Зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ реализации антимонопольной политики, а также изучение антимонопольного законодательства и государственного регулирования экономики России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические аспекты антимонопольного регулирования;
рассмотреть понятие, сущность и виды монополизма;
выявить основные направления антимонопольного регулирования;
изучить методы и формы государственного регулирования экономики;
проанализировать социально-экономическое развитие России на современном этапе,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………….………………………..
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….………......

6
1.1 Понятие, сущность и виды монополизма………………………...………...
1.2 Основные приемы демонополизации рынков……………………...………
1.3 Основные методы государственного регулирования экономики……..….
6
12
17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………………………………………


22
2.1Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе…………………………………………..……………….
2.2 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации…………
2.3 Цели и направления антимонопольного регулирования экономики России……………………………………………………………………….

22
26

30
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..

36
3.1 Антимонопольное регулирование в США…………………………………
3.2 Антимонопольное регулирование в Германии»………………....................
36
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………….…………….......
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

КУРС!!!!.docx

— 183.87 Кб (Скачать файл)

Независимым исследовательским  органом в Германии стала Монопольная  комиссия, состоящая из пяти членов. В обязанности комиссии входит наблюдение за ситуацией и раз в два года представление министру экономики рекомендаций в области экономики, тенденций, свидетельствующих о концентрации деловых операций в Германии, в том числе в сфере применения положений закона о контроле над слиянием компаний и поведением на рынке доминирующих компаний.

Здесь контролю подвергаются [26, с.9]:

  • приобретения активов предприятия полностью;
  • приобретение долей 25, 50 и более процентов акций фирмы;
  • любая сделка, в результате которой фирма приобретает прямой или косвенный контроль над предприятием;
  • любая сделка, включая приобретение менее 25 процентов акций предприятия, если это дает возможность фирме-покупателю влиять на конкурентное поведение другой фирмы.

В соответствии с Законом против ограничения конкуренции и Основополагающими положениями Германии по рассмотрению слияний слияние запрещается «если предполагается, что оно создает или усиливает доминирующее положение».

Цель контроля за слияниями – «противодействие «излишней» концентрации компаний – поддержание конкурентной структуры рынка и обеспечение достаточного контроля за всем разнообразием операций компаний с тем, чтобы последние не посягали на свободу действий других компаний и потребителей. Таким образом, контроль над слияниями должен противостоять любому риску по отношению к конкуренции, который может возникнуть в результате изменений в структуре рынка, вызванных концентрацией».

Доминирование является центральным  пунктом для действующего в Германии подхода к анализу возможности  и допустимости слияний.

Количественные показатели, при которых фирма (или группа фирм) рассматривается как доминирующая на рынке (или обладающая излишней рыночной властью), характеризуются следующим образом [26, с.11]:

  • 1/3 рынка для одной фирмы;
  • не менее 50 процентов рынка для трех фирм;
  • не менее 2/3 рынка для пяти фирм.

При анализе слияний Федеральная  служба картелей обязана осуществлять комплексную оценку всех критериев, так как законодательство Германии основывается на том постулате, что даже если слияние способствует эффективности, конкуренция утратит свою управляющую и контролирующую функцию, в случае если эта эффективность/эффекты будут достигнуты ценой образования или усиления доминирующей фирмы. Соответственно, эффективность рассматривается как вопрос, не имеющий отношения к конкуренции.

В отличие от США, но в  соответствии с практикой, существующей в Великобритании, ЕС и Японии, германский закон о конкуренции позволяет определять цены административным способом в качестве средства урегулирования случаев злоупотребления господствующим положением. Положения закона дают Федеральной службе картелей право судебного преследования за чрезмерно высокие цены, если только вина доказана, и выносить распоряжения о понижении цен до уровня имеющихся в условиях подобной ситуации на рынке, где есть конкуренция.

В Германии министр экономики  может санкционировать сделку, которая  во всех иных случаях была бы незаконной, если ограничение конкуренции, являющееся следствием сделки, «перевешивается общими экономическими преимуществами слияния или если слияние оправдано более значимым общественным интересом». Помимо того министр имеет право освобождать от требований закона в чрезвычайных случаях, когда экономические изменения угрожают нарушением работы в масштабах какой-либо отдельной отрасли промышленности. До сих пор этими правами министр пользовался нечасто [26, с.13].

Первоначально антитрестовское  законодательство Германии преследовало цель предотвращения злоупотреблений господствующим положением на рынке – обычно со стороны крупной производственной компании. Система этого закона (он отличается от американского и лег в основу законодательства о конкуренции, разработанного Австралией, Южной Кореей, ЕС, Японией и т. д.) ставит цель – разрешить создание и существование крупных, мощных фирм-производителей, но не позволяет им злоупотреблять своей мощью на рынке, в особенности если жертвами могут стать мелкие фирмы.

Но вместе с тем и  взаимодействие предприятий и контроль за объединением предприятий и использование  экономического господства не распространяется на все отрасли экономики. Предусмотрено, что отдельные положения антимонопольного законодательства, а в некоторых случаях и оно все, не применяется, среди прочего, к транспорту, кредитным учреждениям, страховым обществам, а также к предприятиям коммунально-бытового обслуживания. Обосновывается это особенностями данной отрасли экономики, а также частичным государственным надзором над ними [26, с.17].

Наличие возможности освобождения от обязательств, налагаемых законом, обеспечивает гораздо более легкое применение антитрестовского законодательства в Германии, чем в США или в других государствах, где применение закона основано на поддержании равновесия между антиконкурентным эффектом и эффективной экономикой. Согласно германским законам, законность не измеряется балансом конкуренции и эффективности и действия, препятствующие конкуренции или являющиеся нарушением экономических свобод, обычно рассматриваются как незаконные.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической  политики государства во всех странах  с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается  в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Подводя итог сказанному, можно  утверждать, что антимонопольное  законодательство является важнейшей  составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает  интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар  на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях.

Безусловно, демонополизация  производства, основанного на государственной собственности - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров..

В России на данном этапе  проблема монополизации перестает  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в  полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и самоорганизующимся рынком.

На основании проведенного анализа антимонопольного регулирования  в России, можно выделить следующее:

  1. В ходе проведения плановых и внеплановых проверок в 2011 году проверено 36922 процедуры размещения заказов, из которых<span class="L

Информация о работе Зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики