Ценообразование в туризме. Расчет стоимости тура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Ценовая политика в сфере туристического бизнеса является одним из ключевых элементов общей системы ценообразования и представляет собой деятельность организации, направленную на достижение собственных целей и защиту интересов. Иначе говоря, цена - это количество денег, уплачиваемых за услугу, в данном случае, за предоставление отдыха на каком-либо курорте, пляже и т.п., выражающаяся в виде турпутевки. Здесь очень важно понимание цены. Если устанавливать слишком высокую цену, то фирма может потерять клиентов. А если цена низкая, то не принесет никакого дохода.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Цена как экономическая категория
1.1.Сущность и функции цены……………………………………………5
1.2.Особенности цены как экономической категории в туристской деятельности………………………………………………………………………9
2. Ценообразование в туристской отрасли
2.1. Факторы ценообразования в туризме……………………………….11
2.2. Методы ценообразования в туризме. Ценовые стратегии………...14
2.3. Структура цены туристского продукта…………………………….16
3. Расчет стоимости тура
3.1. Калькуляция цены туристского продукта………………………….20
3.2. Расчет себестоимости тура по системе «direct-costing»…………...24
3.3. Оценка эффективности разработанного тура……………………....30
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая распеч. - копия.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения национального дохода предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве.

Функция цены как средство более  рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы  экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал[18].

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и  объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный  минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цены,его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного  хозяйства страны, цены выполняют  внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Цена есть объективная  категория, ее величина обусловлена  действием законов спроса и предложения  и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением[1].

 

1.2. Особенности цены как экономической  категории в туристской деятельности

Ценообразование в сфере  услуг (в т.ч. в туризме) имеет ряд  отличительных свойств:

1) услуги туризма представляют  собой конечный продукт, предназначенный  непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги - это розничные цены;

2) цены на определенные  виды услуг могут не входить  в стоимость турпакета. Они  оплачиваются каждым туристом  в отдельности;

3) цена тура на одного человека  зависит от количества туро-дней. Чем продолжительнее тур, тем при прочих равных условиях он дороже будет стоить;

4) цена тура зависит от его  вида. Цена индивидуального тура  выше, чем группового;

5) цена тура зависит от возрастного  состава туристов, т.к. на многие  услуги (проживание, экскурсии) детям и школьникам, студентам предоставляются скидки (40 - 50%).

6) если на стадии создания  промежуточного продукта с помощью  цен перераспределяется его стоимость  между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации  продукта отклонение цен от  стоимости ведет к перераспределению доходов населения между различными группами (потребителей и производителей);

7) сфера услуг непосредственно  связана с потребителем в процессе  оказания услуг, поэтому она  имеет устойчивый спрос на  целый ряд услуг, в т.ч. на  услуги туризма. Однако устойчивый спрос во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен нужно учитывать такой психологический нюанс - цена не должна вызывать у покупателя отрицательных эмоций;

8) процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер. Цены на турпродукт резко колеблются в зависимости от сезона (зимний, летний, межсезонье);

9) высокая эластичность цен в  различных сегментах туристского  рынка;

10)Разрыв по времени между  моментом установления цены и  моментом купли-продажи туристского  продукта;

11)неспособность услуг к хранению, вследствии чего розничные продавцы (турагенты) не разделяют с производителями (поставщиками услуг и туроператорами) риска, связанными с нереализованными услугами;

12) высокая степень влияния конкурентов;

13) значительная степень государственного  регулирования в сфере транспорта, которое часто включает элементы контроля цен;

14) высокий уровень ориентации на психологические особенности потребителя, поскольку цена путешествия может быть связана со статусом клиента, его положением в обществе;

15) турпродукт в большинстве  случаев представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу людей. В нее входят как туристы, так и лица, сопровождающие группу на конкретном маршруте (гид-переводчик, групповод, водитель автобуса). Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека;

16) туристические услуги реализуются  как на внутреннем, так и на  мировом рынке. Поэтому на одни  и те же услуги действуют  два вида цен - внутренние и  внешнеторговые (мировые);

17) особенностью формирования цен  на услуги туризма является  то, что они должны включать потребительные стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму. Например, продукты овеществленного труда (памятники истории и архитектуры, паркового хозяйства, заповедники) или те, которые созданы природой (горы, озера) [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ценообразование  в туристской отрасли

 

2.1 Факторы ценообразования в туризме

Все производители туристских услуг стали понимать, что их прибыль  оказалась в жестких тисках конкуренции  за лучшую цену и лучшее качество. Цена выполняет исключительно важную функцию, которая состоит в получении выручки от реализации. Именно от ценовой стратегии в конечном счете зависят достигнутые коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая политика оказывает долговременное и решающее значение как на конкурентоспособность туристских продуктов, так и на деятельность предприятия в целом.

В условиях рыночной экономики  предприятия стремятся не поддаваться  стихии рынка, а пытаются сами сформировать выгодные и им, и потребителям цены, т. е. проводить собственную ценовую политику.

Политика цен - это  система стандартных правил определения  цены туристского продукта при его  формировании и реализации. Политика цен может разрабатываться на длительный срок и приспосабливаться  к меняющимся условиям рынка. Целесообразно использовать гибкий подход к ценообразованию, т. е. цена должна обладать маневренностью и динамичностью[20].

Актуальность проблем  разработки ценовой стратегии в  деятельности туристских фирм связана  со следующими факторами:

  • ценообразование является важнейшим элементом комплекса маркетинга, важным средством управления, которое позволяет формировать объем прибыли предприятия;
  • свободное установление цены на туристский продукт связано с решением ряда методических проблем: как формируется цена в рыночных условиях; какие критерии выбора можно использовать; каков порядок регулирования цен со стороны государства;
  • большинство мелких и средних туристских организаций не обладает достаточными ресурсами для активного использования методов неценовой конкуренции;
  • рынок туристских услуг, по сути, является рынком покупателя; цена в маркетинговой деятельности выполняет важную функцию - согласование интересов туристской организации и клиента.

Выбор стратегии ценообразования, подхода к определению цены на новые туристские продукты, регулирование цен на уже имеющиеся являются составной частью маркетинговой деятельности туристских фирм. Разработка политики цен осуществляется с учетом внешних и внутренних факторов развития туристской организации[3].

Внешние факторы:

  • соотношение спроса и предложения;
  • уровень и динамика конкурирующих цен;
  • государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности;
  • политическая ситуация;
  • потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы.

Установление цен во многом определяется имиджем туристского предприятия. Турфирма, предлагая свои услуги, должна прежде всего заботиться о том, как будут восприниматься потребителями ее турпродукты. Поэтому, разрабатывая ценовую стратегию, туристская организация должна учитывать воспринимаемый клиентами имидж, так как чем большим авторитетом обладает турфирма, тем большим доверием и популярностью пользуются ее услуги.

Различные группы потребителей по-разному воспринимают имидж фирмы, поскольку запросы и требования к уровню обслуживания дифференцированы. Следовательно, ценовая стратегия должна определять характер отношений с каждым отдельным сегментом потребителей. Так, небольшая турфирма может с недоверием восприниматься клиентами с высоким уровнем доходов. В то же время менее обеспеченные туристы с удовольствием будут пользоваться ее услугами. Турфирма должна ориентировать свою ценовую стратегию таким образом, чтобы услуги, предлагаемые различным группам клиентов, соответствовали бы по своему качеству и цене воспринимаемому ими имиджу туристской организации[9].

Внутренние факторы (цели ценообразования):

  • максимизация текущей прибыли от формирования и реализации туристского продукта;
  • удержание позиций на рынке;
  • достижение лидерства в качестве туристских продуктов;
  • завоевание и поддержание лидерства на рынке туристских услуг;
  • стремление туристской организации к увеличению темпов роста формирования и реализации, даже за счет снижения доходов;
  • желание поднять свой имидж (престиж);
  • заинтересованность туроператора и турагента в увеличении своей доли на рынке туристских услуг;
  • желание туроператора уклоняться от обвинения в монополизации;
  • стремление избежать банкротства.

Для разработки соответствующей  ценовой стратегии туристская организация  должна прежде всего установить цели ценообразования. Эти цели во многом видны уже из самого позиционирования турпродукта на рынке туристских услуг. Цели вытекают из анализа положения турфирмы на рынке и ее общих целей на рынке. Цели ценообразования не должны рассматриваться как отдельно взятые. Они призваны содействовать успешному осуществлению маркетинговой стратегии туристской организации.

Ставя целью своей  ценовой стратегии задачу максимизации текущей прибыли, турфирма, как правило, не задумывается о возможных стратегических последствиях, которые могут возникнуть вследствие как продуманных ответных действий конкурентов, так и воздействия различных рыночных факторов. Цель максимизации текущей прибыли довольно распространена в условиях, когда туристская организация предлагает уникальные услуги, отсутствующие у конкурентов, либо спрос на данный вид турпродукта значительно превосходит предложение. Установленная подобным образом цена воспринимается рынком, даже если она явно не отражает реальную структуру затрат, связанных с предоставлением услуг. Постановка цели максимизации текущей прибыли без учета вероятной реакции рынка может отрицательно сказаться на деятельности турфирмы в будущем[8].

В условиях высокой насыщенности рынка туристских услуг может  возникнуть ситуация, когда туристская организация будет заинтересована в том, чтобы сбывать свои турпродукты по любой цене, только бы удержать позиции на рынке. При таком стечении обстоятельств турфирмы часто совсем не занимаются рассмотрением структуры затрат и в ряде случаев осуществляют реализацию товаров даже себе в убыток. Данного подхода долго придерживаться нельзя. Необходимы тщательный анализ структуры затрат и постановка целей ценообразования таким образом, чтобы не только сохранить свое рыночное положение, но и получить хотя бы умеренную прибыль.

Выбирая цели новой стратегии, направленные на достижение лидерства в качестве предлагаемых туристских услуг, фирмы стремятся превзойти конкурентов путем максимального повышения качественных характеристик своей деятельности. Улучшение качества турпродуктов означает и повышение цены на них. И если такое повышение рассматривается потребителями как вполне допустимое, то туристская организация может с успехом уйти от конкурентной борьбы.

Цели ценовой стратегии, рассчитанные на завоевание и поддержание  лидерства на рынке, реализуются на самых ранних стадиях жизненного цикла турпродуктов-новинок. Цены рассчитываются на основе точного определения структуры затрат. Такие цены позволяют довольно длительное время работать с достаточной прибылью, доступны потребителям и не вызывают желания у конкурентов побороться за лидирующее положение на рынке.

Информация о работе Ценообразование в туризме. Расчет стоимости тура