Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:57, лекция
Постепенный переход к прямым налогам, понижение налогов на трудящихся – вот задача наша в этой области. Но введение правильной системы прямых налогов возможно только при условии правильно работающего налогового аппарата, при точном учете имущества и доходов всех лиц, подлежащих обложению налогом. До тех пор, пока частная промышленность и торговля те примут характера нормально действующих организаций, до тех пор трудно будет обложить их налогом, достаточно правильно разверстанным. В настоящее же время налоговый аппарат еще слаб, а учет промышленности сложен.
Вопросы: 1 . Влияние налоговой и социальной политики на экономическую безопасность
России.
2. Коррупция как угроза экономической безопасности России.
3. Экономическая безопасность личности.
Вопрос 1 . Влияние налоговой и социальной политики на экономическую
безопасность России.
Как видно доходы граждан за последние годы имели положительную динамику. А реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в апреле 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г., по оценке, увеличились на 3,7%, в январе-апреле 2010 г. – на 6,5%. Стабильность этого основополагающего показателя экономической безопасности личности демонстрирует и график 1.
График 1. Динамика реально располагаемых денежных доходов населения в % к среднемесечному значению 2007 г.
Гораздо сложнее обстояли дела с реальной заработной платой, чей уровень снижался на протяжении 2009 года и начал восстанавливаться лишь в этом году.
При этом одной из проблем экономической безопасности личности является высока степень дифференциации зарплаты в разных сферах экономической деятельности и недооценка интеллектуального труда, что отражает таблица 4.20
Так в первом квартале 2010 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 86%, а работников образования и вовсе 76%, хотя еще в первом квартале 2009 г. этот показатель выглядел гораздо лучше – соответственно 91% и 82%.
Таблица 4. Среднемесячная
начисленная заработная плата по
видам экономической
Март 2010 г. |
I квартал 2010 г. | |||||
рублей |
в% к |
рублей |
в% к | |||
марту |
февралю |
I кварталу |
общероссийскому уровню среднемесячной заработной платы | |||
Всего |
20589 |
112,7 |
108,2 |
19485 |
110,5 |
100 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
9618 |
110,1 |
109,1 |
9194 |
110,7 |
47 |
рыболовство, рыбоводство |
23767 |
110,4 |
126,4 |
20962 |
111,7 |
108 |
добыча полезных ископаемых |
39742 |
113,8 |
108,4 |
36785 |
111,2 |
189 |
обрабатывающие производства |
18297 |
115,4 |
108,7 |
17282 |
113,6 |
89 |
производство
и распределение |
23815 |
113,1 |
108,8 |
22519 |
112,1 |
116 |
строительство |
20857 |
112,5 |
112,3 |
19046 |
109,3 |
98 |
оптовая
и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного |
19757 |
111,9 |
108,9 |
18546 |
110,3 |
95 |
гостиницы и рестораны |
14033 |
108,6 |
107,0 |
13494 |
106,9 |
69 |
транспорт и связь |
24933 |
117,8 |
103,0 |
23952 |
113,7 |
123 |
финансовая деятельность |
45946 |
114,1 |
104,2 |
46775 |
115,2 |
в 2,4 р. |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
26484 |
119,2 |
117,4 |
23744 |
113,3 |
122 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
24347 |
107,4 |
107,1 |
23219 |
104,7 |
119 |
образование |
13494 |
106,0 |
104,1 |
13058 |
105,3 |
67 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
14983 |
106,5 |
104,4 |
14828 |
107,0 |
76 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
16097 |
106,0 |
106,3 |
15548 |
106,0 |
80 |
Другим угрожающим показателем
экономической безопасности оказался
резкий рост просроченной заработной
платы. Экономический «недуг»
Таблица 5. Динамика просроченной задолженности по заработной плате
Просроченная задолженность |
В том числе задолженность |
Численность | ||||||
из-за несвоевременного |
из-за отсутствия | |||||||
млн. |
в% к | |||||||
млн. |
в% к | |||||||
млн. |
в% к | |||||||
2009 г. | ||||||||
Январь |
4674 |
60,2 |
261 |
70,7 |
4413 |
59,7 |
323 | |
Февраль |
6965 |
149,0 |
378 |
144,8 |
6587 |
149,3 |
477 | |
Март |
8087 |
116,1 |
536 |
142,0 |
7551 |
114,6 |
541 | |
Апрель |
8755 |
108,3 |
486 |
90,7 |
8269 |
109,5 |
498 | |
Май |
7926 |
90,5 |
387 |
79,6 |
7539 |
91,2 |
450 | |
Июнь |
8779 |
110,8 |
295 |
76,1 |
8484 |
112,5 |
510 | |
Июль |
7194 |
82,0 |
270 |
91,6 |
6924 |
81,6 |
393 | |
Август |
6478 |
90,1 |
160 |
59,5 |
6318 |
91,2 |
355 | |
Сентябрь |
5557 |
85,8 |
181 |
112,8 |
5376 |
85,1 |
292 | |
Октябрь |
5081 |
91,4 |
191 |
105,5 |
4890 |
91,0 |
266 | |
Ноябрь |
5406 |
106,4 |
237 |
124,0 |
5169 |
105,7 |
278 | |
Декабрь |
5047 |
93,4 |
239 |
101,0 |
4808 |
93,0 |
256 | |
2010 г. | ||||||||
Январь |
3565 |
70,6 |
196 |
81,9 |
3369 |
70,1 |
164 | |
Февраль |
4119 |
115,5 |
233 |
118,5 |
3886 |
115,4 |
220 | |
Март |
4118 |
100,0 |
283 |
121,8 |
3835 |
98,7 |
217 | |
Апрель |
3966 |
96,3 |
138 |
48,6 |
3828 |
99,8 |
200 | |
Май |
3240 |
81,7 |
84 |
61,2 |
3156 |
82,4 |
171 |
Фактически перелом к улучшению этой ситуации произошел лишь апреле-мае 2010 г. Когда суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (на 1 мая 2010 г.). составила 3240 млн. рублей и по сравнению с 1 апреля 2010 г. снизилась на 18,3%. Но даже и сейчас объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 мая 2010 г., составлял 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.
И хотя на 1 мая 2010 г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 апреля 2010 г. в 45 субъектах РФ, но в 29 субъектах она выросла, отсутствовала вовсе лишь в 9 субъектах России.
Особо тревожным представляется тот факт, что из общей суммы просроченной задолженности 1240 млн. рублей (38,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2009 г., 415 млн. рублей (12,8%) даже в 2008 г. и ранее. Причем в задолженность есть и вина бюджета, так из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 мая 2010 г. составила 84 млн. рублей, или 2,6% общего объема просроченной задолженности по заработной плате. Причем из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 84,0% приходилось на федеральный бюджет, 10,4% – на бюджеты субъектов Российской Федерации и 5,6% – на местные бюджеты.
Одним из главных показателей в новой методике является величина прожиточного минимума в конкретном субъекте Российской Федерации базовая для расчета многих индикативных показателей по оказанию социально-экономической помощи конкретным гражданам. Для этого Правительством Российской Федерации 21 апреля 2010 г. принято постановление №259 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2009 года». 21
Распределение этого показателя по территории России демонстрируется на рисунке 1.
Рисунок 1. Величина прожиточного минимума в субъектах России
Помимо распределения
по территории страны прожиточный минимум
имеет естественно и
Таблица 6. Динамика величины прожиточного минимума (рублей в месяц)
Все население |
В том числе по основным
социально-демографическим | |||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | ||
2008 г. | ||||
I квартал |
4402 |
4755 |
3508 |
4218 |
II квартал |
4646 |
5024 |
3694 |
4448 |
III квартал |
4630 |
5017 |
3660 |
4418 |
IV квартал |
4693 |
5086 |
3712 |
4472 |
2009 г. | ||||
I квартал |
5083 |
5497 |
4044 |
4857 |
II квартал |
5187 |
5607 |
4129 |
4963 |
III квартал |
5198 |
5620 |
4134 |
4978 |
IV квартал |
5144 |
5562 |
4091 |
4922 |
Диаграмма 1. Структура величины прожиточного минимума в IV квартале 2009 г. (в %)
Из таблицы видно, что динамика величины прожиточного минимума трудоспособного человека вполне сопоставима с динамикой роста его реального дохода, а в начале кризисного 2009 года, на фоне спада реальных доходов даже продемонстрировала существенный опережающий рост. Несколько лучше этот показатель для детей и пенсионеров.
Диаграмма же демонстрирует, что основную составляющую величины прожиточного минимума составляют расходы на продукты питания и услуги, а доля непродовольственных товаров особо высока в прожиточном минимуме детей, динамику этих показателей демонстрирует график 2.
График 2. Динамика составляющих минимальной продовольственной корзины
И если в области продовольствия
можно сказать о положительной
тенденции в области
Наряду с показателями качества жизни для экономической безопасности личности критически важны и показатели бедности. Наиболее общий из них демонстрирует распределение населения по группам доходов и динамику такого распределения, что демонстрирует таблица 7.22
Таблица 7. Распределение
населения по величине среднедушевых
денежных доходов
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Все население |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том
числе со среднедушевыми |
||||
до 4000,0 |
28,9 |
20,5 |
14,3 |
9,8 |
4000,1 – 6000,0 |
20,3 |
17,7 |
14,8 |
12,0 |
6000,1 – 8000,0 |
14,9 |
14,7 |
13,6 |
12,1 |
8000,1 – 10000,0 |
10,3 |
11,2 |
11,3 |
10,9 |
10000,1 – 15000,0 |
13,9 |
17,1 |
19,1 |
20,1 |
15000,1 – 20000,0 |
11,7 1) |
8,4 |
10,6 |
12,4 |
20000,1 – 30000,0 |
… |
10,4 2) |
9,6 |
12,4 |
свыше 30000,0 |
… |
… |
6,7 |
10,3 |
При взгляде на эту
общую таблицу создается
Диаграмма 2. Распределение населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам (%)
Из приведенной диаграммы
становится ясно, что подавляющая
часть населения с величиной
дохода ниже прожиточного минимума сосредоточенно
среди лиц трудоспособного
Таблица 8. Распределение общего объема денежных доходов по процентным группам населения (%)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Денежные доходы – всего, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том
числе по 20-процентным |
||||
первая (с наименьшими доходами) |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
5,1 |
вторая |
10,1 |
9,9 |
9,7 |
9,7 |
третья |
15,1 |
14,9 |
14,8 |
14,8 |
четвертая |
22,7 |
22,6 |
22,5 |
22,5 |
пятая (с наибольшими доходами) |
46,7 |
47,3 |
47,9 |
47,9 |
из нее 10% населения с наивысшими доходами |
30,1 |
30,6 |
31,1 |
31,1 |
Коэффициент Джини |
0,409 |
0,416 |
0,423 |
0,423 |
Коэффициент фондов, в разах |
15,2 |
16,0 |
16,8 |
16,9 |
Децильный коэффициент, в разах |
7,0 |
7,2 |
7,5 |
7,5 |
Показатели таблицы 8
относятся к одному из немногих оставшихся
индексных показателей прямо
указанных в действующей
Заключение
В Лекции проведено рассмотрение проблемы экономической безопасности личности как составляющей национальной экономической безопасности, обеспечивающей гарантию защиты национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны, достаточный экономический и оборонный потенциал. Это признает и недавно вступившая в действие Стратегия национальной безопасности на период до 2020 г. в которой обеспечение достойных условий жизни в России признается такими же приоритетами обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления – обороноспособность и безопасность государства.