Влияние спроса и предложения на ценообразование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:12, реферат

Описание работы

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец- покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением. Цель исследования – изучить особенности спроса и предложения и их влияние на ценообразование в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность спроса в рыночной экономике
Определение спроса…………………………………………………………..5
Величина спроса. Закон спроса………………………………………………6
Эластичность спроса………………………………………………………….9
Глава II. Сущность предложения в рыночной экономике
2.1 Определение предложения………………………………………………….12
2.2 Закон предложения…………………………………………………………..12
2.3 Эластичность предложения…………………………………………………14
Глава III. Равновесная цена……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Влияние спроса и предложения на ценообразование в рыночной экономике.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

      К=Рост объема  спроса (в%)/Снижение цен (в%)

       При эластичности спроса, равной единице, изменение цены, скажем, на 5% вызывает изменение спроса на те же 5%.

       Если эластичность спроса больше единицы, т.е. величина спроса меняется быстрее, чем цена, мы говорим, что спрос на данный товар эластичен. Если  же показатель  эластичности  меньше  единицы,  т.е.  величина  спроса  меняется медленнее, чем цена, мы говорим, что спрос на товар  неэластичен.  При  этом надо помнить,  что  при  разной  исходной  цене  на  один  и  тот  же  товар показатель эластичности спроса чаще всего будет разным.

       К товарам с эластичным спросом обычно относят:

         1. предметы роскоши;

         2. товары, стоимость которых ощутима  для семейного бюджета;

         3. легкозаменяемые предметы;

       Товары с неэластичным спросом включают:

        1. предметы  первой необходимости;

        2. товары, стоимость которых незначительна  для семейного бюджета;

        3. труднозаменяемые  товары;

       С эластичностью спроса сталкивается каждая фирма,  которая  собирается изменить цену на свой товар. Если фирма повышает цену на  свой  продукт,  ей хочется, чтобы спрос на него был  как  можно  менее  эластичным.  Для  этого необходимо,   чтобы   продукт   стал   для   потребителя   незаменимым,   и, следовательно,  надо  воспитывать  у  покупателя  «преданность»  к  изделиям данной фирмы, ее торговой марке. Но если фирма хочет заработать на  снижении цены, ей выгодна высокая эластичность спроса на ее товары.

Исследования    показывают,    что    спрос    на    большую     часть

сельскохозяйственной продукции  крайне неэластичен, порядка 0,2 или  0,25.  В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной  продукции  благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства  одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции,  так  и  суммарную  выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный  характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая  может  быть нежелательным! Для политиков это означает, что  повышение  доходов  фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

Вообще говоря, спрос на продукт обычно  тем  эластичнее,  чем  длиннее период  времени  для  принятия  решений.  Одна  из  причин   этого   правила заключается в том, что многие потребители - это люди привычки. Если цена  на продукт растет,  нам  требуется  время,  чтобы  найти  и  опробовать  другие продукты, пока  мы  не  убедимся  в  их  приемлемости.  Если  цена  говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки.  Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу  или  рыбу, на которые у них теперь "появился вкус".  Другое  объяснение  этого  правила связано   с   долговечностью   продукта.   Исследования   показывают,    что "краткосрочный" спрос на бензин менее эластичен (0,2),  чем "долгосрочный" спрос  (0,7).  Почему  так  происходит?  Потому  что  в  долгосрочном  плане большие, пожирающие  бензин  автомобили  изнашиваются  и  из-за  подорожания бензина заменяются меньшими  по  размеру,  более  экономичными  машинами.  В предпринятом   недавно   прикладном   исследовании,   посвященном    системе пригородного железнодорожного  сообщения  г.Филадельфии,  утверждается,  что "долгосрочная"  эластичность спроса на  железнодорожные билеты  почти в 3 раза  превышает  его  "краткосрочную"  эластичность.  Точнее,  краткосрочная реакция пассажиров (определяемая непосредственно  в  момент  изменения  целы билета)  неэластична  и   равна   0,68.   Наоборот,   долгосрочная   реакция (определяемая  за  четырехлетний период)  эластична и равна 1,84.  Более высокая  долгосрочная  эластичность  объясняется  тем,   что   при   наличии достаточного количества  времени  потенциальные  пассажиры  железнодорожного транспорта получают возможность  принять  необходимые  решения  относительно покупки автомобиля или изменения местонахождения дома и  работы.  Во  всяком случае, такое различие эластичности привело  автора  к  выводу  о  том,  что система пригородного сообщения, обслуживающая  около  100  тыс.  Пассажиров, могла бы немедленно увеличить ежедневную выручку на  8  тыс.  дол.,  повысив цену  билета  на  0,25  дол.,  или  примерно  на  9%.  Почему?  Потому   что краткосрочный спрос неэластичен. Однако в долгосрочной перспективе те же  9% роста цены приведут, согласно оценке, к уменьшению общей выручки  более  чем на 19 тыс. дол, в день, поскольку спрос эластичен.

Общий вывод гласит, что  повышение  цены,  выгодное  в  краткосрочном аспекте, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочной перспективе.

 

 

 

Глава II. Сущность предложения в рыночной экономике

2.1 Определение предложения

 

Предложение-  это  совокупность  товаров,  находящихся  на  рынке  или способных быть доставленными  туда,  это  сумма  товаров,  которые  продавцы готовы  продать  при  разной  динамике  рыночной  цены.   Другими   словами, предложение представляет собой  рыночные  фонды,  то  есть  ту  совокупность товаров, которая поступает для окончательной реализации.

       Предложение предопределяется производством, но  не  тождественно  ему. Равенство спроса и предложения не всегда означает равенство  производства  и потребности.

       Предложение   характеризует    возможность    и    желание    продавца

(производителя) предлагать  свои товары для продажи на  рынке по  определенным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность  с качественной стороны. В  количественном  плане  предложение  характеризуется его величиной, объемом.

       Объем,  величина  предложения  -  это  количество  продукта,   которое

продавец  желает,  может  и  способен  в   соответствии   с   наличием   или

производственными возможностями  предложить для продажи на  рынке  в  течение некоторого периода времени по определенным ценам.

       Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и  от  ряда  неценовых  факторов,  включая   производственные   возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на  другие  товары, инфляционные ожидания.

 

2.2 Закон предложения

 

       Если для покупателей цена определяет  величину  спроса  на  товар  или услугу,  то  для  производителей  она   определяет   величину   предложения. Величиной  предложения   называется   количество   товара,   которое   будет предложено для продажи при данной цене в данный период.

       Закон предложения состоит в  следующем:  чем  выше  цена,  тем  больше величина предложения;  чем  ниже  цена,  тем  меньше  величина  предложения. Почему действует закон предложения?  Во-первых,  потому,  что  по  возросшей цене производители захотят  дать  больше  изделий,  чем  раньше.  Во-вторых, действует  «эффект  нового  продавца».  Дело  в  том,   что   всякого   рода производство чего-то  стоит  производителю,  требует  от  него  определенных издержек и затрат. Они имеют различную природу. С одной стороны,  для  того, чтобы  изготовить  некоторое  количество   товаров,   производитель   должен приобрести и затратить факторы производства: землю, труд и капитал. Это  так называемые издержки производства.

       Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен  в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках  производства единицы товара с увеличением цены растет прибыль и производителю  (продавцу) становится выгодным продать побольше  такого  товара.  Реальная  картина  на рынке сложнее этой простой схемы,  но  выраженная  в  ней  тенденция  обычно имеет место. По мере увеличения цены  количество  предлагаемых  для  продажи товаров будет возрастать

       Графически закон предложения может быть отображен кривой  предложения, отображающей  в  форме  графика  связь,  функциональную  зависимость   междувеличиной предложения и ценой. Кривые предложения принято обозначать  буквой S, представляющей первую букву английского слова «supply»- предложение.

       По  аналогии  со  спросом  следует  различать  величину   предложения,

характеризующую изменение  объема  предложения  в  зависимости  от  цены  при перемещении по кривой предложения, и предложение  в  целом,  характеризуемое формой  и  положением  всей  кривой  предложения.   Смещение   всей   кривой предложения обусловлено действием неценовых факторов.

       Изменение предложения товаров на  рынке  происходит  под  воздействием следующих условий:

        1. цены  на ресурсы (при их росте  происходит сокращение  предложения

           товаров);

        2. наличие  взаимозаменяемых и взаимодополняемых  товаров и  движение

           их цен;

        3. уровень   технологии,  применяемой  при   производстве  однотипных

           изделий;

        4. налоги, дотации и субсидии, влияющие  на развитие производства;

        5. качество  ресурсов и факторов производства;

        6. число  продавцов и их поведение на  рынке;

        7. конкуренция  на рынке;

        8. ожидания  производителей в связи с возможными  изменениями цен;

        9. природные  катастрофы и войны;

       10. политическая  ситуация в стране.

 

2.3 Эластичность предложения

 

       Предложение  тоже  может  быть  эластичным  и  неэластичным.   Степень изменения объема  предложения  в  ответ  на  увеличение  цены  характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения  понимается  степень его изменения в зависимости от динамики цен. Мерой этого изменения  является коэффициент эластичности предложения (Кп):

Кп= объем предложения (в%)/ рост цен (в%)

Эластичным предложение  становится, когда его  величина  изменяется  на процент, чем цена. Как показывает опыт западных  стран,  коэффициент

эластичности предложения- при условии равновесия цен и  за длительный  период - имеет тенденцию к возрастанию (т.е. рост цен на  определенную  величину  в несколько большей степени вызывает увеличение производства).

       Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при  повышении или  снижении  цен.  Это  характерно  для  многих  товаров  в  краткосрочном периоде.  Например,  низка  эластичность  для   скоропортящихся   продуктов, которые не возможно хранить в больших количествах.  К  тому  же  предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь  довольно  трудно  переключать производство на выпуск  новых  изделий,  перераспределять  в  связи  с  этим ресурсы для изменения количества выпускаемых  товаров.  Стало  быть,  знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно  для  прогнозирования

объема производства в  зависимости от изменения цены.

       Таким образом, стала известна прямая зависимость спроса и  предложения от рыночной цены. Эта зависимость  проявляется  в  регулирующем  воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а  стало  быть,  на  экономическое положение  продавцов  и  покупателей.   Существует   два   варианта   такого регулирования, при  которых  одна  сторона  рыночной  сделки  выигрывает,  а другая проигрывает.

       Первый вариант:  рыночная  цена  возрастает,  а  это  ведет,  с  одной

стороны, к  снижению  спроса  и,  с  другой,  к  увеличению  предложения.  В

результате экономический  выигрыш оказывается у производителей и продавцов.

       Второй вариант: цена на товары снижается, что  способствует,  с  одной

стороны, расширению спроса и, с другой стороны,  сокращению  предложения.  В итоге экономически выигрывают покупатели.

 

     

 

 

Глава III. Равновесная цена.

 

Равнове́сная цена или  сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров  и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители  желают предложить. Равновесная цена, это:

- цена, при которой спрос и предложение равны;

- цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

- цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов  к изменению ситуации на рынке  в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В  случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и  покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

В условиях рыночной  конкуренции  взаимодействие  рыночного  спроса  и рыночного предложения  регулирует  цену  до  того  момента,  когда  величина спроса и предложения совпадают, и устанавливается «равновесная цена».

        Равновесная цена устанавливается в результате уравновешивания  спроса и  предложения,  когда  количество   товаров,   которые   покупатели   хотят приобрести,  соответствует  тому  их   количеству,   которое   производители предлагают на рынке.  Другими  словами,  равновесная  цена-это  цена  такого уровня, когда объем предложения, соответствует объему спроса.

      Рыночное  равновесие  устанавливается   на  вполне  определенный  период времени,  поскольку  спрос  и  предложение  в  течение   времени   меняются. Изменение  либо  спроса,  либо  предложения  влечет   за   собой   изменение равновесной цены. Устойчивое равновесие устанавливается тогда,  когда  объем предложения, приспосабливается  к  объему  спроса,  а  цена  приближается  к равновесной цене. В каждый последующий момент  времени  рыночное  равновесие устанавливается как некоторое новое значение равновесной  цены. 

       В результате свободной конкуренции на рынке  формируется  определенный предел роста и снижения  цен.  Он  выступает  в  виде  цены  спроса  и  цены предложения. Цена спроса - это  та  максимальная  цена,  которую  покупатели согласны заплатить за товар, а цена предложения - это та  минимальная  цена, по которой продавец все еще согласен продавать свой товар, чтобы не  понести убытка.

       В условиях монополии эта зависимость может  быть  нарушена.  Монополии имеют возможность снизить цены ниже издержек  производства,  чтобы  разорить конкурента и завоевать рынок, а  затем  ее  повысить,  чтобы  компенсировать потери и получить максимальную прибыль или сразу  завысить  цены,  пользуясь своим монопольным положением.

        Чтобы ограничить стремление  монополий  к  безграничному  росту  цен, требуется вмешательство государства в рыночное ценообразование,  посредством установления  фиксированных  или  максимально  возможных  цен  на  продукцию естественных монополий, которые они не имеют права повышать.

       Все  сказанное  свидетельствует  о  том,  что   равновесная   цена   и

Информация о работе Влияние спроса и предложения на ценообразование в рыночной экономике