Зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ реализации антимонопольной политики, а также изучение антимонопольного законодательства и государственного регулирования экономики России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические аспекты антимонопольного регулирования;
рассмотреть понятие, сущность и виды монополизма;
выявить основные направления антимонопольного регулирования;
изучить методы и формы государственного регулирования экономики;
проанализировать социально-экономическое развитие России на современном этапе,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……….…………………………………….………………………..
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…….………......

6
1.1 Понятие, сущность и виды монополизма………………………...………...
1.2 Основные приемы демонополизации рынков……………………...………
1.3 Основные методы государственного регулирования экономики……..….
6
12
17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………………………………………


22
2.1Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе…………………………………………..……………….
2.2 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации…………
2.3 Цели и направления антимонопольного регулирования экономики России……………………………………………………………………….

22
26

30
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ………………………..

36
3.1 Антимонопольное регулирование в США…………………………………
3.2 Антимонопольное регулирование в Германии»………………....................
36
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………….…………….......
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

КУРС!!!!.docx

— 183.87 Кб (Скачать файл)

 

 

Выбор инструментов государственного регулирования экономики, характера  и механизма их использования  не может быть случайным. Инструментарий регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегией и  путями развития экономики. Набор инструментов государственного воздействия на экономику  может быть одним и тем же в  разных странах. Однако существующая в  этих странах политическая, экономическая  и социальная специфика, насущные проблемы, различие целей и задач, особенно кратковременных, вызывают необходимость  наиболее рационального выбора форм и методов государственного регулирования  экономики, определяя их приоритетность и сочетания [9, с.288].

Применение правомочными государственными органами, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, направленной на достижение определенных социально-экономических  целей, и представляет собой государственного регулирование экономики.

Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и  методы, которые образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия  на экономику. Использование указанных  методов предполагает применение для  них характерных приемов, средств. Так, метод прямого воздействия  реализуется средствами административного  и экономического влияния. Косвенный  метод регулирования реализуется  только экономическими средствами. Конкретное выражение этих приемов или средств  регулирования представляет собой  их формы.

Особенностью административных средств регулирования экономики  является то, что они [9, с.290]:

  • не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
  • базируются на силе и авторитете государственной власти;
  • включают меры запрета, разрешения и принуждения (квотирование, лицензирование, утверждение правил приватизации и пр.);
  • предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Экономические средства воздействия  на хозяйственные процессы предполагают использование [9, с.292]:

  • государственного экономического прогнозирования;
  • государственного экономического программирования;
  • бюджетно-налоговой системы;
  • денежно-кредитной политики;
  • валютной политики;
  • таможенной политики.

Классификация экономических  регуляторов экономики представлена на рисунке 1.

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.


 


 


 




 



 

Рис. 1. Классификация экономических  регуляторов экономики

 

 

Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение [10, с.120].

Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование  влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой  и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов (подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет  рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства») [10, с.121].

Возможности и границы эффективности  госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство  участвует в общественной жизни, – это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулировании  экономики государством.

Государственное экономическое  прогнозирование основано на результатах  анализа реального положения  дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов имеющихся ресурсов, на учете  тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет  получить достоверные знания о том, сто может произойти в экономике  в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно  формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию [10, с.122].

В большинстве стран, где  применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую  целевую направленность.

Объектами целевых экономических  программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и ее элементы, направления  научных исследований. Примером среднесрочной  целевой программы служит программа  Правительства Российской Федерации  «Структурная перестройка и экономический  рост в 2008-2011 годах» [20, с.15].

Бюджетно-налоговая система  – один из существенных рычагов  реального экономического воздействия  государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемы  уровнем доходов, их долей в валовом  внутреннем продукте (ВВП), создают  реальные возможности влияния на социально-экономические процессы. Государственное влияние на экономику  реализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета, а также совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения  объектов льготного налогообложения [10, с.125].

Важнейшим средством воздействия  государства на хозяйственные процессы служат инструменты денежно-кредитной  политики, осуществляемой Центральным  банком. Денежно-кредитная политика должна быть направлена прежде всего  на обеспечение устойчивого денежного  обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильности цен. В странах  с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий  выхода из кризиса.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 

 

2.1 Социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе

 

 

Экономика Российской Федерации  в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием [11, с.219].

Уже начиная со второго  полугодия 2009 года, во многом благодаря  проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 4-4,5% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,6% к ВВП, в 2012 г. – 17,0% к ВВП и в 2013г.–16,8% к ВВП, расходы в 2011 году составят 21,2% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–20,1% к ВВП и 19,7% ВВП соответственно (рисунок 2).

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных  мер.

В настоящее время российская экономика реагирует позитивно  на начавшееся в глобальной экономике восстановление [11, с.220].

В основу расчетов показателей  федерального бюджета закладываются  актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 1).

 

 

Рис. 2. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

 

 

По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 7-8%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 10-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за 7 месяцев 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 4,3%.

 

Таблица 1

Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей  на период с 2009-2013 годы

 

Показатели

Ед. изм.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Инфляция

дек. / дек.

8,8

7-8

6-7

5-6

4,5-5,5

ВВП

млрд. руб.

39 064

45 175

50 389

55 950

61 920

% к пред. г.

-7,9

4,0

4,2

3,9

4,5

Промышленное производство

% к пред. г.

-9,3

7,6

3,9

3,8

4,9

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

-16,2

2,5

10,0

3,5

7,4

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

-4,9

5,2

5,0

5,6

6,0

Объем платных услуг населению

% к пред. г.

-4,2

1,6

2,9

4,0

4,8

Реальная заработная плата

% к пред. г.

-3,5

4,9

3,5

4,0

4,7

Реальные располагаемые  доходы населения

% к пред. г.

2,3

4,4

3,6

3,6

4,2

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

24,2

44,9

9,4

8,8

7,9

Экспорт

млрд. долл. США

303,4

378,2

389,2

411,8

432,0

Импорт

млрд.долл. США

191,8

238,8

277,5

303,1

334,0

Уровень безработицы к  экономически активному населению

%

8,6

7,7

7,4

7,1

6,7


 

Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального  сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в 2009 году составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,3% к ВВП.

В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в  России являются средства резервных  фондов и заимствования. Однако уже  со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2010 году до 600 млрд. рублей в 2013 году.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных  ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год [13, с.147].

По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее  десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета  будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.

Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году на 0,6% к ВВП, в 2012 году - на 0,7% к ВВП, в 2013 году – на 0,9 % к ВВП [13, с.149].

В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.

Российская экономика  пока менее эффективна по сравнению  с другими странами, и требует  реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия [13, с.150].

Информация о работе Зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики