Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:26, курсовая работа
Предприятия торговой отрасли создают организационные структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры предприятий торговой отрасли отличаются друг от друга сложностью (т. е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т. е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т. е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения). Структурные взаимосвязи предприятий торговой отрасли находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. организационно-экономическая характеристика предприятия……………..5
1.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «Мир»………….5
1.2. Анализ динамики и состава розничного товарооборота………………….9
1.3. Факторный анализ издержек обращения…………………………………14
2. Анализ эффективности деятельности предприятия………………………...21
2.1. Анализ внешней среды ООО «Мир»………………………………………21
2.2. Анализ внутренней среды ООО «Мир»…………………………………..26
2.3. Пути повышения эффективной деятельности предприятия……………..33
Заключение………………………………………………………………………37
Приложения
Анализ динамики издержек
Показатели |
Фактически за |
Отклонение 2011 г. |
2011г., в % | |
2010 год |
2011 год |
2011 год |
2011 год | |
1. Товарооборот в действующих ценах, руб. |
808895 |
1574133 |
765238 |
194,6 |
2. Общая сумма издержек обращения |
97559 |
206633 |
109074 |
212 |
3. Средний уровень издержек обращения в % к обороту |
12,06 |
13,13 |
1,07 |
|
4. Затратоотдача, руб. всех издержек обращения |
8,29 |
7,61 |
-0,68 |
91,79 |
По магазину этот показатель
составил за прошлый год –
8,29 руб. (808895/97559), за отчетный год
– 7,61 рублей. На затратоотдачу
большое влияние оказывает
Так, по магазину затратоотдача в сопоставимых ценах составила 4,97 руб. (1028845/206633). Таким образом, повышение розничных цен привело к росту затратоотдачи на 2,64 руб. (7,62 – 4,97). Следующим этапом анализа является изучение состава и структуры издержек обращения. По магазину издержки обращения в разрезе отдельных статей сложились следующим образом. Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что в отчетном году издержки обращения увеличились в сумме по всем статьям кроме таких статей, как «Проценты за кредит» и «Расходы на торговую рекламу» которые уменьшились по сравнению с прошлым годом на 5901 тыс. руб. и 20 тыс. руб. соответственно. Также из этой же таблицы видно, что наибольший рост издержек обращения имеет статья «Расходы на оплату труда». Абсолютное отклонение в сравнении с прошлым годом – 36238 тыс. руб. Как следствие, с ростом фонда заработной платы произошел рост расходов по статье «Отчисления на социальные нужды» (фонд социальной защиты населения и фонд занятости). Абсолютный рост составил 10838 тыс. рублей.
Значительное уменьшение наблюдается по статье «проценты за пользование кредитом», отклонение за 2011 год составило – 5901 тыс. руб. в сравнении с 2010 годом. Так, за 2011 год была произведена замена оконных стекол (затраты – 5 465 тыс. руб.), приобретены кассовые аппараты на сумму 4 500 тыс. руб., а также электронные весы и холодильник на сумму 10 772 тыс. руб., установлен рекламный щит стоимостью 12 тыс. руб. все эти произведенные расходы увеличили статьи расходов по сравнению с 2008 годом:
- по статье «Расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, инвентаря» - на 20436 тыс. руб.
- по статье «Амортизация основных фондов» на 2117 тыс. руб.
По статье «Расходы на перевозки» рост издержек составил 9709 тыс. руб., по статье «Отчисления и затраты на ремонт основных средств» - 4278 тыс. руб., «Потери товаров в пределах норм» - 1165 тыс. руб.,
Из таблицы 1.3.1. видно, что уровень издержек обращения изменился по большинству статей весьма незначительно, кроме статьи «Расходы на оплату труда», он равен 0,81% к обороту. По многим статьям расходов предприятие достигло снижение уровня издержек. Увеличение уровня издержек обращения помимо статьи:
- «Расходы на оплату труда» наблюдаются по следующим статьям –
- «Амортизация основных средств» - на 37,5% к обороту,
- «Отчисления и затраты на ремонт основных средств» - на 0,16%;
- «Отчисления на социальные нужды» - на 0,50%;
- «Налоги, отчисления
и сборы, включаемые в
- «Прочие расходы» - на 0,52% к обороту.
Расходы на торговую рекламу; процент за пользование кредитом дало предприятию относительную экономию в сумме 23 738 тыс. руб. (157 + 126 + 315 + 23140). Относительный перерасход по одной статье «Расходы на оплату труда» составил 12 750 тыс. руб., что на 10988 тыс. руб. (23738 – 12750) меньше суммы относительной экономии, достигнутой по 3-м статьям издержек обращения. Помимо данной статьи, относительный перерасход имеют следующие статьи издержек обращения:
- «Амортизация основных средств» - 944 тыс. руб.;
- «Отчисления и затраты на ремонт основных средств» - 2519 тыс. руб.;
- «Отчисления на социальные нужды» - 7871 тыс. руб.;
- «Налоги, отчисления
и сборы, включаемые в
- «прочие расходы» - 8185 тыс. рублей.
Всего относительный
Так наибольший темп роста уровня наблюдается по статьям «Отчисления и затраты на ремонт основных средств», «Налоги и отчисления, включаемые в издержки обращения» и «Амортизация основных средств» - 66,7%; 47,4% и 37,5% соответственно. Значительный темп роста уровня наблюдается и по статьям: «Потери товаров в пределах норм», «Расходы на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» - 37,5%; 26,4% и 33,6% соответственно.
Наиболее быстрыми темпами
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1. Анализ внешней среды ООО «Мир».
К внешней среде обычно относят:
- покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров;
- конкурентов;
- посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.;
- финансовые учреждения;
- рекламные агентства;
- таможенные и другие правительственные органы;
- готовящиеся законы;
- экономическую ситуацию в стране;
- политический климат;
- развитие и достижения НТР;
- культурные традиции.
Таким образом, понятие внешней среды складывается из двух составляющих:
- факторы макросреды;
- факторы непосредственного окружения фирмы.
К факторам макросреды обычно относят:
- экономическое состояние страны;
- политико-правовой аспект;
- социальное и культурное окружение;
- научно-техническое и технологическое развитие общества.
Изучение экономического
состояния позволяет понять действующие
законы – темпы инфляции, соотношения
валют, нормы налогообложения и
их тенденции, уровень безработицы;
и увидеть возможности
Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы. Политико-правовая составляющая для данной компании заключена в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность в г. Санкт-Петербурге, ввоз товаров из-за рубежа, выезд специалистов для работы на предприятиях поставщиков. Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде.
Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом. Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию, которую реализует компания.
Ближайшее окружение. Основу анализа ближайшего окружения фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:
- конкурентная борьба внутри отрасли;
- угроза появления товаров и услуг-субститутов;
- способность поставщиков диктовать свои условия;
- угроза появления новых конкурентов;
- способность покупателей диктовать свои условия.
В настоящее время на территории г. Казани и всего Татарстана в целом, действует огромное число организаций, занимающихся аналогичной торговой деятельностью.
Среди них можно выделить:
- конкурентов-гигантов (таких как ООО «Магнит»), занимающихся продажей различных видов товаров, как импортной, так и отечественной;
- магазины, реализующие продукцию только одного производителя (например, магазин ЗАО «Эссен»).
- средние фирмы, как ООО «Мир», имеющие разносторонние интересы на рынке;
- выставочные организации;
- фирмы, которые сами занимаются реализацией товаров.
Таким образом, торговые фирмы можно подразделить:
- по принципу географического местоположения на:
- отечественных (чаще всего Санкт-Петербург, Москва и Московская область);
- стран СНГ (Белоруссия);
- зарубежных (Италия, Испания, Польша, Чехия).
Структуру потребительского рынка в Татарстане и в частности в России составляют все компании, предприятия, а также семьи, стремящиеся приобрести качественную продукцию. Их предпочтения представлены на рисунке 2, при этом:
- 1/3 часть покупателей –предпочитают продукцию импортного производства;
- 2/3 покупателей – приобретают продукцию отечественного производства, ориентируясь на ее относительную дешевизну.
Существенно, что мебельный сегмент рынка в России постоянно растет, особенно доля мебели средней стоимости, что обусловлено:
- стабильным качеством продукции;
- особенностями структуры потребительского рынка;
- доступной ценой.
Рассматриваемая компания ООО «Мир» занимает на рынке серединное положение, т.е. она реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной товарной продукции, для этого разработана система контроля качества непосредственно на предприятиях-изготовителях представителями компании. Это влечет за собой необходимость совершенствовать методы менеджмента. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги.
В торговой отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, так как спрос на продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли. Количество фирм, стремящихся в отрасль, до сих пор растет, т.к. отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и растущим спросом на продукцию. Вновь пришедшие в отрасль фирмы предлагают продукцию по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для компании ООО «Мир».
Для преодоления такой негативной ситуации, крупные «фирмы-лидеры» отрасли стремятся к объединению в концерны и им подобные организации с целью не допускать в отрасль дополнительных конкурентов. К преимуществам объединения можно отнести:
- экономию средств при крупномасштабных поставках;
- создание единой торговой марки и предпочтений покупателей к ней;
объединение капиталов для расширения в качественно новых направлениях.
Для улучшенного понимания запросов покупателей, выявления направленности моды, покупательной способности населения, интереса, проявляемого к продукции нашей фирмы, в деятельности фирмы используется такой инструмент, как анкета покупателя. Данная анкета распространяется среди посетителей компании, информация обрабатывается, систематизируется и в дальнейшем используется в процессе принятия различных управленческих решений и выработке стратегии фирмы. Влияние поставщиков обусловлено их сравнительно небольшим числом и невысоким уровнем конкуренции между ними. Любая фирма в данной отрасли стремится к снижению действия рассмотренных сил для того, чтобы иметь возможность повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли. На каждую из этих сил фирма может воздействовать только посредством своей стратегии.
Информация о работе Анализ тенденций развития конкуренции в сфере торговли