Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Цель исследования – это изучение теневой экономики как явления, определение её макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие поставленные задачи:
1.определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
2.выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
3.проанализировать масштабы теневой экономики;
4.определить методы борьбы с теневой экономикой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...………3
1. Теневая экономика: сущность, структура и роль
1.1. Определение и история становления теневой экономики…………………4-8
1.2. Типология и структура теневой экономики……………………………….8-11
1.3. Роль в экономике и механизмы действия………………………………...11-14
2. Особенности, этапы формирования и влияние теневого сектора на экономику России
2.1. Особенности теневого сектора в России и этапы его становления...........................................................................................................15-18
2.2. Оценка масштаба теневой экономики…………………………………….18-21
2.3. Влияние теневого сектора на экономику России…………………...........22-28
3. Основные пути ограничения «теневой» деятельности…………………….29-31
Заключение ………………………………………………………………..........32-33
Список литературы……………………………….…………………………….34-35

Файлы: 1 файл

1.1 (Автосохраненный).docx

— 85.95 Кб (Скачать файл)

     В-третьих, проведение конкретных профилактических мер.

     Государственный социально-правовой контроль, осуществляемый посредством правотворческий деятельности в сфере экономический отношений, а также реализации иных социально-экономических, политических мер, воздействующих на детерминанты экономической преступности.

     C момента признания наличия теневой экономики в структуре экономики страны в целом, остро встал вопрос поиска подходов к её «высветлению».

     Для борьбы с теневой экономикой в постсоветский период  были выделены два подхода, каждый из которых был апробирован, но так и не принес желаемых результатов.

     Первый из них – радикально-либеральный   – реализовывался с конца 1991 — начала 1992 г. и заключался в целевой установке на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. На практике это привело лишь к усилению теневой составляющей: возникновение финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, а так же подавление малого предпринимательства.

     Ввиду несостоятельности первого подхода, был применен второй – репрессивный подход. Он заключался в расширении и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, Министерства финансов Российской Федерации, налоговой инспекции и налоговой полиции; улучшении взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства. Отсюда общее ужесточение законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания. Примером  одной из попыток реализации репрессивного подхода можно считать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Результатом стало подавление отечественного производства, укрывательство предпринимателями доходов от неподъемных налогов, а также вывод  капитала из производства в финансовую сферу и за границу.

     С начала 2000-ых годов в России ведётся антимонопольная политика и поддержка малого и среднего предпринимательства на законодательном уровне (Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ" О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

     В январе 2012 года В.Зубкову было поручено создать рабочую группу по борьбе с финансовыми преступлениями, включая уклонение от уплаты налогов. Новая рабочая группа охватывает правоохранительные органы, Банк России и Федеральную налоговую службу, деятельность которой направлена на «борьбу с незаконным финансовым операциям».

     Одним из наиболее перспективных приемов борьбы с теневой экономикой в настоящий момент представляется ограничения на наличные денежные расчёты. Эксперты считают, что установление соответствующих ограничений на законодательном уровне снизит уровень экономических преступлений, поскольку весь коррупционный оборот вертится в наличной сфере. Реализация данного подхода потребует расширения и развития банковской инфраструктуры.

     Эффективность и действенность всех тех мер по «высветлению» теневой экономики, которые применяются в настоящее время в России, можно будет оценить только по прошествии времени.

     Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию.      

     В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

     Программа интеграции теневого капитала с легальным – лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     К настоящему времени в России сложилась система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений. Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы экономических отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в экономической сфере.

     Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом экономической преступности, тесно связанной с теневой экономкой. 

     Теневая деятельность, безусловно, играла заметную роль и в хозяйственной жизни СССР. Тем самым, она компенсировала недостатки официальной советской экономики и обеспечивала социальную нишу для предприимчивых людей. Характер рыночных преобразований в России привел к существенному росту масштабов теневой экономики. 
     Само собой, теневую экономику ликвидировать полностью как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Во-первых, это неотъемлемая часть любой рыночной экономической системы во всех странах мира. Во-вторых, теневая деятельность России давно укоренилась, институционализировалась и стала привычным явлением для большинства населения. В-третьих, а есть ли смысл искоренять теневой сектор вовсе? Ведь в кризисное время именно теневой сектор играет роль некоего стабилизатора. 
     Тогда может быть целесообразней, будет просто поддерживать динамическое равновесие между легальной экономикой и экономикой вне закона? А задача правоохранительных органов будет сводиться к сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему.

     Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной. Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём. Федеральный закон от 07.08.2001г. № 115-ФЗ (с изм. от 30.10.2002г.) [Электронный ресур]. – Режим доступа: http//antiterror.ru/library/legislation/70684748.html и http://base.consultant.ru

2.Артемьева Н.В. Экономика и право.//Теневая экономика: учебное пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008. – 448с.

3.Барсукова С.Ю. Методы оценки теневой экономики.// Вопросы статистики. – 2006. - №5 – С.14-23.

Орлова Н. Экономика России: новая реальность. // 2012

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fd.ru/blogs/69

 

Беляев Д. Мемуары о будущем.// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bda-expert.com/ 2013

4.Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий// «ЭКО» - 2008. - №4. – С.67-74.

5. Дробижева А.Социальные аспекты теневой экономики// Безопасность Евразии. – 2005. - №2. – С.309-315.

6.Ершов М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности?// Вопросы экономики. – 2007. - №12. – С.4-26.

7.Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование. – М.:Финансы и статистика,2004 – 408с.

8.Кутаев Ш.К. Теневая занятость как способ выживания// Российское предпринимательство,2007. №9 вып.1.

9.Латов Ю.В., Ковалёв С.Н, Теневая экономика: учебное пособие для вузов. – М.:Норма,2006. – 336с.

10.Латов Ю.В. Экономика вне закона// Очерки по теории теневой экономики: Московский общественный научный фонд. – 2009.

11. Неустроева Н.Н. Теневая деятельность – особый экономический институт общества// Институты рынка, 2008. - №9.

12. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: Учебник. – М.:Дело,2006. – 240с.

13.Пряжникова Ю.А. Новые способы осуществления безналичных расчётов как основополагающий фактор снижения «теневой» экономики в России// Финансовый менеджмент. – 2007. - №2. – С.105-115.

14.Тарасов М. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в России// Проблемы теории и практики управления. – 2007. - №2. – С.20-21.

15.Теневая экономика и коррупция: происхождение и противодействие// Финансы и кредит. – 2007. - №35

16.Экономическая газета// №28 (9190) за 13.07.2007.

17.Экономическая газета// №69 (1287) за 11.09.2009.

18.ВЕДОМОСТИ – Замедление роста российской экономики вызывает беспокойство в правительстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/news/10692941/

19. Forbes.ru – Теневую экономику России оценили в 46% ВВП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/news/

 

 

 

19.Данные Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

20.Данные МВД РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.econcrime.ru/stat/6/

21.Данные Википедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

22. ИНТЕРФАКС – Доля теневой экономики в РФ снизилась почти до 15%, таблицы "затраты-выпуск" уточнят показатель – Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax.ru/

 

23. Эксперт: 22 миллиона россиян работают в "теневом" секторе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/24apr2013/vteni.html

 

24. Национальный банковский журнал  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbj.ru/news/arxiv/2012/04/25/razmer-tenevoi-ekonomiki-po-dannym-rosstata-za-2011-god-15-vvp-chto-protivorechit-dannym-mer/




Информация о работе Теневая экономика