Ценообразование в туризме. Расчет стоимости тура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Ценовая политика в сфере туристического бизнеса является одним из ключевых элементов общей системы ценообразования и представляет собой деятельность организации, направленную на достижение собственных целей и защиту интересов. Иначе говоря, цена - это количество денег, уплачиваемых за услугу, в данном случае, за предоставление отдыха на каком-либо курорте, пляже и т.п., выражающаяся в виде турпутевки. Здесь очень важно понимание цены. Если устанавливать слишком высокую цену, то фирма может потерять клиентов. А если цена низкая, то не принесет никакого дохода.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Цена как экономическая категория
1.1.Сущность и функции цены……………………………………………5
1.2.Особенности цены как экономической категории в туристской деятельности………………………………………………………………………9
2. Ценообразование в туристской отрасли
2.1. Факторы ценообразования в туризме……………………………….11
2.2. Методы ценообразования в туризме. Ценовые стратегии………...14
2.3. Структура цены туристского продукта…………………………….16
3. Расчет стоимости тура
3.1. Калькуляция цены туристского продукта………………………….20
3.2. Расчет себестоимости тура по системе «direct-costing»…………...24
3.3. Оценка эффективности разработанного тура……………………....30
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая распеч. - копия.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Крупные операторы ежегодно разрабатывают и публикуют генеральные  фирменные каталоги, где даются описания туров, графики отправки групп, а  также соответствующие им цены, скидки и льготы. В фирменном каталоге цены обычно указывают при размещении в двухместном номере отеля (или также на одну персону при совместном проживании в апартаментах). При этом цены дифференцированы по месяцам и по категориям услуг.

Для индивидуальных туров  общая стоимость поездки определяется как произведения числа дней пребывания в стране на стоимость одного туродня с учётом сезона[16].

На практике возникают  ситуации, когда стоимость тура, установленная в договорах туроператоров с соисполнителями и переводчиками, вынужденно повышается в связи с повышением транспортным тарифов, цен на услуги гостиниц и ресторанов. Подобное повышение может быть введено турагенством при условии соблюдения предусмотренного договором срока объявления изменения цен (например, срок не менее тридцати дней между подтверждением клиенту заявки на путешествие и началом путешествия). При этом если повышение цены превышает 10% первоначальной стоимости тура, то в течение 10 дней с момента получения извещения об этом клиент имеет право отказаться от договора без какого-либо ущерба для себя[17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Расчет стоимости  тура

 

3.1. Калькуляция цены туристского продукта

Следующим моментом организации  работы по формировании тура является этап расчета стоимости тура. К основным факторам, влияющим на уровень цен на туруслуги, относятся следующие:

1) внешние факторы:

• соотношение спроса и предложения;

• уровень и динамика конкурирующих цен;

• государственное регулирование  как экономики в целом, так и сферы туризма в частности;

• политическая ситуация в стране;

• потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы;

2) внутренние факторы  или цели ценообразования:

• выживание - используется, когда доходность бизнеса резко  падает; в этом случае организация пытается сдержать спад, снижая цены;

• максимизация текущей  прибыли - предполагает проведение анализа спроса и затрат при различных ценах. Выбирается тот уровень цен, который дает максимально высокую прибыль;

• лидирующее положение на рынке - способствует наращиванию рыночной доли. В этом случае цены устанавливаются настолько низкие, насколько это возможно. Низкая цена создает спрос, но как только спрос значительно увеличивается, ориентация организации на низкие цены и низкие доходы сменяется на политику высоких цен и высоких доходов;

• достижение наиболее высокого качества обслуживания - для этого  требуется высококвалифицированный  персонал. Компании, лидирующие в качестве, могут запрашивать высокую цену за свой турпродукт, но они должны вкладывать капитал в поддержание его высокого качества;

• покрытие будущих затрат;

• издержки на производство, распределение и продвижение  турпродукта.

При разработке ценовой  стратегии турфирма должна использовать три перечисленных метода ценообразования во взаимосвязи, поскольку ориентация только на один из них не способствует проведению гибкой ценовой стратегии и может привести к косвенным или прямым убыткам.

Цена имеет два предела - нижний и верхний: нижним пределом выступают понесенные затраты, т.е. себестоимость турпродукта; верхний предел определяется спросом на данный вид турпродукта.

Особенности ценообразования  в индустрии туризма:

• высокая эластичность цен на различных сегментах туристского  рынка;

• разрыв во времени между  моментами установления цены и купли-продажи турпродукта;

• цены на турпродукт являются розничными, так как они предназначены непосредственно для потребления;

• неспособность туруслуг к хранению, вследствие чего розничные  продавцы не разделяют с производителями  риска, связанного с образованием нереализованных запасов;

• высокая степень  влияния конкурентов;

• сезонная дифференциация цен и тарифов, поскольку спрос  на туристские услуги носит ярко выраженный сезонный характер;

• значительная стоимость  операций с туруслугами;

• высокий уровень  ориентации на психологические особенности  потребителя, так как цена тура может  быть связана со статусом клиента, его  положением в обществе;

• цены на турпродукт необходимо ориентировать не на среднего потребителя, а на определенные типовые группы;

• значительная степень  государственного регулирования цен;

• на процесс формирования цен на туруслуги оказывает влияние  туристская реклама. С одной стороны, снижение цены оказывает рекламное  воздействие на потребителя и  ведет к росту спроса, а с другой - хорошо организованная реклама повышает уровень цен на турпродукт;

• цена одной турпутевки зависит от вида тура (групповой  или индивидуальный). Чем больше численность группы, тем ниже стоимость  тура в расчете на одного человека.

Указанные особенности предопределяют ценообразование туристских организаций на двух уровнях. Первый уровень соответствует стратегии ценообразования и представляет собой совокупность цен, подлежащих обязательному опубликованию в каталогах, брошюрах, путеводителях и других печатных изданиях. Данные цены затрагивают глобальные вопросы положения турпродукта и фирмы, долгосрочной прибыли на инвестированный капитал. Второй уровень, определяющий в целом тактику ценообразования, характеризует цены, по которым осуществляется реализация туруслуг исходя из конкретной ситуации.

Затратный метод основан  на калькуляции полных, прямых, стандартных издержек при производстве туруслуг: сумма цен, расценок и тарифов на услуги, предоставляемые туристам; затраты на заработную плату персонала турфирмы, аренду помещения, амортизацию оборудования и оснащения, содержание помещения, коммунальные услуги, оплату электроэнергии, услуги связи, канцелярские расходы, обучение персонала, маркетинг, представительские мероприятия, административные расходы и другие.

Себестоимость турпродукта  должна отражать все затраты турфирмы на организацию поездки. Это сумма  цен, тарифов, расценок на услуги, предоставленные  туристам:

• визы и страховки. Стоимость  виз и страховки рассматривается  исходя из количества человек в группе. Их оформление осуществляется на основании приглашения, полученного от фирмы-контрагента на определенное количество туристов. После рассмотрения консульство выдает визу, общую для всей группы или для отдельных туристов;

• проживание рассчитывается исходя из стоимости номера, которая зависит от класса гостиницы, расселения, сезона заезда, количества человек в группе, предоставляемых групповых скидок и времени проживания;

• питание - рассчитывается в зависимости от вида туризма. При  въездном туризме калькулируют стоимость всех завтраков, обедов и ужинов с учетом конкретной стоимости в конкретном предприятии питания. Завтрак, как правило, включается в стоимость проживания. При выездном туризме - стоимость питания зависит от условий тура;

• транспортные услуги. Эта калькуляционная статья включает стоимость проезда до страны пребывания, перевозки туристов от аэропорта до гостиницы и обратно, транспортных расходов на экскурсионное обслуживание и т.д. В калькуляцию включаются те расходы, которые входят в обязательную программу тура. В расчете учитывается групповая скидка, предоставляемая перевозчиком. Ее процент зависит от транспортной компании, наличия и условий договора, заключенного между перевозчиком и туроператором. Размер скидки при этом составляет от 5 до 30%. Стоимость трансфера при расчете себестоимости турпутевки раскидывается на всю группу исходя из ее численности;

• в экскурсионную  программу включаются только те расходы, которые входят в обязательную программу  тура (обычно 2-3 экскурсии). Их стоимость зависит от цены входных билетов в музеи, парки, а также стоимости услуг экскурсовода, гида, сопровождающего. В калькуляцию включают либо стоимость группового билета, либо сумму, полученную от умножения стоимости одной экскурсии на количество туристов;

• услуги гида-переводчика  при расчете себестоимости турпутевки раскидываются на всю группу исходя из ее численности;

• косвенные расходы - это затраты на управление и  содержание туристской организации. Они  включают расходы на организацию  набора групп, амортизацию основных средств и нематериальных активов, арендные платежи, оплату услуг банков и предприятий связи, содержание офиса, заработную плату управленческого персонала, агентов и т.д. Косвенные расходы включают в себестоимость с использованием различным методов: в большинстве случаев в виде процентного соотношения к итоговой величине прямых затрат.

• Продажная цена включает, кроме полной себестоимости, косвенные  налоги и прибыль. Норма прибыли  для туристских организаций составляет 20%, ее величина корректируется с учетом спроса, предложений и уровня конкуренции на рынке туруслуг. Туристские организации применяют также скидки со стоимости турпродукта[21].

Для определения цены рассчитывается средний уровень  цен на рынке на основе справочников туруслуг (например, справочника Всемирной ассоциации турагентств), каталогов, рекламных проспектов турфирм и гостиниц.

На цену и спрос  на туруслуги оказывают влияние:

• политическая стабильность в стране назначения;

• перемены в мире (политические и экономические);

• перемены в стране, из которой туристы отправляются в поездку.

Количество туристов в группе. Комплексная цена имеет  постоянные и переменные ценообразующие факторы. Так, стоимость размещения и стоимость питания в гостинице  не зависят от количества туристов в группе. Зато, стоимость перевозки в автобусе, услуг гида, экскурсовода, переводчика, административные расходы в расчете на одного человека снижаются по мере увеличения численности группы.

Таким образом, важной составляющей деятельности туристской организации является гибкая ценовая политика, учитывающая характер конкуренции на данном туристском рынке, уровень спроса на реализуемый турпродукт, сезонность, качество продукта, психологические особенности потребителей и другие аспекты[17].

Цена на туристический  продукт определяется методом нормативной  калькуляции и включает затраты  на людей, которые сопровождают группу по маршруту. Таким образом, стоимость  туристической путевки определяется по формуле:

Цп =  (1.2.3)

где Цп – цена турпродукта  для одного туриста, $;

С – себестоимость  услуги, входящая в состав турпродукта;

Пн – налоги (НДС) по отдельным видам услуг;

Пт – прибыль туроператора в долларах;

с – скидка, которая  предоставляется туроператором  туристу на отдельные виды услуг, которые входят в структуру туристического продукта;

К – комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (знак «+» означает надбавку к цене турпакета; знак « - » означает скидки с цены туроператора в пользу турагента);

Кт – количество туристов в группе;

Чс – количество сопровождающих.

Например:

Сроки: г.Стамбул - 6 дней – 5 ночей

Количество туристов в группе – 20 человек

Питание – полный пансион (завтрак, обед, ужин)

Проживание – Отель  «Эсенбей» двухместные номера со всеми удобствами

Транспорт – комфортабельный  автобус

 

Проживание в Отеле  «Эсенбей»:

20$ х 5 ночлегов х 20 чел. = 2000$.

 

Питание – трехразовое:

3$ х 6 дней х 20 чел. = 3600$.

 

Экскурсионная, культурная программа, специальная программа .

50 $ х 20 чел. = 1000 $.

 

Транспорт - Автобус: 15 $ х 6 дней х 6 ч = 540 $

 

Услуги предприятия (сопровождение  группы, бронирование мест в гостинице  и авиабилетов) – 10% величины расходов:

10% (2000 + 3600 + 1000 + 540) = 10%

7140 = 714$.

 

Прибыль предприятия  – 20% величины расходов:

20% от 7140 = 1428 $.

 

Общая стоимость тура (без стоимости авиаперелета)

7140 + 714 + 1428 = 9282 $.

 

Таким образом, стоимость  турпакета на 1 человека составляет (без стоимости авиаперелета): 9282 : 20 = 464,1$.

 

 

3.2. Расчет себестоимости тура по  системе «direct-costing».

 

Исходя из таблицы 1 произведём расчёт себестоимости  и цены тура в Австрию продолжительностью 6 дней-5 ночей  при различных вариантах  размещения в гостинице с предоставлением питания полный пансион(за условную единицу принимать евро).

Таблица 1. Исходные данные

Варианты размещения в отеле плюс доплаты

Сумма, у.е.

2х-местное размещение + пансион

81

1-местное размещение в 2х-местном номере (доплата/стоимость)

15/96

3-й взрослый в номере (скидка 30%)

56,7

Ребёнок 2-12 лет (2взр. + 1) -  (скидка 50%)

40,5

Доплата за обед

6

Доплата за телевизор

3

Доплата за мини-бар

4


 

Стоимость проживания в  отеле на 1 человека в сутки при  одноместном размещении (Rn1) производим следующим образом:

Rn1 =  R2 + D1 + Dоб + Dт + Dмб,

Где: 

R2 -  стоимость двухместного  размещения с полупансионом (71 у.е.).

Информация о работе Ценообразование в туризме. Расчет стоимости тура