Зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ реализации антимонопольной политики, а также изучение антимонопольного законодательства и государственного регулирования экономики России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические аспекты антимонопольного регулирования;
рассмотреть понятие, сущность и виды монополизма;
выявить основные направления антимонопольного регулирования;
изучить методы и формы государственного регулирования экономики;
проанализировать социально-экономическое развитие России на современном этапе,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………….………………………..
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….………......

6
1.1 Понятие, сущность и виды монополизма………………………...………...
1.2 Основные приемы демонополизации рынков……………………...………
1.3 Основные методы государственного регулирования экономики……..….
6
12
17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………………………………………


22
2.1Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе…………………………………………..……………….
2.2 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации…………
2.3 Цели и направления антимонопольного регулирования экономики России……………………………………………………………………….

22
26

30
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..

36
3.1 Антимонопольное регулирование в США…………………………………
3.2 Антимонопольное регулирование в Германии»………………....................
36
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………….…………….......
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

КУРС!!!!.docx

— 183.87 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………….………………………..

3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….………......

 

6

1.1 Понятие, сущность и виды монополизма………………………...………...

1.2 Основные приемы демонополизации рынков……………………...………

1.3 Основные методы государственного регулирования экономики……..….  

6

12

17

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………………………………………

 

 

22

2.1Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе…………………………………………..……………….

2.2 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации…………

2.3 Цели и направления антимонопольного регулирования экономики России……………………………………………………………………….

 

22

26

 

30

ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..

 

36

3.1 Антимонопольное регулирование в США…………………………………

3.2 Антимонопольное регулирование в Германии»………………....................

36

39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………….…………….......

44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..

47

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

50




 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблемы монополизации хозяйственной  жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное  внимание не только специалистов, но и  широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит  от взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных  процессов и конкурентных отношений. В России, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Изучение монопольных рынков актуально  для принятия экономических решений  по разным вопросам.

Система государственного регулирования  экономики, сформировавшаяся во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного  элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке  товаров и услуг. Антимонопольное  регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании  и в пределах, допускаемых действующим  законодательством, по установлению и  реализации правил ведения экономической  деятельности на товарных рынках с  целью защиты добросовестной конкуренции  и обеспечения эффективности  рыночных отношений.

Развитие антимонопольного регулирования  очень актуально для развития российской экономики, где степень  монополизации рынка выше, чем  в государствах с исторически  сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской  экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и  транспорте. Антимонопольное регулирование  в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним  из существенных условий успешного  социально-экономического развития России.

Объект исследования –  антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

Предмет исследования –  формы и методы антимонопольного законодательства и государственного регулирования экономики Российской Федерации.

 Целью курсовой работы  является анализ реализации антимонопольной политики, а также изучение антимонопольного законодательства и государственного регулирования экономики России.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

  • изучить теоретические и методологические аспекты антимонопольного регулирования;
  • рассмотреть понятие, сущность и виды монополизма;
  • выявить основные направления антимонопольного регулирования;
  • изучить методы и формы государственного регулирования экономики;
  • проанализировать социально-экономическое развитие России на современном этапе,
  • рассмотреть структуру и основные функции Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации;
  • проанализировать опыт антимонопольного регулирования в зарубежных странах.

Теоретическую и информационную базу исследования составляют работы известных российских экономистов  С.В. Брагинского, В.Б. Буглай, Е.Н. Ведуты, А.Г. Грязновой, А.П. Киреева, В.И. Кушлина, А.Я. Лившица, В.Л. Лунева, И.П., Фаминского, В.И. Фомичева и других. При написании курсовой работы были также использованы материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, ресурсы сети Internet.

Курсовая работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются  теоретические и методологические аспекты антимонопольного регулирования: сущность и виды монополизма, основные приемы демонополизации рынков, методы государственного регулирования экономики.

Во второй главе проводится анализ  реализации антимонопольной политики как метода государственного регулирования экономики России: представлено социально-экономическое развитие страны, принципы работы федеральной антимонопольной службы и методы антимонопольного регулирования экономики России.

В третьей главе представлены основные направления антимонопольного регулирования из опыта зарубежных стран, таких как США и Германия.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

1.1 Понятие, сущность и  виды монополизма

 

 

Рынок - это совокупность всех случаев, когда сталкиваются спрос и предложение на определенные товары. Действие двух основных факторов, спроса и предложения, зависит от рыночных ситуаций, которые характеризуются различными условиями, например, вхождения на рынок или выхода, движения товаров, обмена информацией и другие. Различные условия существования рынков, породили особенность и противоречивость действия механизма конкуренции на субъектов экономических отношений [3, с.25].

Экономическая теория долгое время использовала количественный критерий, чтобы классифицировать различные  ситуации рынка. Так, она выделяла конкуренцию  между большим числом продавцов - совершенная конкуренция, конкуренцию между малым числом продавцов - олигополия и ситуацию, когда присутствовал лишь один продавец [3, с.27].

Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого  из них самостоятельно воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке; борьба между частными товаропроизводителями  за более выгодные условия производства и сбыта товаров [3, с.28].

Существует шесть видов  конкуренции [4, с.113]:

  1. Функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному
  2. Видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению
  3. Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки
  4. Ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка
  5. Скрытая ценовая конкуренция:
  • продажа личного товара по цене конкурента;
  • снижение цены потребления товара.
  1. Незаконные методы:
  • антиреклама товаров конкурентов;
  • производство товаров имитаторов (подделка).

Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого  не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного»  рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно  к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка [4, с.115]:

  • чистая (совершенная) конкуренция;
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия;
  • чистая монополия.

Рассмотрим подробнее  такую модель рынка как монополию.

Существует большое количество определений монополии, ведь это  – многоаспектное понятие. Причём это  понятие является настолько важным, что в мировой экономической  теории есть даже такое понятие, как  теория монополии.

В рамках этой теории монополия  рассматривается через призму трёх аспектов [4, с.117]:

  1. С точки зрения рыночной структуры
  2. С точки зрения рыночного поведения
  3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует  уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это  форма рынка, в условиях которой  весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию  через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению  пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого  субъекта. Такое пространство принято  называть отраслью.

Также здесь уместно привести ещё одно определение монополии [4, с.120]:

Монополия – это когда  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы  и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклам). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами [5, с.97]:

  • монопольно высокими ценами;
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Можно привести следующие  признаки монополии [5, с.98]:

1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей

2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители)

3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру [5, с.98]:

  • крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств;
  • система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством;
  • монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов);
  • нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия –  это монополия, защищённая от конкуренции  юридическими ограничениями, патентной  защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить  монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.

Естественная монополия  возникает в отрасли, в которой  долгосрочные средние издержки достигают  минимума только тогда, когда одна фирма  обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный  эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит  то, на которое рынок предъявляет  спрос по любой цене, достаточной  для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска  между двумя или большим количеством  фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в  основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Информация о работе Зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики