Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:01, курсовая работа
Произошедшие за последнее десятилетие коренные экономические преобразования резко изменили характер функционирования российских предприятий. Они получили практически полную хозяйственную самостоятельность, движение товаров и цен все больше подчиняется рыночным требованиям, создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере — широкая сеть коммерческих банков, финансовый и фондовый рынки. Значительная часть предприятий выведена из государственной собственности. Российский производитель имеет возможность выходить на внешние рынки.
ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ
1.1. Классификация затрат
1.2. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.1. Цели и содержание управления себестоимостью
2.2. Факторный анализ себестоимости
3. ТИПОВОЙ РАССЧЕТ
3.1. Себестоимость, ценообразование, прибыль
3.2. Оценка ФЭС предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
. (1)
Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:
(2)
Чтобы найти точку безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.
Для определения точки
безубыточности (порога рентабельности)
методом уравнений
Организация выпускает товар А и имеет показатели, приведенные ниже (Таблица 4).
Таблица 4 Показатели, характеризующие выпуск товара А
Показатели |
Объем производства, 32155 шт. | |
всего |
на единицу | |
Объем продаж, тыс.руб. |
434817, 0 |
13,5225 |
Переменные затраты, тыс.руб. |
350435,5 |
10,8983 |
Маржинальный доход, тыс.руб. |
84381,5 |
2,6242 |
Постоянные затраты, тыс.руб. |
64216,2 |
- |
Прибыль, тыс.руб. |
20165,3 |
- |
В точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта точка может быть найдена при условии равенства продаж и суммы переменных и постоянных затрат.
13,5225х = 10,8983х + 64216,2;
2,6242х = 64216,2;
х = 2447,
где х - точка безубыточности;
13,52 - цена единицы продукции, тыс.руб.
10,9 - переменные затраты на единицу продукции, тыс.руб.;
64216,2 - общая сумма постоянных затрат, тыс.руб.
Как видно из приведенного примера, безубыточность продаж товара А достигается при объеме 24471 штука.
Точку безубыточности можно рассчитать также в денежных единицах. Для этого достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции: 13,5225 х = 13,5225* 24471 = 330909 тыс.руб.
Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно снизить объемы продаж товара прежде, чем будет достигнута точка безубыточности. Если рентабельность отрицательная, то и показатель запаса финансовой прочности не рассматривается (запаса нет).
Маржинальный запас прочности - это величина, показывающая превышение фактического объема продаж над пороговым, обеспечивающий безубыточность продаж, т.е. отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах (Financial safety margin):
(3)
Запас финансовой
прочности организации
Значение маржинального
запаса прочности 23,9% показывает, что
если в силу изменения рыночной ситуации
(сокращение спроса, ухудшение
Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:
(4)
Для иллюстрации
воспользуемся данными
Производственный леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью организации, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.
Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат организации на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации. Операционный рычаг – это количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема продаж.
Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:
ЭПЛ = МД / П (5)
либо
ЭПЛ = (ЗПОСТ + П ) / П = 1 + (ЗПОСТ / П), (6)
где ЭПЛ - эффект производственного левериджа;
МД - маржинальный доход;
ЗПОСТ - постоянные затраты;
П - прибыль.
Найденное с
помощью формулы 5 значение эффекта
производственного левериджа в
дальнейшем используется для прогнозирования
изменения прибыли в
ЭПЛ = ∆S / ∆П (7)
где ∆S - изменение объема продаж, %,
∆П - изменение прибыли, %.
Для наглядности рассмотрим эффект производственного левериджа на следующем примере. Организация производит и продает товар А. В таблице приведены данные, характеризующие его деятельность (Таблица 5).
Таблица 5 Данные для расчета эффекта производственного левериджа
Показатели |
Значение |
1.Объем продаж, тыс.руб. |
434817, 0 |
2.Переменные затраты, тыс.руб. |
350435,5 |
3. Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) |
84381,5 |
4. Постоянные затраты, тыс.руб. |
64216,2 |
5. Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) |
20165,3 |
6. Объем продаж, шт. |
32155, 0 |
7. Цена за единицу, тыс.руб. |
13,5225 |
8. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) |
4,18 |
Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определим точку безубыточной продажи. Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 4,18 единиц (84381,5 / 20165,3). Это означает, что при снижении объема продаж организации на 1 % прибыль сократится на 4,18 %, а при снижении объема продаж на 23,9% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что объем продаж сократится на 10 % и составит 391335,3 руб. (434817-434817 * 10 / 100). В этих условиях прибыль организации сократится на 41,8% и составит 11736,2 тыс.руб. (20165,3 - 20165,3 * 41,8 / 100). Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию организации в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:
Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера (Таблицы 6 – 8).
Таблица 6 Анализ влияния цены продажи на эффект производственного левериджа
Показатели |
Фактичес- кое значение |
При увеличении цены продажи на 10% | ||
Условное значение |
Изменение от фактического | |||
(+\-) |
% | |||
1.Объем продаж, тыс.руб. |
434817 |
478298,7 |
43481,7 |
110 |
2.Переменные затраты, тыс.руб. |
350436 |
350435,5 |
- |
100 |
3.Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) |
84381,5 |
127863,2 |
43481,7 |
151,53 |
4.Постоянные затраты, тыс.руб. |
64216,2 |
64216,16 |
- |
100 |
5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) |
20165,3 |
63647,04 |
43481,7 |
315,63 |
6.Объем продаж, шт. |
32155 |
32155 |
- |
100 |
7.Цена за единицу, тыс.руб. |
13,52 |
14,87 |
1,35 |
110 |
8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2)) |
24471 |
16149,06 |
-8321,9 |
65,99 |
9. Пороговый объем продаж, тыс.руб. (п.7*п.8) |
330909,1 |
240213,2 |
-90696 |
72,59 |
10.Маржинальный доход в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6) |
2,62 |
3,98 |
1,36 |
151,8 |
11. Маржинальный запас прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100% |
23,9 |
49,8 |
25,9 |
208,3 |
12. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) |
4,18 |
2,01 |
-2,17 |
48,06 |
Увеличение цены продажи на 10 % (до 14,87 тыс.руб. за единицу) приведет к увеличению объема продаж до 478298,7 тыс.руб., маржинального дохода - до 127863,2 тыс.руб. и прибыли до 63647,04 тыс. руб. При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу товара с 2,62 тыс.руб. до 3,98 тыс.руб. В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 16149 шт., а маржинальный запас прочности организации увеличится 108,3%. Как следствие, организация может получить дополнительную прибыль в сумме 43481,7 тыс. руб. При этом эффект производственного левериджа снизится с 4,18 до 2,01единиц.
Таблица 7 Анализ влияния переменных затрат на эффект производственного левериджа
Показатели |
Фактичес- кое значение |
При снижении переменных затрат на 10% | ||
Условное значение |
Изменение от фактического | |||
(+\-) |
% | |||
1.Объем продаж, тыс.руб. |
434817 |
434817 |
- |
100 |
2.Переменные затраты, тыс.руб. |
350435,5 |
315392 |
-35043,5 |
90 |
3.Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) |
84381,5 |
119425,05 |
35043,6 |
141,53 |
4.Постоянные затраты, тыс.руб. |
64216,16 |
64216,16 |
- |
100 |
5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) |
20165,3 |
55209 |
35043,7 |
273,782 |
6.Объем продаж, шт. |
32155,00 |
32155 |
- |
100 |
7.Цена за единицу, тыс.руб. |
13,52 |
13,52 |
- |
100 |
8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2)) |
24471 |
17290,1 |
-7180,9 |
70,66 |
9. Пороговый объем продаж, тыс.руб. (п.7*п.8) |
330909,10 |
233805,43 |
-97103,67 |
70,66 |
10.Маржинальный доход в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6) |
2,62 |
3,71 |
1,09 |
141,76 |
11. Маржинальный запас прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100% |
23,90 |
46,23 |
22,33 |
193,45 |
12. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) |
4,18 |
2,16 |
-2,02 |
51,75 |
Снижение переменных затрат на 10 % (с 350435,5 тыс.руб. до 315392 тыс.руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 119425 тыс.руб. (434817-315392) и прибыли до 55209 тыс.руб. (119425-64216). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 257186 руб., что в натуральном выражении составит 17290 шт.. (233805,43: 13,52). Как следствие, маржинальный запас прочности организации составит 46,23%. В этих условиях эффект производственного левериджа в организации снизится до 2,16 единиц, что составит 51,75% к фактическому уровню.
По данным таблицы 7 при снижении постоянных затрат на 10 % (с 64216,16 тыс.руб. до 57794,54 тыс.руб.) прибыль организации увеличится до 26586,96 тыс.руб. (434817-350435,50-57794,54) или на 31,85 %. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 297814 тыс.руб., а в натуральном выражении – 22024 шт. При этом маржинальный запас прочности организации будет соответствовать 31,51%. Как следствие, в результате снижения постоянных затрат на 10 % эффект производственного левериджа составит 3,17единиц и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на -1,01 единиц и составит 75,93% к фактическому уровню.
Таблица 8 Анализ влияния постоянных затрат на эффект производственного левериджа
Показатели |
Фактичес- кое значение |
При снижении постоянных затрат на 10% | ||
Условное значение |
Изменение от фактического | |||
(+\-) |
% | |||
1.Объем продаж, тыс.руб. |
434817 |
434817 |
- |
100 |
2.Переменные затраты, тыс.руб. |
350435,50 |
350435,50 |
- |
100 |
3.Маржинальный доход, тыс.руб.(п.1 - п.2) |
84381,50 |
84381,50 |
- |
100 |
4.Постоянные затраты, тыс.руб. |
64216,16 |
57794,54 |
-6421,62 |
90 |
5.Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) |
20165,30 |
26586,96 |
6421,66 |
131,85 |
6.Объем продаж, шт. |
32155,00 |
32155,00 |
- |
100 |
7.Цена за единицу, тыс.руб. |
13,52 |
13,52 |
- |
100 |
8.Точка безубыточности, шт.(п.4 * п.6 / (п.1 - п.2)) |
24471 |
22024 |
-2447 |
90 |
9. Пороговый объем продаж, тыс.руб. (п.7*п.8) |
330909,10 |
297814 |
-33095,1 |
90 |
10.Маржинальный доход в расчете на единицу товара, тыс.руб. (п.3/п.6) |
2,62 |
2,62 |
- |
100,16 |
11. Маржинальный запас прочности ((п.6 - п.8)/ п.6)*100% |
23,90 |
31,51 |
7,61 |
131,85 |
12. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) |
4,18 |
3,17 |
-1,01 |
75,93 |
Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат организации. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной в организациях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж организации.
Информация о работе Анализ затрат по производству и реализации продукции