Влияние налоговой и социальной политики на экономическую безопасность России. Коррупция как угроза экономической безопасности России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:57, лекция

Описание работы

Постепенный переход к прямым налогам, понижение налогов на трудящихся – вот задача наша в этой области. Но введение правильной системы прямых налогов возможно только при условии правильно работающего налогового аппарата, при точном учете имущества и доходов всех лиц, подлежащих обложению налогом. До тех пор, пока частная промышленность и торговля те примут характера нормально действующих организаций, до тех пор трудно будет обложить их налогом, достаточно правильно разверстанным. В настоящее же время налоговый аппарат еще слаб, а учет промышленности сложен.

Содержание работы

Вопросы: 1 . Влияние налоговой и социальной политики на экономическую безопасность
России.
2. Коррупция как угроза экономической безопасности России.
3. Экономическая безопасность личности.

Вопрос 1 . Влияние налоговой и социальной политики на экономическую
безопасность России.

Файлы: 1 файл

Tema_6.docx

— 211.74 Кб (Скачать файл)

 

Обеспечение безопасности по этим элементам на всех указанных  уровнях управления достигается  системой мер экономического, организационного и иного характера, адекватной возникающим  угрозам. Оценка уровня безопасности на национальном уровне осуществляется на основе определенной системы показателей, пороговые значения которых рассматриваются  как критерии принятия управленческих решений. В качестве приемлемого  уровня пороговых значений обычно используются аналогичные среднемировые показатели.

Большинство экспертов  сходится во мнении, что к основным показателям угрожающим экономической  безопасности населения необходимо отнести:

– низкий уровень ВВП на душу населения.

– низкий уровень среднего и минимального размера оплаты труда по различным отраслям народно-хозяйственного комплекса, особенно в социальной сфере.

– разрыв в доходах населения. (В России он особенно он показателен для таких регионов как Москва и Санкт-Петербург по сравнению с провинциальными регионами).

– дифференциация в доходах 10% самых богатых к 10% самых бедных;

– высокий уровень открытой и скрытой безработицы;

– низкую продолжительность жизни населения;

– высокий уровень преступности среди различных категорий на 1000 человек.10

Все эти показатели характеризуют  состояние экономической безопасности личности как основного источника, создающего продукт, приносящий прибыль. А в центре внимания государства  должна быть именно экономически активная личность.

Именно для нейтрализации  экономических угроз личности государство  вырабатывает систему взглядов на ее обеспечение, имеет концептуальную модель основанную на пороговых показателях, которая на практике реально служила  бы нормальному функционированию личности.

До недавнего времени  пожалуй, наиболее широкое распространение, в том числе и в официальных  документах (в частности, в документах Совета Безопасности РФ, Государственной  Думы и Совета Федерации РФ), получили показатели экономической безопасности государства и личности, подготовленные С. Глазьевым, в которых в интегрированы пороговые оценки критичности того или иного показателя. Система показателей личной экономической безопасности подготовленной по методике С. Глазьева демонстрируется на таблице 2.

 

Таблица 2. Система расчета  показателей экономической безопасности личности с использованием критических  пороговых значений

Показатели

По данным Глазьева

пороговые значения

фактическое состояние

соотношение фактического и порогового значений*

1. Объем  валового внутреннего продукта:

1а. в  целом от среднего по «семерке»

75%

   

1б. на  душу населения от среднего  по «семерке»

50%

   

1в. на  душу населения от среднемирового

100%

   

2. Доля  в населении людей, имеющих  доходы ниже прожиточного минимума

7%

   

3. Продолжительность  жизни населения

70 лет

   

4. Разрыв  между доходами 10% самых высокодоходных  групп и 10% самых низкодоходных  груп

8 раз

   

5. Уровень  преступности (количество преступлений  на 100 тыс. населения)

5 тыс.

   

6. Уровень  безработицы о методологии МОТ.

7%

   

7. Дифференциация  субъектов Федерации по прожиточному  минимуму

1,5 раза

   

 

Кажется, что в этих показателях учтены все основные угрозы экономической безопасности личности и подобная система должна широко применяться, но как оказалось  использование данной методике на практике столкнулась с массой проблем.

Во первых предложенные величины пороговых значений показателей  экономической безопасности оказались  совершенно произвольными и каждый исследователь пытался вывести  свое пороговое значение.

А во вторых, (и это главное) мировой экономической  науке за рубежом ничего неизвестно ни о таких пороговых значениях, ни о странах, которые при достижении этих пороговых значений оказались  бы «за критической чертой».11 Так подавляющее большинство стран Африки не соответствуют не одному из пороговых критериев, но тем не мене продолжают существовать.

На ряду с методикой  Глазьева зачастую использовались и  методические рекомендации ООН по учету  качества жизни и уровня бедности приложительно к определению  экономической безопасности личности.

Под качеством жизни  населения понимается совокупность показателей, характеризующих материальное, социальное, физическое, культурное и  духовное благосостояние населения  данной страны.

В 1978 г. ООН была разработана Система показателей уровня жизни, включающая 12 групп показателей. Вместе с тем возникла потребность в построении единого интегрального показателя уровня жизни, объединяющего разные аспекты социально-экономического развития.

Для измерения общественного  развития страны предлагались синтетические  индексы «качества жизни» населения, включающие демографические, социально-экономические  и культурные компоненты.

В последние годы интегральным показателем, обобщающим уровень развития и используемым при международных  и региональных сопоставлениях, является индекс развития человеческого потенциала – ИРЧП (англ. The Human Development Index – HDI), предложенный в качестве основного показателя, по которому ранжируются страны мирового сообщества и определяется рейтинг  каждой страны. Этот индекс определяет ООН с 1990 года.

Он представляет собой  среднюю арифметическую трёх индексов: долголетие, образованность, доход.

Каждому из факторов присущ определенный набор показателей, и  в обобщенном виде он представляет собой компоненту ИРЧП. Причем компонента дохода используется как косвенная  характеристика возможностей, не получающих отражение в двух других компонентах  индекса. Она оценивается показателем  ВВП на душу населения в паритетах  покупательной способности валют. Долголетие представляет собой способность  личности прожить долгую и здоровую жизнь, измеряемую показателем ожидаемой  продолжительности предстоящей  жизни при рождении (англ. Life expectancy at birth), определяемым по демографическим  таблицам смертности. Уровень образования  характеризуется следующими показателями: грамотностью взрослого населения, охватом молодежи обучением в  учебных заведениях. На основе данных показателей определяются индекс грамотности  взрослого населения и совокупный индекс числа поступивших в учебные  заведения, которые дают обобщающую оценку достигнутого уровня образования (англ. Education index) как компоненту ИРЧП.

При построении отдельных индексов наряду со значением  Фактического уровня показателей используются фиксированные минимальное и  максимальное значения, которые называются реперными точками.12

Помимо этого в  рамках ООН, а также Совета Европы широко используются и другие индексы  качества жизни, например:

а) индекс интеллектуального  потенциала общества. Отражает уровни образования населения и состояние  науки в стране;

б) человеческий капитал  на душу населения. Отражает уровень  затрат государства, фирм и граждан  на образование, здравоохранение и  другие социальные сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень  человеческого капитала и его  доля в структуре всего капитала;

в) коэффициент  жизнеспособности населения. Характеризует  возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения  в условиях проведения конкретной социально-экономической  политики. Этот показатель измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение качества жизни населения до предела, за которым начинается вымирание населения.13

Кроме интегральных показателей  в мировой практике не забыты и  частные показатели характеризующие  отдельные стороны качества жизни. К ним относятся:

– социально-демографические показатели;

– экономическая активность населения;

– социальная напряжённость;

– развитие социальной сферы;

– экологические показатели.

В России для конкретизации  этих общих систем показателей были введены индикаторы уровня жизни  и индикаторы качества жизни.

В индикаторы уровня жизни  стали включают:

– реальную заработную плату;

– реальные доходы населения (в том числе с разделением на доходы от вторичной занятости, доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивиденды (по акциям и облигациям), проценты по вкладам населения, пенсии, пособия, стипендии).

К индикаторам уровня жизни были отнесены:

– показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам);

– показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами.

При этом все такие  показатели могут быть сгруппированы:

– натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами;

– стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплату жилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д.14

Огромное значение для  определения экономической безопасности личности оказались и замеры по критерию бедности.

Бедность  − это такое экономическое  состояние людей, которые не имеют  минимума (по нормам страны) средств  существования. Количество бедного  населения колеблется в зависимости  от того, каким образом определяется черта бедности.15

Бедность не имеет  какого-либо однозначного показателя. Различают абсолютную и относительную  черту бедности.

Абсолютная черта  бедности − минимальный уровень  жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. В России это прожиточный минимум.

Относительная черта  бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС – ниже половины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране).

Бедность характеризуется  следующими показателями:

– число бедных;

– коэффициент глубины бедности;

– коэффициент остроты бедности.

Число бедных изменяется с изменением экономической конъюнктуры  в стране. В России, по некоторым  источникам, число бедных превышает 25% общей численности семей.

Коэффициент глубины  бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума и характеризуется  величиной суммарного дефицита дохода, соотнесённого с общим числом обследуемых семей.

Коэффициент остроты  бедности – средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, определяется величиной суммарного квадратичного  дефицита доходов, соотнесённого с  общим числом обследуемых семей.

Профиль бедности связан со статусом занятий  населения. Больше всего бедных среди  лиц престарелого возраста, нетрудоспособных и больных, женщин и детей.16

Наконец современная система показателей  измеряемых в рамках экономической  безопасности населения приняла  законченный вид в 2009 году с утверждением указом Президента «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 года» когда произошел отказ  от системы пороговых показателей  экономической безопасности в пользу динамического измерения этих показателей  и создания векторных систем оценки прогресса или регресса экономической  безопасности в отдельных сферах. Некоторые исключения прямо указаны  в статье 112 этой стратегии из которых  к экономической безопасности личности относиться лишь уровень безработицы (доля от экономически активного населения) и децильный коэффициент (соотношение  доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного  населения), а также уровень роста  потребительских цен.17

В связи  с принятием данной Стратегии  национальной безопасности Федеральной  службой государственной статистики были приняты новые методики оценки социального положения и уровня жизни населения России и социально-экономические  индикаторы бедности по которым в 2009 и начале 2010 года были составлены официальные  отчеты.18

В связи с вышеизложенным возникает необходимость создания единого аналитического центра при  Совете Безопасности РФ, обладающего  достаточным потенциалом для  проведения полноценного мониторинга  основных показателей экономической  безопасности личности в соответствии с их пороговыми значениями.

 

3. Анализ современного  состояния экономической безопасности  личности

 

Как уже говорилось Федеральной  службой государственной статистики были приняты новые методики оценки социального положения и уровня жизни населения России и социально-экономические  индикаторы бедности в соответствии с которыми происходит динамическое измерение экономической безопасности личности в России. Проведем краткий  анализ этих показателей.

Программа статистического  мониторинга экономической безопасности личности направлена на получение характеристик  уровня и профиля качества жизни  и бедности россиян, а также тенденций  изменения положения малоимущего (бедного) населения в целом по России и в ее субъектах.

К основным показателям качества жизни отнесены денежные доходы в среднем на душу населения, реальные располагаемые  денежные доходы и среднемесячная начисленная  заработная плата одного работника в реальном и номинальном исчислении. Сводная система этих данных представлена в таблице 3.19

 

Таблица 3. Основные показатели, характеризующие уровень жизни  населения России

 

Апрель 
2010 г

В% к

Январь- 
апрель 
2010 г. 
в% к 
январю- 
апрелю 
2009 г.

апрель 2009 г. в% к

январь- 
апрель 
2009 г. 
в% к 
январю- 
апрелю 
2008 г.

апрелю 
2009 г.

марту 
2010 г.

апрелю 
2008 г.

марту 
2009 г.

Денежные  доходы (в среднем на душу населения)1), рублей

18721

110,2

107,1

112,9

114,6

107,5

114,2

Реальные  располагаемые денежные доходы1)

 

103,7

106,9

106,5

102,4

108,0

101,1

Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работника2):

             

номинальная, рублей

20383

112,4

99,0

111,0

108,3

99,3

111,6

реальная, рублей

 

106,0

98,7

103,8

95,7

98,6

98,3

1) Предварительные данные. 
2) За апрель 2010 г. предварительные данные.

Информация о работе Влияние налоговой и социальной политики на экономическую безопасность России. Коррупция как угроза экономической безопасности России.