Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:37, реферат
Цель исследования – это изучение теневой экономики как явления, определение её макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие поставленные задачи:
1.определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
2.выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
3.проанализировать масштабы теневой экономики;
4.определить методы борьбы с теневой экономикой.
Введение……………………………………………………………………...………3
1. Теневая экономика: сущность, структура и роль
1.1. Определение и история становления теневой экономики…………………4-8
1.2. Типология и структура теневой экономики……………………………….8-11
1.3. Роль в экономике и механизмы действия………………………………...11-14
2. Особенности, этапы формирования и влияние теневого сектора на экономику России
2.1. Особенности теневого сектора в России и этапы его становления...........................................................................................................15-18
2.2. Оценка масштаба теневой экономики…………………………………….18-21
2.3. Влияние теневого сектора на экономику России…………………...........22-28
3. Основные пути ограничения «теневой» деятельности…………………….29-31
Заключение ………………………………………………………………..........32-33
Список литературы……………………………….…………………………….34-35
Сокрытие экономической деятельности
от государственного контроля и уклонение
от уплаты налогов приводят к значительному
сокращению доходной части бюджета, что
является причиной недофинансирования
социальных программ и государственных
институтов регулирования экономики (контролирующих,
правоохранительных органов). В развивающихся
странах и странах с переходной экономкой
сокращение средств, предназначенных
для осуществления социальных программ
и инвестиций в целях развития, ставит
под угрозу социальную стабильность и
прогресс.
Налоговая преступность
сегодня представляет не меньшую, а, возможно,
большую опасность, чем уголовная. Она
угрожает экономической безопасности
государства. При этом перекрываются каналы
поступления денежных средств в доходную
часть бюджетов всех уровней и, таким образом,
торпедируется бюджетная и налоговая
политика страны, правительство и субъекты
Российской Федерации лишаются одного
из наиболее действенных инструментов
управления экономикой – денежных средств.
Под угрозу сразу же попадает социальная
сфера, развитие культуры, содержание
наукоёмких отраслей экономики, армии,
правоохранительных органов.
Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Существуют несколько основных способов, не зависящих от вида налога:
Первый – сокрытие объектов налогообложения: ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учёт в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм; неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учёте; уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки; ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по бухгалтерским счетам и др.;
Второй – занижение объектов налогообложения: внесение в бухгалтерские документы искаженных данных; отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета; создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания;
Третий – сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов: создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета фирм; перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги и др.
Наиболее крупные сокрытия доходов установлены на операциях: с автомобилями (28% начислений), нефтью и нефтепродуктами (26%), цветными металлами (8%), товарами народного потребления (7%), древесиной, денежными средствами и ценными бумагами (по 6%), спиртом и ликероводочными изделиями (3%), электроэнергией (1,5%), сельхозпродукцией (1%).
В финансовой и банковской сфере развитию теневой экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно-правового характера.
Во-первых, хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств клиента;
Во-вторых, существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств;
отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских кредитов;
В-третьих, недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем;
В-четвёртых, отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений.
Влияние теневой экономики на денежно-кредитную
сферу проявляется в деформации структуры
платежного оборота, стимулировании инфляции,
деформации кредитных отношений и увеличении
инвестиционных рисков, нанесении ущерба
кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам,
акционерам, обществу в целом.
Криминальная экономическая
деятельность оказала негативное воздействие
и на валютный рынок из-за массовой конвертации
преступных доходов в иностранную валюту
и вывоза ее за рубеж.
Сокрытие нормальной экономической
деятельности деформирует cистему разделения
труда, повышает издержки производства
и осуществления рыночных сделок, негативно
отражается на качестве товаров и услуг.
В нелегальном секторе опасность разоблачения
играет решающую роль. Во многих случаях
работающие нелегально предпочитают работать
в одиночку, несмотря на то, что могли бы
получить большую выгоду при организации
совместного труда. Опасность разоблачения
также мешает росту предприятий и использованию
преимуществ крупного производства и
современной технологи.
Влияние теневой экономики на экономический рост неоднозначно. Хотя акцент обычно делается на негативные стороны этого явления, значительное число исследователей вынуждено признать, что при определённых условиях она позитивно влияет на экономический рост.
Именно поэтому анализ взаимосвязи теневой экономики и экономического роста можно считать актуальной научной проблемой.
«Процветание» коррупции и распространение теневой деятельности можно считать равнозначными угрозами экономическому развитию и экономической безопасности России. Для успешного развития экономики страны необходимо эффективно противодействовать этому явлению.
Коррупция и теневизация экономических отношений, порождаемые зарегулированностью процесса государственного управления и контроля в ходе трансформации российской экономики к рыночной модели, существенно замедляют темпы экономического роста в стране. В случае охвата коррупционными отношениями системы государственного управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, крайне неэффективно используется ресурсная база экономики страны и потенциал развития предпринимательства.
Существование коррупции и генерация в ходе коррупционного взаимодействия коррумпированной части чиновничества с предпринимателями и гражданами масштабных коррупционных издержек приводят в конечном счёте не только к прямым общественным потерям, но и к разложению конституционных основ общества.
К отрицательным экономическим результатам коррупции можно отнести: рост масштабов экономики при соответствующем уменьшении налоговых поступлений; подрыв доверия агентов рынка – субъектов хозяйственной деятельности к способности властей устанавливать и соблюдать честные правила игры; снижение эффективности конкурентных механизмов рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции, поскольку преимущество зачастую получает не самый конкурентоспособный, а способный дать взятку; рост цен за счёт коррупционных накладных расходов, перекладываемых на потребителя; неэффективное нецелевое расходование бюджетных средств при распределении государственных и муниципальных заказов, льгот, гарантий, субсидий и пр.
3. Основные
пути ограничения «теневой»
Для того, чтобы определить основные пути ограничения теневой деятельности, необходимо сначала уточнить понятийный аппарат, а именно, что такое: «налоговая преступность», «организованная преступность», «криминальная деятельность», «теневой сектор экономики».Тем самым, мы не только дадим правильную юридическую квалификацию этим явлениям и определим, к компетенции какого ведомства они относятся, но и раскроем экономическую сущность экономической преступности и теневой активности.
Для решения проблемы теневизации национального хозяйства необходима выработка эффективной политики борьбы и непосредственно методов. Это комплексный социально-экономический и экономико-правовой подход.
Несмотря на незначительные положительные функции теневизации, безусловно, предстоит с ней бороться, и это - функция правоохранительных органов. Необходимо экономически заинтересовать граждан, чтобы у них появился стимул к получению «белой зарплаты». Этого можно добиться повышением размера легальной минимальной заработной платы.
Необходимо усилить меры наказания теневиков, например, для предприятий, нарушающих закон в этой области, необходимо ввести угрозы ликвидации, а не большого штрафа. Также возможно сотрудничество с ведомствами, министерствами, учреждениями, осуществляющими оценку уровня нелегального сектора, для получения доступа к их базам данных, а также участия в совместных проектах.
В целях прогнозирования появления новых способов экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать особую систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.
Прежде всего, необходимо привести в устойчивое состояние всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Особое внимание следует уделить созданию рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределяет развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики.
Определённой корректировки требует экономическая политика государства. Дальнейшая либерализация нужна именно там, где она необходима, - нельзя мешать развитию бизнеса неразумными налогами, пошлинами, лицензиями и т. п. В то же время следует жёстче контролировать жизненно важные для страны сферы экономики. При этом решающим фактором является установление чётких и понятных «правил игры» между государственными структурами и частными хозяйствующими субъектами. И, безусловно, требует продолжения начатая в России политическая деятельность, направленная на борьбу с коррупцией.
Реализация предполагаемых мер приведёт к снижению объёма кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надёжности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчётов - это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчётного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.
Социально-правовой контроль – деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемая государственными органами и институтами гражданского общества и преследующая цель эффективного воздействия на криминогенные факторы.
Сущность социально-правового контроля в самом общем виде – установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм.
Объектами социально-правового
В зависимости от субъектов
контроля различают:
В зависимости от конкретного субъекта можно выделить: банковский контроль – его субъектами выступают коммерческие банки; страховой контроль – осуществляется страховыми компаниями при страховании ответственности, а также при некоторых видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков; потребительский контроль – осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей; аудиторский (независимый) контроль – осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями; контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной основе; внутренний контроль – осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы экономической безопасности организаций.
Государственный контроль охватывает различного рода виды деятельности и в зависимости от этого подразделяется на два вида:
Государственный контроль над соблюдением правовых норм, регулирующих различные сферы экономических отношений. Осуществляется специализированными контролирующими органами законодательной и исполнительной власти, а также Прокуратурой Российской Федерации.
Основные функции контролирующих органов:
Во-первых, выявление правонарушений и виновных лиц в процессе осуществления контрольной деятельности: контролирующие органы устанавливают факт правонарушения и конкретных субъектов, совершивших неправомерные действия, проводят анализ деяния и дают ему оценку, после чего либо непосредственно, либо через другие органы применяют санкции к правонарушителю.
Во-вторых, реализация правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям.