Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ реализации антимонопольной политики, а также изучение антимонопольного законодательства и государственного регулирования экономики России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические аспекты антимонопольного регулирования;
рассмотреть понятие, сущность и виды монополизма;
выявить основные направления антимонопольного регулирования;
изучить методы и формы государственного регулирования экономики;
проанализировать социально-экономическое развитие России на современном этапе,
ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………….………………………..
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….………......
6
1.1 Понятие, сущность и виды монополизма………………………...………...
1.2 Основные приемы демонополизации рынков……………………...………
1.3 Основные методы государственного регулирования экономики……..….
6
12
17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………………………………………
22
2.1Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе…………………………………………..……………….
2.2 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации…………
2.3 Цели и направления антимонопольного регулирования экономики России……………………………………………………………………….
22
26
30
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..
36
3.1 Антимонопольное регулирование в США…………………………………
3.2 Антимонопольное регулирование в Германии»………………....................
36
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………….…………….......
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Выбор инструментов государственного регулирования экономики, характера и механизма их использования не может быть случайным. Инструментарий регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегией и путями развития экономики. Набор инструментов государственного воздействия на экономику может быть одним и тем же в разных странах. Однако существующая в этих странах политическая, экономическая и социальная специфика, насущные проблемы, различие целей и задач, особенно кратковременных, вызывают необходимость наиболее рационального выбора форм и методов государственного регулирования экономики, определяя их приоритетность и сочетания [9, с.288].
Применение правомочными государственными органами, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленной на достижение определенных социально-экономических целей, и представляет собой государственного регулирование экономики.
Государство для реализации
целей своей экономической
Государство использует методы
прямого и косвенного воздействия
на экономику. Использование указанных
методов предполагает применение для
них характерных приемов, средств.
Так, метод прямого воздействия
реализуется средствами административного
и экономического влияния. Косвенный
метод регулирования
Особенностью административных
средств регулирования
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование [9, с.292]:
Классификация экономических
регуляторов экономики
К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.
Рис. 1. Классификация экономических регуляторов экономики
Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение [10, с.120].
Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).
Косвенное экономическое регулирование
влияет на общественное производство
в основном посредством мер бюджетно-
Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, – это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.
Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством.
Государственное экономическое
прогнозирование основано на результатах
анализа реального положения
дел в экономике, существующих потребностей
и возможностей использования всех
факторов имеющихся ресурсов, на учете
тенденций развития науки, техники,
интеллектуального потенциала, позволяет
получить достоверные знания о том,
сто может произойти в
В большинстве стран, где
применяется экономическое
Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и ее элементы, направления научных исследований. Примером среднесрочной целевой программы служит программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 2008-2011 годах» [20, с.15].
Бюджетно-налоговая система
– один из существенных рычагов
реального экономического воздействия
государства на хозяйственные процессы.
Масштабы государственного бюджета, определяемы
уровнем доходов, их долей в валовом
внутреннем продукте (ВВП), создают
реальные возможности влияния на
социально-экономические
Важнейшим средством воздействия
государства на хозяйственные процессы
служат инструменты денежно-кредитной
политики, осуществляемой Центральным
банком. Денежно-кредитная политика
должна быть направлена прежде всего
на обеспечение устойчивого
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2.1 Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием [11, с.219].
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 4-4,5% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,6% к ВВП, в 2012 г. – 17,0% к ВВП и в 2013г.–16,8% к ВВП, расходы в 2011 году составят 21,2% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–20,1% к ВВП и 19,7% ВВП соответственно (рисунок 2).
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление [11, с.220].
В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 1).
По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 7-8%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 10-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за 7 месяцев 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 4,3%.
Таблица 1
Оценка и прогноз основных
социально-экономических
Показатели |
Ед. изм. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Инфляция |
дек. / дек. |
8,8 |
7-8 |
6-7 |
5-6 |
4,5-5,5 |
ВВП |
млрд. руб. |
39 064 |
45 175 |
50 389 |
55 950 |
61 920 |
% к пред. г. |
-7,9 |
4,0 |
4,2 |
3,9 |
4,5 | |
Промышленное производство |
% к пред. г. |
-9,3 |
7,6 |
3,9 |
3,8 |
4,9 |
Инвестиции в основной капитал |
% к пред. г. |
-16,2 |
2,5 |
10,0 |
3,5 |
7,4 |
Оборот розничной торговли |
% к пред. г. |
-4,9 |
5,2 |
5,0 |
5,6 |
6,0 |
Объем платных услуг населению |
% к пред. г. |
-4,2 |
1,6 |
2,9 |
4,0 |
4,8 |
Реальная заработная плата |
% к пред. г. |
-3,5 |
4,9 |
3,5 |
4,0 |
4,7 |
Реальные располагаемые доходы населения |
% к пред. г. |
2,3 |
4,4 |
3,6 |
3,6 |
4,2 |
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост |
% к пред. г. |
24,2 |
44,9 |
9,4 |
8,8 |
7,9 |
Экспорт |
млрд. долл. США |
303,4 |
378,2 |
389,2 |
411,8 |
432,0 |
Импорт |
млрд.долл. США |
191,8 |
238,8 |
277,5 |
303,1 |
334,0 |
Уровень безработицы к экономически активному населению |
% |
8,6 |
7,7 |
7,4 |
7,1 |
6,7 |
Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в 2009 году составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,3% к ВВП.
В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2010 году до 600 млрд. рублей в 2013 году.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год [13, с.147].
По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году на 0,6% к ВВП, в 2012 году - на 0,7% к ВВП, в 2013 году – на 0,9 % к ВВП [13, с.149].
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия [13, с.150].
Информация о работе Зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики