Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ реализации антимонопольной политики, а также изучение антимонопольного законодательства и государственного регулирования экономики России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические аспекты антимонопольного регулирования;
рассмотреть понятие, сущность и виды монополизма;
выявить основные направления антимонопольного регулирования;
изучить методы и формы государственного регулирования экономики;
проанализировать социально-экономическое развитие России на современном этапе,
ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………….………………………..
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….………......
6
1.1 Понятие, сущность и виды монополизма………………………...………...
1.2 Основные приемы демонополизации рынков……………………...………
1.3 Основные методы государственного регулирования экономики……..….
6
12
17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………………………………………
22
2.1Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе…………………………………………..……………….
2.2 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации…………
2.3 Цели и направления антимонопольного регулирования экономики России……………………………………………………………………….
22
26
30
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..
36
3.1 Антимонопольное регулирование в США…………………………………
3.2 Антимонопольное регулирование в Германии»………………....................
36
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………….…………….......
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Таким образом, государству понадобится помощь специальной службы уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, которая осуществляла бы функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
2.2 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации
Федеральная антимонопольная
служба (ФАС России) является уполномоченным
федеральным органом
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная
служба создана в соответствии с
Указом Президента России № 314 от 9 марта
2004. Положение о Федеральной
В настоящее время
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются [14, с.305]:
а) контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства, в
том числе в сфере
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
г) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд;
д) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Осуществление контроля соблюдения законодательства при размещении заказов путем проведения проверок представлены в таблице 2.
В ходе проведения плановых и внеплановых проверок в 2011 году проверено 36922 процедуры размещения заказов, из которых в 8 060 процедурах размещения заказов (14 %) выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов. По результатам проведения плановых проверок выдано 27 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении внеплановых проверок выдано 4 095 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Таблица 2
Проведение ФАС России проверок размещения заказов в 2011 году по сравнению с аналогичными показателями 2010 года
Проведенные проверки |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (+/-) |
Темп роста, % |
Плановые (федеральный уровень) |
542 |
471 |
-71 |
86,9 |
Внеплановые (федеральный уровень) |
10356 |
12490 |
+2134 |
120,6 |
Внеплановые (уровень субъекта РФ) |
7494 |
12075 |
+4581 |
161,1 |
Внеплановые (муниципальный уровень) |
10336 |
11886 |
+1550 |
114,9 |
Всего: |
28728 |
36922 |
+8194 |
128,5 |
Динамика проверок ФАС России за 2010-2011 годы представлена на рисунке в приложении 1.
В результате, можно выделить на основании работы службы антимонопольного регулирования в России основные цели и методы антимонопольного регулирования экономики.
Всего в 2011 году при проведении
проверок ФАС России проверено 185 420
размещаемых заказов. Из них в 28 863
случаях (15 %) выявлены нарушения законодательства
Российской Федерации о размещении
заказов. По результатам проведения
плановых проверок заказчикам выдано
195 предписаний об устранении нарушений
законодательства Российской Федерации
о размещении заказов. При проведении
внеплановых проверок выдано 4 562 предписаний
об устранении нарушений федеральным
заказчикам, заказчикам субъектов Российской
Федерации и муниципальным
Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Проверки размещения государственных и муниципальных заказов в 2011 году по сравнению с аналогичными показателями 2010 года
Мероприятия |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (+/-) |
Темп роста, % |
Проверено заказов |
177509 |
185420 |
+7911 |
104,5 |
Выявлено заказов с нарушениями |
22823 |
28863 |
+6040 |
126,5 |
Всего: |
200332 |
241283 |
+40951 |
120,4 |
В 2011 году количество проверенных заказов по сравнению с 2010 годом увеличилось на 4,3 %.
Динамика проверок размещения государственных и муниципальных заказов представлена на рисунке в приложении 2.
Таким образом, доля жалоб, признанных
ФАС России обоснованными, уменьшилась:
в 2010 году обоснованными признаны 45
% рассмотренных жалоб, в 2011 – 42 % рассмотренных
жалоб, что свидетельствует о сокращении
количества нарушений, допускаемых заказчиками,
уполномоченными органами, специализированными
организациями, операторами электронных
площадок, конкурсными, аукционными и
котировочными комиссиями при проведении
процедур размещения заказов.
Также можно отметить, что предприниматели
в связи с тем, что стали чаще прибегать
к административной процедуре обжалования.
Так в 2011 году на 30 % увеличилось количество
поступивших жалоб в ФАС России по сравнению
с 2010 годом, на 25 % увеличилось количество
жалоб рассмотренных по существу (таблица
4).
Таблица 4
Поступления и результаты рассмотрения жалоб органами ФАС России в 2010-2011 годах
Мероприятия |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (+/-) |
Темп роста, % |
Поступило жалоб |
28314 |
37770 |
+9456 |
133,4 |
Жалоб рассмотрено по существу |
20822 |
26263 |
+5441 |
126,1 |
Признано обоснованными |
9460 |
10969 |
+1509 |
115,9 |
Всего: |
58596 |
75002 |
+16406 |
127,9 |
Динамика поступлений
и результатов жалоб
Указанное увеличение количества жалоб связано, в том числе, с вводом в эксплуатацию с 1 января 2011 года единого официального сайта www.zakupki.gov.ru, на котором публикуется информация обо всех заказах, размещаемых на территории Российской Федерации [15, с.300].
Это позволяет всем заинтересованным лицам находить интересующие их заказы и в случае выявления в них нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов эффективным образом защищать свои права и законные интересы.
2.3 Цели и направления антимонопольного регулирования экономики России
В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели [16, с.175]:
Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие [16, с.177]:
Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства. Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывания контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Наиболее стабильно действует
запрет на установление монопольных
цен, хотя и здесь немало
проблем. В частности,
«Временные методические рекомендации
по выявлению монопольных цен» от 21 апреля
2004 г. предлагают одновременно
использовать концепцию ограничения
прибыли и концепцию сравнения
рынка. Применение первой
концепции осложняется тем,
что производственные затраты необходимо
устанавливать с учетом того,
что производственные мощности
могут быть исчерпаны. Но
при общем спаде производства
в России это нереально.
Сейчас в России чаще
практикуются монопольно высокие цены,
а в странах с развитой конкуренцией
- монопольно низкие, иногда
даже демпинговые. Российский
монополизм проявляет
свое антиконкурентное поведение
преимущественно в отношениях с потребителями
или поставщиками, а не с
конкурентами. Но по мере развития
конкуренции повышается вероятность
применения монопольно низких цен: мощные
многопрофильные компании благодаря
перекрестному субсидированию за
счет прибыльности одних секторов
могут занижать цены на продукцию других
и тем самым блокировать конкурентов.
В этой части особенно необходимо
контролировать финансово-промышленные
группы.
Среди ограничивающих конкуренцию факторов следует выделить [18, с.344]:
Информация о работе Зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики