Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ реализации антимонопольной политики, а также изучение антимонопольного законодательства и государственного регулирования экономики России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические аспекты антимонопольного регулирования;
рассмотреть понятие, сущность и виды монополизма;
выявить основные направления антимонопольного регулирования;
изучить методы и формы государственного регулирования экономики;
проанализировать социально-экономическое развитие России на современном этапе,
ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………….………………………..
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….………......
6
1.1 Понятие, сущность и виды монополизма………………………...………...
1.2 Основные приемы демонополизации рынков……………………...………
1.3 Основные методы государственного регулирования экономики……..….
6
12
17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………………………………………
22
2.1Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе…………………………………………..……………….
2.2 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации…………
2.3 Цели и направления антимонопольного регулирования экономики России……………………………………………………………………….
22
26
30
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..
36
3.1 Антимонопольное регулирование в США…………………………………
3.2 Антимонопольное регулирование в Германии»………………....................
36
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………….…………….......
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………….……… |
3 |
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….………...... |
6 |
1.1 Понятие, сущность и виды монополизма………………………...………... 1.2 Основные приемы демонополизации рынков……………………...……… 1.3 Основные методы государственного регулирования экономики……..…. |
6 12 17 |
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ………………………………………… |
22 |
2.1Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе…………………………………………..………………. 2.2 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации………… 2.3 Цели и направления антимонопольного
регулирования экономики России……………………………………………………………… |
22 26
30 |
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………… |
36 |
3.1 Антимонопольное регулирование в США………………………………… 3.2 Антимонопольное регулирование
в Германии»………………............... |
36 39 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………… |
44 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. |
47 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
50 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы монополизации
С начала 90-х годов эти проблемы
остро стали перед Россией: без
принятия твердых и последовательных
мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы
и переход к рыночной экономике.
Успех экономических
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
Система государственного регулирования
экономики, сформировавшаяся во всех индустриально
развитых странах, в качестве обязательного
элемента предусматривает создание
благоприятных условий для
Развитие антимонопольного регулирования
очень актуально для развития
российской экономики, где степень
монополизации рынка выше, чем
в государствах с исторически
сложившимся рыночным хозяйством. Российская
экономика унаследовала от советской
экономики высокий уровень
Объект исследования – антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.
Предмет исследования –
формы и методы антимонопольного
законодательства и государственного
регулирования экономики
Целью курсовой работы является анализ реализации антимонопольной политики, а также изучение антимонопольного законодательства и государственного регулирования экономики России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Теоретическую и информационную базу исследования составляют работы известных российских экономистов С.В. Брагинского, В.Б. Буглай, Е.Н. Ведуты, А.Г. Грязновой, А.П. Киреева, В.И. Кушлина, А.Я. Лившица, В.Л. Лунева, И.П., Фаминского, В.И. Фомичева и других. При написании курсовой работы были также использованы материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, ресурсы сети Internet.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические и методологические аспекты антимонопольного регулирования: сущность и виды монополизма, основные приемы демонополизации рынков, методы государственного регулирования экономики.
Во второй главе проводится анализ реализации антимонопольной политики как метода государственного регулирования экономики России: представлено социально-экономическое развитие страны, принципы работы федеральной антимонопольной службы и методы антимонопольного регулирования экономики России.
В третьей главе представлены основные направления антимонопольного регулирования из опыта зарубежных стран, таких как США и Германия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие, сущность и виды монополизма
Рынок - это совокупность всех случаев, когда сталкиваются спрос и предложение на определенные товары. Действие двух основных факторов, спроса и предложения, зависит от рыночных ситуаций, которые характеризуются различными условиями, например, вхождения на рынок или выхода, движения товаров, обмена информацией и другие. Различные условия существования рынков, породили особенность и противоречивость действия механизма конкуренции на субъектов экономических отношений [3, с.25].
Экономическая теория долгое время использовала количественный критерий, чтобы классифицировать различные ситуации рынка. Так, она выделяла конкуренцию между большим числом продавцов - совершенная конкуренция, конкуренцию между малым числом продавцов - олигополия и ситуацию, когда присутствовал лишь один продавец [3, с.27].
Конкуренция – состязательность
хозяйствующих субъектов, когда
их самостоятельные действия эффективно
ограничивают возможность каждого
из них самостоятельно воздействовать
на общие условия обращения
Существует шесть видов конкуренции [4, с.113]:
Рынок и конкуренция в значительной
степени синонимы: одно без другого
не существует. Более того, содержание
конкуренции раскрывается в понятиях
«конкурентного» и «
Рассмотрим подробнее такую модель рынка как монополию.
Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии.
В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов [4, с.117]:
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Также здесь уместно привести ещё одно определение монополии [4, с.120]:
Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Давая же определение монополии
с точки зрения рыночного поведения,
теория монополии изучает
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами [5, с.97]:
Можно привести следующие признаки монополии [5, с.98]:
1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей
2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители)
3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру [5, с.98]:
4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.
Естественная монополия
возникает в отрасли, в которой
долгосрочные средние издержки достигают
минимума только тогда, когда одна фирма
обслуживает весь рынок целиком.
В такой отрасли минимальный
эффективный масштаб
Информация о работе Зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики