Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма. Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 06:34, реферат

Описание работы

Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагская зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом. Подобным образом и организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, скота, подержанного сельскохозяйственного оборудования, а иногда и недвижимости.

Содержание работы

Определение рынков
2. Спрос
2.1. Закон спроса
2.2. Кривая спроса
2.3. Индивидуальный и рыночный спрос
2.4. Детерминанты спроса
2.5. Изменения в спросе
2.6. Изменение величины спроса
3. Предложение
3.1. Закон предложения
3.2. Кривая предложения
3.3. Детерминанты предложения
3.4. Изменения в предложении
3.5. Изменения величины предложения
4. Предложение и спрос: рыночное равновесие
5. Уравновешивающая функция цен
6. Изменения предложения и спроса

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 461.70 Кб (Скачать файл)

 

 

  1.  Предложение

 

Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определенных условиях.

Количественно измеряется, выражается величиной, объёмом предложения. Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может, способен продать по данной цене в определенный период времени. Величина предложения зависит от цены, но на предложение влияют и многие другие, так называемые неценовые, факторы.

Объём предложения (объём выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определённой цене за определённый период времени при прочих равных условиях.

Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.

Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.

Производитель решает задачу: сколько товара производить при данной цене. 
Чем выше цена, тем выше предложение. 
Чем ниже цена, тем ниже предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Закон предложения

 

Закон предложения: Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах, И меньше – при низких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Кривая предложения

 

Кривая предложения  (S) — графическое отражение взаимосвязи между рыночными ценами на товары и услуги и количеством товаров и услуг, которые будут предлагать на рынке производители.

Кривая предложения иллюстрирует закон предложения.

На графике, где на вертикальной оси отложены цены, а на горизонтальной количество товаров и услуг, которые производители желают предложить на рынке, предложение будет представлено поднимающейся вверх кривой, отражающей тот факт, что повышение цены будет стимулировать дополнительное производство товаров и услуг. В основе поднимающейся кривой предложения лежит закон сокращающейся доходности, в соответствии с которым производство каждой дополнительной единицы продукции требует все больших дополнительных затрат.

Таким образом, издержки производства являются основным фактором, определяющим положение кривой предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Детерминанты предложения

 

К основным детерминантам предложения относятся:

1) цены на ресурсы;

2) технология производства;

З) налоги и субсидии;

4) цены на другие товары;

5) ожидания изменения цен;

6) число продавцов на рынке.

 

Изменение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение вправо, означает увеличение предложения: производители поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево, указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта при каждой из возможных цен. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Изменения в предложении

 

Мы рассматриваем в данном случае изменение величины предложения в зависимости от изменения цены. Другие факторы (детерминанты) предполагаются неизменными. Таким образом, по аналогии со спросом выделим два понятия: изменение величины предложения и изменение предложения.

Изменение величины предложения - это перемещение по кривой предложения от одной точки к другой под влиянием изменения цены.

Изменение предложения (изменение в предложении) означает смещение всей кривой предложения вправо или влево под воздействием неценовых факторов (рис. 3.7).

(рис. 3.7).

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Изменения величины предложения

 

ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения цены товара; показывается движением вдоль кривой предложения.

  1.  Предложение и спрос: рыночное равновесие

 

Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

 

  Объем продаж  в этой точке называется равновесным  объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).

 

  Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Уравновешивающая функция цен

 

УРАВНОВЕШИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЦЕН – способность конкурентных сил предложения и спроса установить цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизуются.

В условиях совершенной конкуренции излишек и дефицит на рынке — явление временное, быстро устранимое силами рыночной конкуренции.

 

Кривые спроса и предложения пересеклись в точке равновесия А.

 

Этой точке соответствует равновесная цена — 25 р. — и равновесное количество — 25 единиц товара.

 

Предположим, что производители шли на рынок с намерением продать свой товар по цене 30 р. В этом случае объем предложения составил бы 30 шт. товара, но величина спроса была бы лишь 20 шт. В такой ситуации развертывается конкуренция между продавцами, каждый из них стремится найти своего покупателя, и те, у кого издержки по производству товара ниже, раньше других пойдут на снижение цены. Те из производителей, у кого затраты высоки, не могут себе позволить продавать продукцию по цене ниже 30 р., они покинут рынок, и величина предложения сократится. В то же время при снизившейся цене появится большее число покупателей, которые смогут купить товар. Величина спроса будет расти. На рисунке уменьшение величины предложения и рост величины спроса показаны стрелками, которые движутся по кривым спроса и предложения к точке равновесия А. По мере движения величины спроса и величины предложения к точке А избыток на рынке уменьшается, и, наконец, в точке А он исчезает совсем, величины спроса и предложения совпадают.

 

Представим теперь, что покупатели отправляются на рынок, планируя купить товар по цене 15 р. При такой цене объем спроса составит 40 шт. товара, а объем предложения лишь 10 единиц. Возникает дефицит в размере 30 шт. товара. Дефицит создает конкуренцию среди покупателей, и какая-то часть из них, очевидно имеющая большие доходы, согласится приобрести товар по более высокой цене, остальные вынуждены будут покинуть рынок. Это приведет к сокращению величины спроса. Но одновременно рост цены будет увеличивать объем предложения. Нижние стрелки показывают движение величин спроса и предложения навстречу друг другу, но уже вверх, к точке равновесия А. В этой точке дефицит будет окончательно ликвидирован, объем спроса и объем предложения совпадут.

 

 

6. Изменения предложения и спроса

 

При увеличении спроса кривая спроса сдвигается вправо-вверх. В результате равновесная цена и равновесный объем увеличиваются.

 

Рост спроса

При уменьшении спроса кривая спроса сдвигается влево-вниз. В результате равновесная цена и равновесный объем уменьшаются.

 

При увеличении предложения кривая предложения сдвигается вправо-вниз. В результате равновесная цена увеличивается, а равновесный объем уменьшается.

 

При снижении предложения кривая предложения сдвигается влево-вверх. В результате равновесная цена увеличивается, а равновесный объем уменьшается.

 

Снижение предложения

Одновременные изменения спроса и предложения

Теперь проанализируем последствия одновременных сдвигов и кривой спроса и кривой предложения. При одновременном уменьшении спроса и увеличении предложения после сдвига кривых в соответствующих направлениях новое равновесие сформируется в точке Е2, которая расположена на оси явно ниже первоначальной цены. При этом с объемом продаж не все так очевидно: он может сократиться, как это изображено на пересечении широкой кривой D2 с новой кривой предложения S2, а может и не измениться или даже увеличиться, как это произошло на пересечении узких кривых D2 с новой кривой предложения.

 

Одновременное уменьшение спроса и увеличение предложения

При одновременном уменьшении и спроса и предложения (следующий рисунок) равновесный объем продаж точно сократится, а вот цена может как увеличиться, так и не измениться или даже сократиться.

 

Одновременное уменьшение спроса и предложения

При одновременном росте спроса и предложения объем продаж (Q) точно растет, а направление изменение цены (P) не определено.

 

При одновременном росте спроса и снижении предложения рыночная цена (P) точно растет, а направление изменения объема продаж (Q) не определено.

 

 

 

 


Информация о работе Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма. Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения