Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 14:09, дипломная работа
Проведен анализ прибыли предприятия, даны рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
Введение…...…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования и распределения прибыли в
проектных организациях…………………………………………………………6
1.1. Понятие и сущность прибыли, ее функции……………………………..…6
1.2. Порядок формирования и распределения прибыли в организации……..10
1.3. Особенности формирования прибыли в проектных организациях…......15
2. Анализ формирования и распределения прибыли в КПУП «Шклов-
проектсервис»……………………………………………………………….……23
2.1. Организационно-экономическая характеристика КПУП «Шклов-
проектсервис»………………………………………………………………..23
2.2. Охрана труда и энергосбережение в организации…………………….....27
2.3. Анализ формирования прибыли в организации………………………....30
2.4. Анализ распределения прибыли в организации……………………….....39
3. Направления увеличения прибыли на КПУП «Шкловпроектсервис»……...43
3.1. Резервы увеличения прибыли в организации………………………….....43
3.2. Расчет зоны безопасности при планировании финансовых
результатов деятельности организации…………………………………...46
Заключение………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………..………...58
Приложения………………………………………………………………….……...61
При этом прибыль увеличится на следующую величину:
DП = - (245,2 – 249,6) = 4,4 млн. р.
Относительный прирост суммы прибыли составит (106,4 + 4,4) : 106,4 * 100 – 100 = 4,1 %.
Таким образом, общий прирост прибыли от реализации работ и услуг составит 39,8 млн. р. до 69,2 млн. р.
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли, как показано в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Расчет резервов роста прибыли от реализации продукции
Источник резервов |
Абсолютное изменение, млн. р. |
Относительное изменение, % |
Увеличение объема продаж |
24,6 |
61,8 |
Рост цен на работы и услуги |
52,4 |
131,7 |
Инфляционный рост затрат |
-41,6 |
-104,5 |
Снижение себестоимости единицы продукции |
4,4 |
11,0 |
Всего |
39,8 |
100 |
Данные таблицы 3.1 показали, что рост цен на продукцию приводит к наибольшему росту прибыли, однако, при этом следует учитывать инфляционный рост затрат.
3.2 Расчет зоны безопасности при планировании финансовых
результатов деятельности организации
Безубыточность
- это такое состояние; когда бизнес
не приносит ни прибыли, ни убытков. Это
выручка, которая необходима для
того, чтобы предприятие начало получать
прибыль. Ее можно выразить и в
количестве единиц продукции, которую
необходимо продать, чтобы покрыть
затраты, после чего каждая дополнительная
единица проданной продукции
будет приносить прибыль
Разность
между фактическим и
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.
Для
определения безубыточного
Рисунок 3.2
Зависимость между прибылью, объемом реализации
продукции и ее себестоимостью
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство убудет убыточным.
Например, критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн. р. Если же пакет заказов будет менее 50% фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.
Разность
между фактическим и
Аналитический способ расчета безубыточного (критического) объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобный по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.
Для
определения безубыточного
Вкр = А : Дмд, (3.4)
где А – постоянные затраты, млн. р.;
Дмд – доля маржинального дохода в выручке, к-т.
Для одного вида продукции, работ, услуг безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:
где р – цена изделия (стоимость работы), млн. р.;
b – переменные затраты на единицу продукции, млн. р.
Для расчета критического объема продаж в процентах к максимальному общему, который принимается за 100%, может быть использована формула:
где МД – маржинальный доход (определяется как разность выручки-нетто и переменных расходов на весь выпуск продукции, работ, услуг), млн. р.
Если ставится задача определить объем реализации продукции, работ, услуг для получения определенной суммы прибыли, формула будет иметь вид:
где П – прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млн. р.
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
В = (А + П) : Дмд (3.8)
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:
где В – фактическая выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. р.
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
где VРР – фактический объем продаж продукции в натуральном выражении, ед.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат и уровня цен на продукцию, работы и услуги. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат – повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
Факторная модель безубыточного объема продаж выглядит следующим образом [10, с.165]:
- для одного вида продукции:
- для многопродуктового производства:
Вкр = А : SУдi[(рi – bi) : hi] (3.12)
Последовательно
заменяя базовый уровень
Деление
затрат на постоянные и переменные
и использование категории
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:
или
Суть этого расчета в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным, оно не сможет их покрыть за счет своей выручки.
Для того чтобы определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет [10,с. 167]:
. (3.15)
Как
видим, критический уровень постоянных
издержек является очень ценным показателем
в управленческой деятельности, с
его помощью можно эффективнее
управлять процессом
Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b) для получения некоторой суммы целевой прибыли (П) при заданном объеме продаж (ЧРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:
Критический уровень цены (ркр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
ркр = А : VРР + b (3.17)
Основываясь
на функциональной взаимосвязи затрат,
объема продаж и прибыли, можно рассчитать
объем реализации продукции, который
дает одинаковую прибыль по различным
вариантам управленческих решений
(различным вариантам
Если сумму прибыли представить в виде формулы:
П = VPP (p – b) – A = VPP х Смд – А, (3.18)
где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (VРP), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту
VPP1 х Смд1 – А1 = VPP2 х Смд2 – А2, (3.19)
то объем продаж можно найти следующим образом:
Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам:
Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческого решения.
Таким образом, в практике хозяйственной деятельности предприятия планирование безубыточного объема продаж и порога рентабельности может производиться с целью [10, с.168] выбора оптимального соотношения объёма издержек и прибыли на основе количественной оценки воздействия измененных (новых) или прогнозных значений соответствующих факторных показателей на уровне порога рентабельности.
Исходя из данных организации за 2010 г. и с учетом выявленных резервов рассчитаем безубыточный объем продаж работ и услуг и его динамику по плану. Расчеты отразим в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Расчет точки безубыточности на КПУП «Шкловпроектсервис»
Показатели |
2010 г. |
план |
Отклонение |
1. Объем работ и услуг в действующих ценах, млн. р. |
142,6 |
314,4 |
171,8 |
2. Затраты на производство и
реализацию работ и услуг, млн. |
113,2 |
245,2 |
132 |
2.1. переменные |
60,8 |
131,6 |
70,8 |
2.2. постоянные |
52,4 |
113,6 |
61,2 |
3. Выручка от реализации работ и услуг, млн. р. |
142,6 |
314,4 |
171,8 |
3. Доля маржинального дохода, к-т (стр.1 – стр.2.1) : стр.1 |
0,5736 |
0,5814 |
0,0078 |
4. Точка безубыточности, млн. р. (стр. 2.2 : стр. 3) |
91,4 |
195,4 |
104 |
5. Запас финансовой устойчивости, % (стр. 1-стр.4) : стр. 1 х 100) |
35,9 |
37,8 |
1,9 |
6. Прибыль от реализации работ, услуг, млн. р. |
29,4 |
69,2 |
39,8 |
7. Операционный рычаг (Δстр.6 : Δстр.1) |
0,2317 |