Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 23:53, дипломная работа
В ходе написания дипломного проекта было проведено комплексное обследование предприятия. Собранные данные позволили написать программу для автоматизации расчета фактической себестоимости продукции. Данные были получены в ходе изучения теоретического материала и обследования предприятия. Непосредственные данные для разработки программного обеспечения были собраны в ходе бесед с бухгалтерами планового отдела ПО "БелАЗ".
Введение 5
1.Калькулирование себестоимости продукции и ее роль в управлении производством 11
1.1.Анализ себестоимости продукции 11
1.2.Анализ уровня и динамики изменения стоимости продукции 13
1.3.Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости 15
1.4.Себестоимость продукции и анализ затрат на сырье и материалы 19
1.5.Анализ расходов на оплату труда 20
1.6.Резервы снижения комплексных расходов 21
1.7.Себестоимость промышленной продукции и ее структура 23
1.8.Планирование себестоимости продукции 28
1.9.Пути снижения себестоимости продукции 30
2.Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции 35
3.Предпроектное обследование предприятия 41
3.1.Предпосылки автоматизации управления затратами 41
3.2.Понятие «Автоматизированное управление затратами» (АУЗ) 43
4.Сводный учет затрат на производство и автоматизированное калькулирование себестоимости продукции 44
4.1.Технология сводного учета затрат на производство 52
4.2.Составление отчетной калькуляции на изделие 55
4.3.Расчет фактической себестоимости товарного выпуска продукции 57
5.Разработка программного обеспечения для автоматизации расчета себестоимости продукции 58
5.1.Автоматизированный анализ затрат на производство продукции 58
5.2.Обоснование внедрения программного средства 60
5.3.Обоснование выбора средств разработки, системы управления базами данных и сопутствующего программного обеспечения 62
5.4.Общее описание программы 62
5.5.Руководство пользователя 63
6.Технико-экономическое обоснование дипломного проекта 66
6.1.Определение затрат, цены и прибыли при разработке ПС 66
6.2.Расчет экономического эффекта от применения ПС пользователем 74
7.Охрана труда и экологическая безопасность 78
7.1.Общие положения 78
7.1.1.Понятие охраны труда и ее социально-экономическое значение. 78
7.1.2.Законодательство по охране труда 79
7.1.3.Надзор и контроль за охраной труда 80
7.1.4.Ответственность за нарушения по ОТ 80
7.2.Организация безопасной работы инженера-программиста 80
7.3.Освещенность рабочего места 85
7.4.Вентиляция 86
7.5.Выводы по охране труда 87
Заключение 88
Литература 90
Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции.
Плановая себестоимость
При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.
Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах предприятия.
Этот показатель не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции.
В плане по себестоимости продукции на предприятии наряду с затратами на 1 руб. товарной продукции имеются следующие показатели: себестоимость отдельных видов продукции, себестоимость товарной продукции, снижение себестоимости сравнимой продукции.
Определение плановой себестоимости
отдельных видов продукции
Оценка выполнения плана по себестоимости всей товарной продукции осуществляется с учетом происшедших в течение отчетного года изменений цен на материалы и тарифов на перевозки и энергию.
Для определения задания по снижению
себестоимости сравнимой
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимости
Основным условием снижения затрат
сырья и материалов на производство
единицы продукции является улучшение
конструкций изделий и
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.
Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
Классификация затрат по
экономическим элементам
Группировка затрат на производство по экономическим элементам |
Группировка затрат на производство
по калькуляционным статьям |
1. Сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов) |
1. Сырье и материалы |
2. Покупные комплектующие изделия и материалы |
2. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий |
3. Вспомогательные материалы |
3. Возвратные отходы (вычитаются) |
4. Топливо со стороны |
4. Топливо для технологических целей |
5. Электроэнергия со стороны |
5. Энергия для технологических целей |
6. Заработная плата основная и дополнительная |
6. Основная заработная плата производственных рабочих |
7. Отчисления на социальное страхование |
7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих |
8. Амортизация основных фондов |
8. Отчисления на социальное страхование |
9. Прочие денежные расходы |
9. Расходы на подготовку и освоение производства |
10. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования | |
11. Цеховые расходы | |
12. Общезаводские расходы | |
13. Потери от брака
(только производства, где потери
разрешены в пределах установле | |
14. Прочие производственные расходы | |
15. Итого производственная себестоимость | |
16. Внепроизводственные расходы | |
17. Итого полная себестоимость |
По степени однородности все затраты подразделяются на простые (одноэлементные) и комплексные. Простые затраты имеют однородное содержание: сырье и материалы, топливо, энергия, амортизация, заработная плата. Комплексные расходы включают разнородные элементы. К ним относятся, например, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общецеховые расходы и др.
По признаку зависимости от изменения
объема производства затраты подразделяются
на переменные и условно-постоянные. К
переменным (пропорциональным) относятся
затраты, размер которых изменяется пропорционально
изменению объема производства. Эти затраты
включают: расходы на основные материалы,
режущий инструмент, основную заработную
плату, топливо и энергию для технологических
целей и др. Условно-постоянными (непропорциональными)
являются расходы, размер которых не зависит
от изменения объема производства. К ним
относятся: заработная плата административно-
Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими: а) общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период - себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции; б) затраты на единицу объема выполненных работ - себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативной чистой продукции.
Снижение себестоимости
Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.
По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле
Эабс.ср.т.п = NniCbi - NniCni.
Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):
Sср.т.п = Эабс.ср.т.п 100,
NniCbi
где: Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.,
NniCbi - плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода,
NniCni - то же, по себестоимости планового периода; n - число видов сравнимой товарной продукции.
По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:
Эабс.т.п = Зтнб - ЗтппТП .
100
Исходя из тех же данных определяют
процент снижения затрат на 1 руб. товарной
продукции в планируемом
S’т.п= Зтпб - Зтпп 100,
Зтпб
где: Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп.;
Зтпп - то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.
Себестоимость продукции является
качественным показателем, характеризующим
производственно-хозяйственную
С 1966 года, когда 27-тонный самосвал БелАЗ-540 завоевал на Лейпцигской ярмарке золотую медаль, прошло немало времени. Теперь самый "легкий" белазовский класс самосвалов состоит из машин грузоподъемностью 30 и 42 тонны. Для повышения надежности и долговечности как самосвалов в целом, так и их узлов и агрегатов служит комплекс конструкторско-технологических мероприятий.
В настоящее время самосвалы этого класса имеют более комфортабельную полутораместную кабину и новое элегантное оперение. Вход водителя в кабину и выход из нес осуществляются с передней стороны, что намного удобнее. Процесс изготовления машин предусматривает установку современной гидромеханической трансмиссии (ГМТ), имеющей пять передач вперед и две назад (5+2) вместо старой 3+1.
Одна из модификаций 42-тонного самосвала в процессе модернизации получила двигатель американской фирмы "Камминс". Что касается принципиально новых моделей БелАЗа, это перспективный самосвал грузоподъемностью 55 тонн. Потребность в таком самосвале назрела давно, поэтому грузоподъемность машины, рапная 55 тоннам, — не прихоть разработчиков, а цифра, подтвержденная маркетинговыми исследованиями. Новый самосвал призван заполнить существующий пробел между машинами классов 30 - 42 и 80 - 120 тонн.
Еще совсем недавно БелАЗ ориентировался в основном на использование силовых агрегатов российского производства.. Так, для карьерных самосвалов грузоподъемностью 30 - 42 тонны основным поставщиком двигателей был и остается Ярославский моторный завод. На 80-тонные автомобили устанавливались двигатели, изготавливаемые в г. Балаково (Саратовская обл.). Машины, способные трапспортировать 120-тонный груз, комплектовались дизелями Уральского турбо-моторного завода (г.Екатеринбург) и частично — словацкими фирмы "Мартин", выпускаемыми по лицензии английской фирмы "Пилстик". Ну а гордость белазостроителей — 180-тонники — оснащены двигателями Коломенского тепловозостроительного –завода.
Сегодня БелАЗы составляют основу технологического транспорта горнодобывающего комплекса стран СНГ, и основная задача коллектива автозаводцев — стремиться достичь таких показателей работы карьерной техники, чтобы выйти на мировой уровень по себестоимости добычи 1 тонны полезных ископаемых.
Достигается это прежде всего путем модернизации уже выпускаемой техники с целью сделать ее более производительной и надежной, а еще — безопасной и комфортабельной.
Решать эту задачу в тесном сотрудничестве
с работниками
За последние годы творческим коллективом отдела главного конструктора модернизированы все основные классы автосамосвалов грузоподъемностью 30, 42, 80, 120 и 180 тонн. Ряд новых разработок заводских конструкторов был представлен на международной выставке "Москон-97".
В качестве экспонатов на выставку "Москон-97" в Москву были отобраны карьерные самосвалы:
Органично вобрав в себя достижения конструкторской мысли, воплощенные в предшественниках, эти изделия, безусловно, имеют ряд неоспоримых преимуществ, которые привлекают потребителей.
Так, карьерные самосвалы БелАЗ-