Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ООО "СтройХимПласт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 16:13, дипломная работа

Описание работы

В результате выполнения дипломной работы была достигнута основная цель:
разработка рекомендаций по управлению распределением и использованием прибыли предприятия и решены поставленные задачи, т.е. определена сущность и содержание прибыли, изучены пути и инструменты управления прибылью предприятия, рассмотрено распределение прибыли организации, дана общая характеристика деятельности предприятия ООО «СтройХимПласт".

Файлы: 1 файл

содержание на печать.docx

— 526.06 Кб (Скачать файл)




основные


неосновные


  


объем продаж

себестоимость продукции

структура продукции и затрат

величина амортизационных отчислений

цена продукции





ценовые нарушения

нарушения условий

снижение качества

организационные нарушения, ведущие  к штрафам и экономическим  санкциям

прочие нарушения, связанные с  хозяйственной дисциплиной




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.3.1. Классификация факторов, влияющих на прибыль

При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам19. Так, выделяют факторы внешние и внутренние. Внутренние факторы - факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют стороны работы коллектива. Внешние факторы - факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия. Однако, они могут оказывать существенное влияние на прибыль. В процессе анализа влияние внутренних и внешних факторов дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешних воздействий, что имеет важное значение для объективной оценки собственных достижений коллектива.

В свою очередь  внутренние факторы подразделяются на внепроизводственные и производственные.

К внепроизводственным  факторам относят: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными  ценностями, организация экономической  и финансовой работы, природоохранная  деятельность, социальные условия труда  и быта работников предприятия.

Производственные  факторы, отражают наличие и использование  основных элементов производственного  процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся  в тесной зависимости и взаимосвязи.

Среди многообразия внешних факторов, которые можно  встретить в современной литературе, можно выделить основные из них:

степень политической стабильности;

состояние экономики государства;

демографическая ситуация в стране;

конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских  товаров;

темпы инфляции;

ставка  процента за кредит;

государственное регулирование экономики;

платежеспособный  спрос потребителей;

цены, устанавливаемые  поставщиками товаров;

налоговая и кредитная политика государства;

развитие  деятельности общественных организаций  потребителей товаров и услуг;

развитие  профсоюзного движения;

экономические условия хозяйствования;

емкость рынка.

К внутренним факторам относятся:

объем валового дохода;

производительность  труда работников

скорость  оборачиваемости товаров;

наличие собственных оборотных средств;

эффективность использования основных фондов;

объем розничного товарооборота

порядок ценообразования

уровень издержек обращения

средства  труда;

предметы  труда;

трудовые  ресурсы

По каждому  из этих двух групп выделяются следующие  виды:

экстенсивные  факторы;

интенсивные факторы.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Внешние и внутренние факторы тесно связаны  между собой. Но внутренние факторы  напрямую зависят от организации  работы самого предприятия.

Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения  их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции  и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние  отдельных факторов количественно  оценить невозможно. К примеру, деловая  репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке  по различным аспектам его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень  качества обслуживания и т.п.), основой  которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних  традиций работы.

Необходимо  отметить, что отдельные составляющие издержек (амортизация, материальные затраты  или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных  средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут  изменяться по-разному, иногда в противоположном  направлении, и оказывать различное  влияние на прибыль. Например, предприятие  может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение прибыли. При нерациональном использовании основных и оборотных  средств, например, при наличии неиспользуемого оборудования, оно будет иметь излишние запасы товарно-материальных ценностей20.

Средства  труда, предметы труда и трудовые ресурсы являются не только факторами  формирования прибыли, но одновременно служат основой для определения  направлений поиска резервов ее повышения. Их рациональное эффективное использование  способствует увеличению выпуска продукции  в натуральном выражении, повышению  качества изделий. В результате уменьшается  объем применяемых и расходуемых  средств на производство единицы  продукции, что находит отражение  в снижении материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к  увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность  развития и эффективность хозяйствования.

Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли  и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и  величина прибыли находятся в  прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает и наоборот.

Факторный анализ позволяет определить влияние  отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных  приемов исследования.

Проведем  факторный анализ прибыли ООО «СтройХимПласт».

На изменение  суммы прибыли, как уже отмечалось ранее, влияют в основном три фактора: изменение объема реализации продукции, изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции, а также  изменение уровня затрат на 1 рубль  реализованной продукции. 
Таким образом: П=П1+П2+П321,     

где, П1-изменение  прибыли от реализации за счет изменения  объема реализованной продукции; П2-изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции; 
П3- изменение прибыли от реализации за счет изменения уровня затрат на один рубль реализованной продукции.       

П1=По*(k1-1),                                                                       (2.3.1.)

где,  По - прибыль 2009,2010 г.; k1-коэффициент роста реализации продукции, исчисленный по полной себестоимости.                      

k1=C1/Cо,                                                                             (2.3.2.) 
где, C1,Со-полная себестоимость реализованной продукции за 2009г.,2010г. 
П1(2010)=4741*(12000/11000-1)=430,99 
П1(2011)=6940*(18000/12000-1)=3470 
 П2=По(k2-k1),                                                              (2.3.3.) где, k2-коэффициент роста реализованной продукции, исчисленной в оптовых ценах. 
 k2=В1/Во,                                                                    (2.3.4.) 
где, В1, Во- выручка от реализации продукции за 2009,2010г.г. 
П2(2010)=4741*(21200/17800-12000/11000)=474,1  
П2(2011)=6940*(33200/21200-18000/12000)=485,8 
П3=В1*(Со/Во-С1/В1),                                                                                  (2.3.5.) 
П3(2010)=21200*(11000/17800-12000/21200)=1060  
П3(2011)=33200* (12000/21200-18000/33200)=996 

П(2010)=430,99+474,1+1060=1965,09 
П(2011)=3470+485,80+996=4951,80

Результаты  факторного анализа обобщим в  таблице 2.2.

Таблица 2.3.1.

Обобщение результатов  факторного анализа 

Факторы

Сумма прибыли

2010 год 2011 год

Удельный вес,%

2010 год    2011год

изменение объема

реализации продукции


430,99

3470

22,0

70,1

изменение структуры

и ассортимента


474,1

485,80

24,1

9,8

изменение уровня затрат на 1 руб.

товарной продукции


1060,0

996

53,9

20,1

Итого:

1965,09

4951,80

100,00

100,00


 

В результате изменения объема реализации продукции сумма прибыли увеличилась в 2010г. по сравнению с 2009 г. на 430,99 тыс. рублей, за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль увеличилась на 474,1 тыс. рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции прибыль предприятия повысилась на 1060,09 тыс. рублей. В целом, под влиянием этих факторов прибыль от реализации продукции увеличилась в 2010г. на 1965,09 тыс. рублей.

В 2011г. в  результате изменения объема реализованной  продукции сумма прибыли увеличилась  на 3470 тыс. рублей, за счет изменения  структуры и ассортимента реализованной  продукции прибыль от реализации возросла на 485,80 тыс. рублей, за счет изменения  затрат на 1 рубль товарной продукции  прибыль возросла на 996 тыс. руб. В  целом прибыль от реализации продукции  увеличилась на 4951,80 тыс. рублей.

Таким образом, анализируя таблицу 2.2. можно сделать  вывод, что в 2011г. по сравнению с 2010г. изменилось влияние всех трех факторов на прибыль от реализации продукции:

1.затраты на 1 рубль реализованной продукции на (-33,8%); 
2.структура и ассортимент реализованной продукции на (-14,3%); 
3.объем реализации в натуральном выражении на (-48,1%).

Вывод: проводя  факторный анализ прибыли ООО «СтройХимПласт», мы выявили, что наибольшее влияние на нее оказывают изменение затрат на производство и реализацию продукции, а также объема продаж в натуральном выражении и цен на продукцию.

Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Комплексным, интегральным показателем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Результативность  и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут  оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат. По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности. Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ООО "СтройХимПласт"