Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:59, контрольная работа
Цель анализа эффективности использования оборотных активов заключается в своевременном выявлении и устранении недостатков в управлении оборотным капиталом и поиск резервов повышения интенсивности и эффективности его использования.
Анализируя структуру оборотных активов, имеют ввиду, что устойчивое финансовое состояние зависит от оптимального размещения средств по стадиям процесса кругооборота «снабжение - производство – сбыт». Размеры финансовых вложений в каждую стадию зависят от отраслевых и технологических особенностей предприятия. Например материалоемкое производство требует значительных капиталовложений в материальные запасы; предприятия с длительным циклом процесса производства требует значительных запасов незавершенного производства и т.д.
Анализ показателей рентабельности продукции
Рентабельность (R) – степень доходности, выгодности, прибыльности.
Показатели рентабельности объединяются в 3 группы:
1. Показатели затратного подхода.
Рентабельность = Эффект / Затраты * 100%:
- продукции;
- операционной деятельности;
- инвестиционной деятельности;
- обычной деятельности и т.д.
2. Показатели ресурсного подхода.
Рентабельность = Эффект / Капитал * 100%:
- совокупных активов;
- операционного капитала;
- основного капитала;
- оборотного капитала;
- собственного капитала и т.д.
3. Показатели рентабельности
Рентабельность = Эффект / Эффект *100%:
- валовая рентабельность продаж;
- чистая рентабельность продаж;
- общая рентабельность продаж и т.д.
Затратный подход. Рентабельность продукции
I. Расчет влияния факторов ОРП общ , Уд , Ц , С на изменение уровня рентабельности производят способом цепных подстановок.
Факторная модель рентабельности:
R = Прибыль (ОРП общ , Уд i , Ц i , С i ) / Затраты (ОРП общ , Уд i , С i )
R0 = Прибыль0 (ОРП общ 0 , Уд i 0 , Ц i 0, С i 0 ) / Затраты (ОРП общ 0, Уд i 0, С i 0)
R0 = 17900 / 77350 * 100 = 23,14%
Rусл 1 = Прибыль усл 1 (ОРП общ 1 , Уд i 0 , Ц i 0, С i 0 ) / Затраты усл 1 (ОРП общ 1, Уд i 0, С i 0)
Rусл 1 = 17900 * 0,9912 / 77350 * 0,9912 * 100 = 23,14%
Δ R (ОРП) = Rусл 1 - R0 = 23,14 – 23,14 = 0%
Rусл 2 = Прибыль усл 2 (ОРП общ 1 , Уд i 1 , Ц i 0, С i 0 ) / Затраты усл 2 (ОРП общ 1, Уд i 1, С i 0)
Rусл 2 = 18278 / 78322 * 100% = 23,34%
Δ R (Уд ) = Rусл 2 - Rусл 1 = 23,34 – 23,14 = +0,2%
Rусл 3 = Прибыль усл 3 (ОРП общ 1 , Уд i 1 , Ц i 1, С i 0 ) / Затраты усл 3 (ОРП общ 1, Уд i 1, С i 0)
Rусл 3 = 21613 / 78322 * 100% = 27,6%
Δ R (Ц ) = Rусл 3 - Rусл 2 = 27,6 – 23,34 = +4,26%
R1 = Прибыль1 (ОРП общ 1 , Уд i 1 , Ц i 1, С i 1 ) / Затраты1 (ОРП общ 1, Уд i 1, С i 1)
R1 = 19296 / 80639 * 100 = 23,93%
Δ R (С ) = R1 - Rусл 3 = 23,93 – 27,6 = -3,67%
Проверка балансовым методом:
Δ R = Δ R (ОРП) + Δ R (Уд ) + Δ R (Ц ) + Δ R (С )
+0,79 = 0 + 0,2 + 4,26 – 3,67
Вывод: рост рентабельности на 0,79% связан с повышением среднего уровня цен (+4,26%) и удельного веса более рентабельных видов изделий (+0,2%). Рост себестоимости на 2317 тыс. руб. вызвал снижение рентабельности на 3,67%.
II. Факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции
Факторная модель рентабельности изделия «А»:
R = Прибыль i (Ц i - С i) / Затраты i (С i )
R0 = Прибыль0 (Ц i 0 - С i 0) / Затраты (С i 0)
R0 = (5000 – 4000) / 4000 * 100 = 25%
Rусл 1 = Прибыльусл 1 (Ц i 1 - С i 0) / Затратыусл 1 (С i 0)
Rусл 1 = (5200 – 4000) / 4000 * 100 = 30%
Δ R (Ц) = Rусл 1 - R0 = 30 – 25 = +5%
R1 = Прибыль0 (Ц i 1 - С i 1) / Затраты (С i 1)
R1 = (5200 – 4500) / 4500 * 100 = 15,55%
Δ R (С) = R1 - Rусл 1 = 15,55 – 30 = -14,45%
Проверка балансовым методом:
Δ R = Δ R (Ц ) + Δ R (С )
-9,45 = 5-14,45
Вывод: Рентабельность изделия «А» снизилась в целом на 9,45%. За счет повышения цены на 200 руб. рентабельность возросла на 5%, а за счет повышения себестоимости на 500 руб. – снизилась в 3 раза быстрее (на 14,45%).
III. Далее изучаются причины изменения среднего уровня цен и способом «пропорционального деления» рассчитывают влияние этих причин на уровень рентабельности:
Расчет влияния факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности.
Изделие «С»
Фактор |
Изменение цены, руб. |
Изменение рентабельности, % |
1. Качество продукции |
+37,5* |
37,5 / 350 * 6,15 = +0,66 |
2. Рынки сбыта продукции |
+40** |
40 / 350 * 6,15 = +0,7 |
3. Повышение цен в связи с инфляцией |
+272,5*** |
272,5 / 350 * 6,15 = +4,79 |
Итого |
+350 |
+6,15 |
Рентабельность продаж
I. Факторный анализ рентабельности продаж в целом по предприятию методом цепных подстановок.
Факторная модель рентабельности продаж по предприятию:
R = Прибыль (ОРП общ , Уд i , Ц i , С i ) / Выручка (ОРП общ , Уд i , Ц i )
R0 = Прибыль0 (ОРП общ 0 , Уд i 0 , Ц i 0 , С i 0 ) / Выручка0 (ОРП общ 0 , Уд i 0 , Ц i 0 )
R0 = 17900 / 95250 * 100 = 18,8%
Rусл 1 = Прибыль усл 2 (ОРП общ 1 , Уд i 1 , Ц i 0 , С i 0 ) / Выручка усл (ОРП общ 1 , Уд i 1 , Ц i 0 )
Rусл 1 = 18278 / 96600 * 100 = 18,9%
Δ R (Уд ) = Rусл 1 - R0 = 18,9 – 18,8 = +0,1%
Rусл 2 = Прибыль усл 3 (ОРП общ 1 , Уд i 1 , Ц i 1 , С i 0 ) / Выручка1 (ОРП общ 1 , Уд i 1 , Ц i 1 )
Rусл 2 = 21613 / 99935 * 100 = 21,6%
Δ R (Ц ) = Rусл 2 - Rусл 1 = 21,6 – 18,9 = +2,7%
R1 = Прибыль1 (ОРП общ 1 , Уд i 1 , Ц i 1 , С i 1 ) / Выручка1 (ОРП общ 1 , Уд i 1 , Ц i 1 )
R1 = 19296 / 99935 * 100 = 19,3%
Δ R (С ) = R1 - Rусл 2 = 19,3 – 21,6 = -2,3%
Проверка балансовым методом:
Δ R = Δ R (Уд ) + Δ R (Ц ) + Δ R (С )
+0,5 = 0,1 + 2,7 – 2,3
Выводы аналогичны.
II. Факторный анализ рентабельности продаж отдельных видов продукции методом цепных подстановок.
Факторная модель рентабельности продаж изделия «А»:
R = Прибыль i (Ц i - С i) / Выручка i (Ц i )
R0 = Прибыль i 0 (Ц i 0 - С i 0) / Выручка i 0 (Ц i 0 )
R0 = (5000 – 4000) / 5000 * 100 = 20%
Rусл 1 = Прибыльусл 1 (Ц i 1 - С i 0) / Выручка i 1 (Ц i 1 )
Rусл 1 = (5200 – 4000) / 5200 * 100 = 23,1%
Δ R (Ц ) = Rусл 1 - R0 = 23,1 – 20 = +3,1%
R1 = Прибыль i 1 (Ц i 1 - С i 1) / Выручка i 1 (Ц i 1 )
R1 = (5200 – 4500) / 5200 * 100 = 13,%
Δ R (С ) = R1 - Rусл 1 = 13,5 – 23,1 = -9,6%
Проверка балансовым методом:
Δ R = Δ R (Ц ) + Δ R (С )
-6,5 = 3,1 – 9,6
Выводы аналогичны.
* I. Влияние сортового состава продукции на изменение средней цены реализации методом цепных подстановок.
Изделие «С»
Выручка усл 1 = ∑ (ОРП общ 1 , Уд i 1 , Ц i 0 ) = 22531875 руб.
(фактическая сортность - Уд i 1)
Выручка усл 2 = ∑ (ОРП общ 1 , Уд i 0 , Ц i 0 ) = 22417500 руб.
(базовая сортность - Уд i 0)
ΔЦ (Уд) = (Выручка усл 1 - Выручка усл 2) / ОРП общ 1
ΔЦ (Уд) = (22531875 – 22417500) / 3050 = +37,5 руб.
II. Влияние сортового состава продукции на изменение средней цены реализации методом цепных подстановок.
Изделие «С»
ΔЦ (Уд) = ∑ (Уд i 1 - Уд i 0) * Ц i 0
ΔЦ (Уд) = (+0,05 * 7500) + (-0,05 * 6750) = +37,5 руб.
Вывод: в результате улучшения качества изделия «С», т.е. повышения удельного веса первого сорта и снижения удельного веса второго сорта на 5%, средний уровень цены 1 усл. ед. увеличился на 37,5 руб., а выручка от реализации изделия «С» возросла на 114375 руб. (Выручка усл 1 - Выручка усл 2).
** Изменение средней цены реализации изделия «С» в зависимости от рынков и каналов сбыта аналогичен расчету влияния сортового состава продукции на изменение средней цены реализации методом цепных подстановок и методом абсолютных разниц и составляет +40 руб.
Вывод: в связи с изменением каналов реализации изделия «С», т.е. уменьшением доли реализации по госзаказам и увеличения – по договорам на 5%, средний уровень цены 1 усл. ед. увеличился на 40 руб., а сумма выручки – на 122 тыс. руб. (40 * 3050).
*** Изменение средней цены реализации изделия «С» в связи с инфляцией
ΔЦ (инф) = ((Ц i 1 - Ц i 0) * ОРП i по новым ценам) / ОРП общ 1
или (из-за недостатка информации о ОРП i по новым ценам):
ΔЦ (инф) = 350 – 37,5 – 40 = 272,5 руб.
Информация о работе Анализ эффективности использования оборотных средств и дебиторской задолженности