Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ реализации антимонопольной политики, а также изучение антимонопольного законодательства и государственного регулирования экономики России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические аспекты антимонопольного регулирования;
рассмотреть понятие, сущность и виды монополизма;
выявить основные направления антимонопольного регулирования;
изучить методы и формы государственного регулирования экономики;
проанализировать социально-экономическое развитие России на современном этапе,
ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………….………………………..
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….………......
6
1.1 Понятие, сущность и виды монополизма………………………...………...
1.2 Основные приемы демонополизации рынков……………………...………
1.3 Основные методы государственного регулирования экономики……..….
6
12
17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………………………………………
22
2.1Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе…………………………………………..……………….
2.2 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации…………
2.3 Цели и направления антимонопольного регулирования экономики России……………………………………………………………………….
22
26
30
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..
36
3.1 Антимонопольное регулирование в США…………………………………
3.2 Антимонопольное регулирование в Германии»………………....................
36
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………….…………….......
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Контроль за усилением
экономической концентрации. Наряду
с запретами на заключение вредных
для конкуренции соглашений
и на
доминирующим положением для борьбы с
ограничением конкуренции применяется
контроль за экономической концентрацией.
Российское антимонопольное
законодательство не разрешает действия
или сделки, в результате которых возможно
установление или расширение рыночной
власти коммерческой организации,
если негативные антиконкурентные
последствия не компенсируются
повышением ее конкурентоспособности
на внутреннем и международном рынках.
Поэтому контроль не мешает
интеграции российских предприятий для
конкуренции с зарубежными фирмами.
В целом контрольная
деятельность антимонопольного ведомства
пока недостаточно эффективна.
Оно не привлекает отраслевые
министерства к проведению конкурентной
политики в отраслях, не
имеет следственных полномочий
(в отличие, например, от японской
Комиссии по добросовестной торговле),
ему трудно получать требуемые сведения.
Соглашение между ГАК и Госналогслужбой
об обмене информацией и содействии
друг другу практически не выполняется.
Суды не применяют статью Уголовного кодекса,
в соответствии
с которой виновный в установлении монопольных
ограничений конкуренции может быть лишен
свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не
работает еще и потому, что предприниматели
не готовы подавать жалобы
и взаимодействовать с правоохранительными
органами, а антимонопольное ведомство
не проявляет активности в подаче исков
о таких нарушениях [18, с.346].
Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.
Запреты на действия
органов власти и управления,
которые могут
неблагоприятно повлиять на
конкуренцию. Развитие рыночных
отношений предполагает устранение
прямого вмешательства государственных
органов власти в деятельность предприятий.
Законом запрещено принимать нормативные
акты и совершать действия,
которые ограничивают самостоятельность
предприятий, создают дискриминирующие
или благоприятные условия для одних
в ущерб другим и тем самым
ограничивают конкуренцию, ущемляют
интересы предприятий или граждан [18, с.350].
Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
Система государственного антимонопольного регулирования Российской Федерации представлена на рисунке в приложении 4.
Антимонопольная политика в России на ближайшие годы будет реализовываться по следующим направлениям [19, с.29.]:
Разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом специфики российского рынка.
Таким образом, в результате анализа реализации антимонопольной политики в Российской Федерации, на основании ее принципов и методов проведения, можно сказать что. Сегодня анти монопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики.
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства [20, с.35].
Существуют различные
подходы к характеристикам
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления [22, с.21]:
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Либерализация рынков. Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры.
Государственное регулирование. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления «справедливой» цены или «справедливой нормы прибыли». Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и т.п.
Антимонопольное законодательство. Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической властью тех или иных монополий, заставляет страны с рыночным типом экономики прибегать нередко к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических структур с помощью специального антимонопольного законодательства.
Основные различия в антимонопольной политике и практике «рыночных» стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия. В этой связи различают особенности европейского и американского подходов в антимонопольной политике [23, с.30].
Реализация
задач системы антимонопольной
защиты общества в США осуществляется
путем опоры на существующую в
стране систему разделения властей
и включения в данный механизм
множества государственных
Институциональная
структура системы
Здесь будет уместным привести таблицу (приложение 5), иллюстрирующую развитие институциональной системы антимонопольной защиты общества в США на фоне выхода основных антитрестовских законов.
В настоящее время подход к проблеме законности стратегического поведения той или иной компании формулируется судами США следующим образом. Для доказательства его противоправности необходимо наличие в действиях ответчика трех признаков: намерения получить монопольную силу, способность влиять на хозяйственные решения других компаний, чтобы контролировать цены; исключить конкуренцию; предпринять действие, трактуемое в практике судопроизводства как попытка монополизации [24, с.17].
Когда намерение установить монополию исходит со стороны доминирующей или одной из ведущих фирм, имеющих на данном рынке реальную возможность его осуществить. Американским судопроизводством определяется «опасная вероятность успеха» монополистических устремлений. Иначе говоря, для признания компании виновной в попытке монополизации доказательство наличия у нее намерения монополизировать рынок есть необходимое, но не достаточное условие.
3.2 Антимонопольное регулирование в Германии
В Германии антимонопольный контроль играет важную роль в реализации государственной экономической политики. Как и в большинстве других государств, в Германии антимонопольная политика проводится в жизнь главным образом через судебную систему. Однако по сравнению с текстом законов других стран положения германских антимонопольных нормативных документов гораздо точнее и четче. Согласно германским законам, законность не измеряется балансом конкуренции и эффективности и действия, препятствующие конкуренции или являющиеся нарушением экономических свобод, обычно рассматриваются как незаконные [25, с.29].
Стоит отметить, что со второй половины 19 века в Германии были распространены картели. Они выступали как средство обеспечения стабильности цен. В 1923 году принят Закон о картелях. В 1930 – начале 1940-х – принудительные картели. Считалось, что крупные концерны во многом способствовали в предвоенный период концентрации политической власти в руках национал-социалистов.
В Германии антимонопольное регулирование осуществляется на федеральном уровне Министерством экономики (осуществляет общее руководство), Ведомством по делам картелей (Федеральная служба картелей) – разбирает конкретные дела, Комиссией по монополиям (комиссия экспертов, дающих советы по выработке конкурентной политики, действует как консультативный орган; ее функцией является изучение концентрации производства на отдельных товарных рынках и подготовка заключений о монополистическом поведении) [25, с.32].
Контроль за применением антимонопольного законодательства в Германии осуществляет Федеральная служба картелей (ФСК) – независимое административное учреждение, формально входящее в состав министерства экономики Германии, но наделенное полусудебной властью в области истолкования и применения закона. Служба имеет право выносить постановления и принимать решения по антитрестовским вопросам, а также судебные определения в случае нарушения антитрестовского законодательства.
Антикартельные службы федеральных земель являются самостоятельными структурами, они не подчиняются ФСК, а входят в состав земельных правительств и подчиняются министру экономики соответствующего земельного ведомства.
Информация о работе Зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики