношения, именуемые на сегодняшний день теневой экономикой, «тонко» вписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет существования советской системы. При необходимости они использовались властями в политических целях: в 30-е годы – в форме борьбы с кулаками, в 60-70-е – с «частником», в 80-е – «с лицами, получающими нетрудовые доходы», в 90-е – с новыми предпринимателями – «кооператорами».
В условиях командно-административной системы распределения существование побочных способов получения доходов было ответом на жёсткую централизацию государства. Однако, в этом был и положительный аспект – такие формы и отношения как взаимопомощь, самоорганизация, самодеятельность являлись способом выживания большей части населения и экономики страны в целом.
Доходы, получаемые контрагентами в системе административного распределения ресурсов, были весьма значительны: 31,8 млрд. руб. в 1975г.; 52,5 млрд. – в 1980г.; 74,3 млрд. – в 1985г.; 55,3 млрд. – в первом полугодии 1989г.
Распространённые в советское время теневые виды деятельности: бартер, несанкционированное совместительство, неплановое строительство, выпуск неучтённой продукции помимо плановых заданий, запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов, оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно, взятки при поступлениях в ВУЗы и за принятие любых прочих решений, валютные операции и т.д.
В 1970-х – начале 1980-х гг. теневая деятельность в СССР становится неотъемлемым элементом социально-экономической системы, приобретает статус институциональной структуры.
В эпоху перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика – это порождение присущих советской системе некоторых особенностей, дефектов, которые можно устранить путём либерализации и введением частной собственности в рамках «перехода в рынку». Именно поэтому считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут стремительно сокращаться, а легальной – вырастать.
Однако, за первые годы реформ (1992 – 1994 гг.) доля теневого сектора в ВВП составляла 9-10%, в 1995 г. – 20%, в 1996г. – 23%.
Теневая деятельность в России в ходе рыночных трансформаций, не сопровождавшихся адекватными институциональными преобразованиями, в условиях быстротечной либерализации хозяйственной деятельности, глубокого спада производства, стала быстро распространяться в самых различных формах.
Именно поэтому хотелось бы выделить некоторые особенности проведения рыночных реформ, ставшие факторами масштабного распространения теневой деятельности в российской экономике:
Во-первых, резкое снижение уровня и действенности защиты государства легальных правомочий собственности и контрактов, связанное с разрушением партийно-государственных структур. Противостояние граждан государству – следствие незащищённости правомочий (мелкой и средней) частной собственности от их размывания со стороны государства.
Во-вторых, фактическая приватизация функции государства отдельными группами чиновников, которые стали выполнять должностные обязанности, насколько это отвечало их коммерческим интересам.
В-третьих, чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит выражение в двух формах. Первая – сохранение значительного государственного сектора, которому требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. Вторая – чрезмерное и практически бесконтрольное вмешательство государства в экономическую деятельность. К нему относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции, например, создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчёты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и пр. функционирование компаний подобного типа – источник теневой активности, т.к. предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желания обойтись без «уполномоченных», вынуждены им платить.
В-четвёртых, сохранение характерных для советской системы форм монополизма и появление новых.
В-пятых, асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионов людей привычных социальных ниш, сбережений, понизили уровень жизни. Именно поэтому они вынуждены зарабатывать теневой деятельностью.
Из всего этого можно сделать вывод, что теневая экономика была настолько твёрдо сформирована экономическим институтом советского общества, что она не могла в одночасье исчезнуть даже при благоприятных условиях.
В экономическом отношении сфера обслуживания была, есть и будет той отраслью, где в большей степени действуют рыночные механизмы и регуляторы, т.к. производство и реализация продуктов труда связаны напрямую, поэтому теневая деятельность здесь выражена наиболее ярко.