Влияние налоговой и социальной политики на экономическую безопасность России. Коррупция как угроза экономической безопасности России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:57, лекция

Описание работы

Постепенный переход к прямым налогам, понижение налогов на трудящихся – вот задача наша в этой области. Но введение правильной системы прямых налогов возможно только при условии правильно работающего налогового аппарата, при точном учете имущества и доходов всех лиц, подлежащих обложению налогом. До тех пор, пока частная промышленность и торговля те примут характера нормально действующих организаций, до тех пор трудно будет обложить их налогом, достаточно правильно разверстанным. В настоящее же время налоговый аппарат еще слаб, а учет промышленности сложен.

Содержание работы

Вопросы: 1 . Влияние налоговой и социальной политики на экономическую безопасность
России.
2. Коррупция как угроза экономической безопасности России.
3. Экономическая безопасность личности.

Вопрос 1 . Влияние налоговой и социальной политики на экономическую
безопасность России.

Файлы: 1 файл

Tema_6.docx

— 211.74 Кб (Скачать файл)

 

Как видно доходы граждан  за последние годы имели положительную  динамику. А реальные располагаемые  денежные доходы (доходы за вычетом  обязательных платежей, скорректированные  на индекс потребительских цен) в  апреле 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г., по оценке, увеличились на 3,7%, в январе-апреле 2010 г. – на 6,5%. Стабильность этого основополагающего показателя экономической безопасности личности демонстрирует и график 1.

 

График 1. Динамика реально  располагаемых денежных доходов  населения в % к среднемесечному  значению 2007 г.

 

Гораздо сложнее обстояли дела с реальной заработной платой, чей уровень снижался на протяжении 2009 года и начал восстанавливаться  лишь в этом году.

При этом одной из проблем экономической  безопасности личности является высока степень дифференциации зарплаты в  разных сферах экономической деятельности и недооценка интеллектуального  труда, что отражает таблица 4.20

Так в первом квартале 2010 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 86%, а работников образования и вовсе 76%, хотя еще в первом квартале 2009 г. этот показатель выглядел гораздо лучше – соответственно 91% и 82%.

 

Таблица 4. Среднемесячная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности

 

Март 2010 г.

I квартал 2010 г.

рублей

в% к

рублей

в% к

марту 
2009 г.

февралю 
2010 г.

I кварталу  
2009 г.

общероссийскому уровню среднемесячной заработной платы

Всего

20589

112,7

108,2

19485

110,5

100

сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство

9618

110,1

109,1

9194

110,7

47

рыболовство, рыбоводство

23767

110,4

126,4

20962

111,7

108

добыча  полезных ископаемых

39742

113,8

108,4

36785

111,2

189

обрабатывающие  производства

18297

115,4

108,7

17282

113,6

89

производство  и распределение электроэнергии, газа и воды

23815

113,1

108,8

22519

112,1

116

строительство

20857

112,5

112,3

19046

109,3

98

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования

19757

111,9

108,9

18546

110,3

95

гостиницы и рестораны

14033

108,6

107,0

13494

106,9

69

транспорт и связь

24933

117,8

103,0

23952

113,7

123

финансовая  деятельность

45946

114,1

104,2

46775

115,2

в 2,4 р.

операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг

26484

119,2

117,4

23744

113,3

122

государственное управление и обеспечение военной  безопасности; социальное страхование

24347

107,4

107,1

23219

104,7

119

образование

13494

106,0

104,1

13058

105,3

67

здравоохранение и предоставление социальных услуг

14983

106,5

104,4

14828

107,0

76

предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг

16097

106,0

106,3

15548

106,0

80


 

Другим угрожающим показателем  экономической безопасности оказался резкий рост просроченной заработной платы. Экономический «недуг» казавшийся побежденным вновь воскрес в  кризисный период. Динамику этого  процесса демонстрирует таблица 5.

 

Таблица 5. Динамика просроченной задолженности по заработной плате

 

Просроченная задолженность 
по заработной плате

В том числе задолженность

Численность 
работников, 
перед которыми имеется просроченная 
задолженность по заработной плате, тыс. человек

из-за несвоевременного 
получения денежных 
средств из бюджетов 
всех уровней

из-за отсутствия 
собственных средств

млн. 
рублей

в% к 
преды- 
дущему 
месяцу

млн.  
рублей

в% к  
преды- 
дущему 
месяцу

млн. 
рублей

в% к  
преды- 
дущему 
месяцу

2009 г.

Январь

4674

60,2

261

70,7

4413

59,7

323

Февраль

6965

149,0

378

144,8

6587

149,3

477

Март

8087

116,1

536

142,0

7551

114,6

541

Апрель

8755

108,3

486

90,7

8269

109,5

498

Май

7926

90,5

387

79,6

7539

91,2

450

Июнь

8779

110,8

295

76,1

8484

112,5

510

Июль

7194

82,0

270

91,6

6924

81,6

393

Август

6478

90,1

160

59,5

6318

91,2

355

Сентябрь

5557

85,8

181

112,8

5376

85,1

292

Октябрь

5081

91,4

191

105,5

4890

91,0

266

Ноябрь

5406

106,4

237

124,0

5169

105,7

278

Декабрь

5047

93,4

239

101,0

4808

93,0

256

2010 г.

Январь

3565

70,6

196

81,9

3369

70,1

164

Февраль

4119

115,5

233

118,5

3886

115,4

220

Март

4118

100,0

283

121,8

3835

98,7

217

Апрель

3966

96,3

138

48,6

3828

99,8

200

Май

3240

81,7

84

61,2

3156

82,4

171


 

Фактически перелом  к улучшению этой ситуации произошел  лишь апреле-мае 2010 г. Когда суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (на 1 мая 2010 г.). составила 3240 млн. рублей и по сравнению с 1 апреля 2010 г. снизилась на 18,3%. Но даже и сейчас объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 мая 2010 г., составлял 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

И хотя на 1 мая 2010 г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 апреля 2010 г. в 45 субъектах РФ, но в 29 субъектах она выросла, отсутствовала вовсе лишь в 9 субъектах России.

Особо тревожным представляется тот факт, что из общей суммы  просроченной задолженности 1240 млн. рублей (38,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2009 г., 415 млн. рублей (12,8%) даже в 2008 г. и ранее. Причем в задолженность есть и вина бюджета, так из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 мая 2010 г. составила 84 млн. рублей, или 2,6% общего объема просроченной задолженности по заработной плате. Причем из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 84,0% приходилось на федеральный бюджет, 10,4% – на бюджеты субъектов Российской Федерации и 5,6% – на местные бюджеты.

Одним из главных показателей в новой  методике является величина прожиточного минимума в конкретном субъекте Российской Федерации базовая для расчета  многих индикативных показателей по оказанию социально-экономической  помощи конкретным гражданам. Для этого  Правительством Российской Федерации 21 апреля 2010 г. принято постановление №259 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2009 года». 21

Распределение этого  показателя по территории России демонстрируется  на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Величина прожиточного минимума в субъектах России

 

Помимо распределения  по территории страны прожиточный минимум  имеет естественно и динамическую составляющую причем учитываемую для  различных социальных групп по разному, которую демонстрирует таблица 6 и распределение в нутрии прожиточного по группировкам расходов, что отражает диаграмма 1.

 

Таблица 6. Динамика величины прожиточного минимума (рублей в месяц)

 

Все население

В том числе по основным социально-демографическим группам  населения

трудоспособное население

пенсионеры

дети

2008 г.

I квартал

4402

4755

3508

4218

II квартал

4646

5024

3694

4448

III квартал

4630

5017

3660

4418

IV квартал

4693

5086

3712

4472

2009 г.

I квартал

5083

5497

4044

4857

II квартал

5187

5607

4129

4963

III квартал

5198

5620

4134

4978

IV квартал

5144

5562

4091

4922


 

Диаграмма 1. Структура  величины прожиточного минимума в IV квартале 2009 г. (в %)

 

Из таблицы видно, что динамика величины прожиточного минимума трудоспособного человека вполне сопоставима с динамикой  роста его реального дохода, а  в начале кризисного 2009 года, на фоне спада реальных доходов даже продемонстрировала существенный опережающий рост. Несколько  лучше этот показатель для детей  и пенсионеров.

Диаграмма же демонстрирует, что основную составляющую величины прожиточного минимума составляют расходы  на продукты питания и услуги, а  доля непродовольственных товаров  особо высока в прожиточном минимуме детей, динамику этих показателей демонстрирует  график 2.

 

 

График 2. Динамика составляющих минимальной продовольственной  корзины

 

И если в области продовольствия можно сказать о положительной  тенденции в области возможности  обеспечения экономической безопасности личности, то это никак нельзя сказать  о непродовольственных товарах  и особенно услугах (демонстрирующих  стремительный рост в начале все  последних лет).

Наряду  с показателями качества жизни для  экономической безопасности личности критически важны и показатели бедности. Наиболее общий из них демонстрирует  распределение населения по группам  доходов и динамику такого распределения, что демонстрирует таблица 7.22

 

Таблица 7. Распределение  населения по величине среднедушевых  
денежных доходов

 

2005

2006

2007

2008

Все население

100

100

100

100

в том  числе со среднедушевыми  
денежными доходами в месяц, руб.:

       

до 4000,0

28,9

20,5

14,3

9,8

4000,1 –  6000,0

20,3

17,7

14,8

12,0

6000,1 –  8000,0

14,9

14,7

13,6

12,1

8000,1 –  10000,0

10,3

11,2

11,3

10,9

10000,1 –  15000,0

13,9

17,1

19,1

20,1

15000,1 –  20000,0

11,7 1)

8,4

10,6

12,4

20000,1 –  30000,0

10,4 2)

9,6

12,4

свыше 30000,0

6,7

10,3


 

При взгляде на эту  общую таблицу создается впечатление  что особых проблем с бедностью  в России нет и показатели из года в год улучшаются, тем более  что данные сопоставляются в рублях без учета инфляции. Но два других показателя демонстрируемых на диаграмме 2 и в таблице 8, не оставляют и  камня на камне от этого безудержного оптимизма.

 

Диаграмма 2. Распределение  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам (%)

 

Из приведенной диаграммы  становится ясно, что подавляющая  часть населения с величиной  дохода ниже прожиточного минимума сосредоточенно среди лиц трудоспособного возраста, что является крайне неблагоприятным  показателем. К тому же в последний  год наметилась и неприятная тенденция  возрастания процента детской бедности.

 

Таблица 8. Распределение  общего объема денежных доходов по процентным группам населения (%)

 

2005

2006

2007

2008

Денежные  доходы – всего, процентов

100

100

100

100

в том  числе по 20-процентным 
группам населения:

       

первая (с наименьшими доходами)

5,4

5,3

5,1

5,1

вторая

10,1

9,9

9,7

9,7

третья

15,1

14,9

14,8

14,8

четвертая

22,7

22,6

22,5

22,5

пятая (с  наибольшими доходами)

46,7

47,3

47,9

47,9

из нее 10% населения с наивысшими доходами

30,1

30,6

31,1

31,1

Коэффициент Джини

0,409

0,416

0,423

0,423

Коэффициент фондов, в разах

15,2

16,0

16,8

16,9

Децильный коэффициент, в разах

7,0

7,2

7,5

7,5


 

Показатели таблицы 8 относятся к одному из немногих оставшихся индексных показателей прямо  указанных в действующей Стратегии  национальной безопасности, и именно эти показатель демонстрируют ежегодную  неблагоприятную динамику, что не может не вызывать тревогу за экономическую  безопасность личности в современной  России.

 

 

 

Заключение

 

В  Лекции проведено рассмотрение проблемы экономической безопасности личности как составляющей национальной экономической безопасности, обеспечивающей гарантию защиты национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны, достаточный экономический и оборонный потенциал. Это признает и недавно вступившая в действие Стратегия национальной безопасности на период до 2020 г. в которой обеспечение достойных условий жизни в России признается такими же приоритетами обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления – обороноспособность и безопасность государства.

Информация о работе Влияние налоговой и социальной политики на экономическую безопасность России. Коррупция как угроза экономической безопасности России.