Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ реализации антимонопольной политики, а также изучение антимонопольного законодательства и государственного регулирования экономики России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические аспекты антимонопольного регулирования;
рассмотреть понятие, сущность и виды монополизма;
выявить основные направления антимонопольного регулирования;
изучить методы и формы государственного регулирования экономики;
проанализировать социально-экономическое развитие России на современном этапе,
ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………….………………………..
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….………......
6
1.1 Понятие, сущность и виды монополизма………………………...………...
1.2 Основные приемы демонополизации рынков……………………...………
1.3 Основные методы государственного регулирования экономики……..….
6
12
17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………………………………………
22
2.1Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе…………………………………………..……………….
2.2 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации…………
2.3 Цели и направления антимонопольного регулирования экономики России……………………………………………………………………….
22
26
30
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..
36
3.1 Антимонопольное регулирование в США…………………………………
3.2 Антимонопольное регулирование в Германии»………………....................
36
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………….…………….......
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами.
Опишем некоторые из этих способов [6, с.209]:
1. Хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества
2. Демпинг - преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента
3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам)
4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей
5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами, например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже
6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоединения» к монополии.
Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей.
Особенно высокая степень
несовершенства рынка при
Два первых пункта, по-видимому, не требуют особых комментариев. Полное отсутствие конкурентов на рынке позволяет монополисту столь резко ограничивать предложение, что уровень цен поднимается до экономически обоснованного (с точки зрения монополиста) максимума.
Что касается третьего пункта,
то здесь речь идет о краткосрочном
периоде. Появление экономической
прибыли в его рамках мало о
чем говорит. Она может возникнуть
на рынке любого типа. Однако обычно
экономическая прибыль
Иная ситуация существует
при монополии. В силу непреодолимости
барьеров для входа в отрасль
здесь помимо воли монополиста никогда
не создаются новые
Именно поэтому для
фирм-монополистов свойственно понижение
эффективности использования
Таким образом, ознакомившись с понятием, сущностью и видами монополизма, необходимо рассмотреть основные приемы демонополизации рынков.
1.2 Основные приемы
Рассмотрим основные формы борьбы с монополизацией рынков [7, с.256]:
Наибольшее значение при контроле монополизации рынков имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под контроль чаще всего подпадают крупные корпорации, занявшие достаточно большую долю рынка (в соответствием с установленными критериями), близкую к контролируемому государством уровню концентрации [7, с.258].
В США разрешение на слияние
дает Федеральная торговая комиссия
(в России – Министерство по антимонопольной
политике и поддержке
Для оценки того, как влияют слияния фирм-конкурентов на цены товара в США разработан и активно используется достаточно простой механизм. В качестве обоснования слияния фирмы представляют расчеты, показывающие, что цены на товар будут ниже или не изменятся. Но, это не дает гарантии от повышения цен через какое-то время после слияния. Поэтому антимонопольные органы проводят анализ возможности расширения количества товаропроизводителей в случае повышения монополистом цен на 5% [7, с.260].
Однако слияние, поглощение одной фирмы другой разрешается безусловно в случае неплатежеспособности или угрозы банкротства одной из них.
Для рассмотрения антимонопольными
органами дела об использовании доминирующего
положения необходимо письменного
обращения потерпевшего с указанием
существа нарушения и финансовых
потерь. Возбуждение дела возможно
по отношению к любой фирме, нарушающей
антимонопольное
В принципе американские фирмы стараются не доводить административно-экономические разбирательства до суда. При выносе судебного решения фирма-виновник обязана оплатить судебные издержки и возместить ущерб в сумме в три раза превышающий реальные потери пострадавших. Поэтому большинство споров разрешается на стадии предварительного рассмотрения в антимонопольных органах или в суде.
Ограничение конкуренции
не допускается любыми
Монополизация рынков допускается законодательством только владельцам интеллектуальной собственности (патента), так называемая «патентная монополия». По законодательству США владелец патента имеет исключительное право его эксплуатации в течение 20 лет.
Наиболее распространенно
нарушение антимонопольного законодательства
в виде сговора с целью установления
монопольно высоких (низких) цен, недопущения
конкурентов на рынок или других
способов его монополизации. Как
правило, сговор не оформляется документально,
поэтому его трудно доказать. Вместе
с тем, определенные приемы доказательства
сговора разработаны и
В случае наличия документа, подтверждающего сговор, решения антимонопольных органов не требует дополнительного обоснования. Например, в Польше в конце 80-х гг. единовременно произошло повышение цен на сахар в два раза в результате решения 76 директоров сахарных заводов, принятом на совещании (был составлен протокол). На основании этого протокола антимонопольные органы Польши приняли меры к участникам совещания, которые привели к отмене договоренности [8, с.199].
Иногда сговор может быть доказан на основе анализа статистической и ценовой информации. Так было с делом шести фирм, торгующих мукой в Канаде. Анализ проводился антимонопольными органами в течение нескольких лет и было отмечено постепенное сближение цен на муку, поставляемую в торговлю различными фирмами, при их одновременном повышении. Схема движения цен на муку, составленная антимонопольными органами, послужила для суда доказательством нарушения правил конкуренции.
Эта мера в практике используется достаточно редко. Вместе с тем, в мировой практике она имеет место. Так, крупнейшая американская компания Standart Oil, крупнейший монополист на рынке нефтепродуктов, была разделена в 1908 году. АТТ (American Telephone & Telegraph) до середины 70-х гг. была монополистом на рынке средств связи. На территории США фирма установила порядок, при котором все работы по обеспечению функционирования систем связи (проведение коммуникаций – в том числе в домах – все виды ремонтов, установка средств связи, изготовленных только на заводах корпорации и т.д.) могли проводиться только силами корпорации. Кроме того, АТТ монополизировала связь американских абонентов с другими странами, что и послужило причиной выявления монополии. При оплате внешних связей было замечено, что стоимость телефонного разговора из Англии в США стоит в три раза дешевле обратного [8, с.201].
Конкурсные торги –
наиболее эффективный метод реализации
преимуществ свободной
Конкурсные торги при
публичном распределении
Фальсификация заявок – достаточно распространенный метод нарушения правил конкуренции не только в мировой практике, но и в России. Под фальсификацией заявок понимается ситуация, при которой заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой на конкурсе, и контракт достается определенному ими по сговору участнику. В сущности, заявители соглашаются сообща действовать в качестве монополии. Для противодействия этому выработана процедура проведения конкурсов, применяемая и в России. Ответственность за нарушение правил проведения конкурса различна в разных странах. Обязательным условием конкурса является четкое установление его условий, изложенных в объявлении о конкурсе. Это побуждает фирмы-заявители к конкуренции. К тому же, Правительство получает возможность требовать от победителя полного их выполнения. В заявке заявитель указывает свою компетентность в сфере выявления конкурсных работ, опыт выполнения аналогичных контрактов и/или предложения о путях реализации намеченных контрактом работ [8, с.205].
Антимонопольные органы обладают достаточно большими полномочиями. Они имеют право доступа к любым необходимым им документами фирм, на которые возбуждено дело, имеют право проведения обследований, направляют дело в суд. При этом антимонопольные органы отвечают за конфиденциальность полученной информации и не могут осуществлять действий, следствием которых может быть нанесение фирмам какого бы то ни было финансового ущерба.
Поэтому рассмотрев, какие
приемы и основные методы регулирования
экономики существуют на сегодняшний
день, в том числе и в России,
поможет непосредственно
1.3 Основные методы
Информация о работе Зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики