Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:54, курсовая работа
Ценовая политика в сфере туристического бизнеса является одним из ключевых элементов общей системы ценообразования и представляет собой деятельность организации, направленную на достижение собственных целей и защиту интересов. Иначе говоря, цена - это количество денег, уплачиваемых за услугу, в данном случае, за предоставление отдыха на каком-либо курорте, пляже и т.п., выражающаяся в виде турпутевки. Здесь очень важно понимание цены. Если устанавливать слишком высокую цену, то фирма может потерять клиентов. А если цена низкая, то не принесет никакого дохода.
Введение……………………………………………………………………3
1. Цена как экономическая категория
1.1.Сущность и функции цены……………………………………………5
1.2.Особенности цены как экономической категории в туристской деятельности………………………………………………………………………9
2. Ценообразование в туристской отрасли
2.1. Факторы ценообразования в туризме……………………………….11
2.2. Методы ценообразования в туризме. Ценовые стратегии………...14
2.3. Структура цены туристского продукта…………………………….16
3. Расчет стоимости тура
3.1. Калькуляция цены туристского продукта………………………….20
3.2. Расчет себестоимости тура по системе «direct-costing»…………...24
3.3. Оценка эффективности разработанного тура……………………....30
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………32
Крупные операторы ежегодно
разрабатывают и публикуют
Для индивидуальных туров
общая стоимость поездки
На практике возникают
ситуации, когда стоимость тура,
установленная в договорах
3.Расчет стоимости тура
3.1. Калькуляция цены туристского продукта
Следующим моментом организации работы по формировании тура является этап расчета стоимости тура. К основным факторам, влияющим на уровень цен на туруслуги, относятся следующие:
1) внешние факторы:
• соотношение спроса и предложения;
• уровень и динамика конкурирующих цен;
• государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности;
• политическая ситуация в стране;
• потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы;
2) внутренние факторы или цели ценообразования:
• выживание - используется, когда доходность бизнеса резко падает; в этом случае организация пытается сдержать спад, снижая цены;
• максимизация текущей прибыли - предполагает проведение анализа спроса и затрат при различных ценах. Выбирается тот уровень цен, который дает максимально высокую прибыль;
• лидирующее положение на рынке - способствует наращиванию рыночной доли. В этом случае цены устанавливаются настолько низкие, насколько это возможно. Низкая цена создает спрос, но как только спрос значительно увеличивается, ориентация организации на низкие цены и низкие доходы сменяется на политику высоких цен и высоких доходов;
• достижение наиболее высокого
качества обслуживания - для этого
требуется
• покрытие будущих затрат;
• издержки на производство, распределение и продвижение турпродукта.
При разработке ценовой стратегии турфирма должна использовать три перечисленных метода ценообразования во взаимосвязи, поскольку ориентация только на один из них не способствует проведению гибкой ценовой стратегии и может привести к косвенным или прямым убыткам.
Цена имеет два предела - нижний и верхний: нижним пределом выступают понесенные затраты, т.е. себестоимость турпродукта; верхний предел определяется спросом на данный вид турпродукта.
Особенности ценообразования в индустрии туризма:
• высокая эластичность
цен на различных сегментах
• разрыв во времени между моментами установления цены и купли-продажи турпродукта;
• цены на турпродукт являются розничными, так как они предназначены непосредственно для потребления;
• неспособность туруслуг к хранению, вследствие чего розничные продавцы не разделяют с производителями риска, связанного с образованием нереализованных запасов;
• высокая степень влияния конкурентов;
• сезонная дифференциация цен и тарифов, поскольку спрос на туристские услуги носит ярко выраженный сезонный характер;
• значительная стоимость операций с туруслугами;
• высокий уровень ориентации на психологические особенности потребителя, так как цена тура может быть связана со статусом клиента, его положением в обществе;
• цены на турпродукт необходимо ориентировать не на среднего потребителя, а на определенные типовые группы;
• значительная степень государственного регулирования цен;
• на процесс формирования цен на туруслуги оказывает влияние туристская реклама. С одной стороны, снижение цены оказывает рекламное воздействие на потребителя и ведет к росту спроса, а с другой - хорошо организованная реклама повышает уровень цен на турпродукт;
• цена одной турпутевки зависит от вида тура (групповой или индивидуальный). Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека.
Указанные особенности предопределяют ценообразование туристских организаций на двух уровнях. Первый уровень соответствует стратегии ценообразования и представляет собой совокупность цен, подлежащих обязательному опубликованию в каталогах, брошюрах, путеводителях и других печатных изданиях. Данные цены затрагивают глобальные вопросы положения турпродукта и фирмы, долгосрочной прибыли на инвестированный капитал. Второй уровень, определяющий в целом тактику ценообразования, характеризует цены, по которым осуществляется реализация туруслуг исходя из конкретной ситуации.
Затратный метод основан на калькуляции полных, прямых, стандартных издержек при производстве туруслуг: сумма цен, расценок и тарифов на услуги, предоставляемые туристам; затраты на заработную плату персонала турфирмы, аренду помещения, амортизацию оборудования и оснащения, содержание помещения, коммунальные услуги, оплату электроэнергии, услуги связи, канцелярские расходы, обучение персонала, маркетинг, представительские мероприятия, административные расходы и другие.
Себестоимость турпродукта должна отражать все затраты турфирмы на организацию поездки. Это сумма цен, тарифов, расценок на услуги, предоставленные туристам:
• визы и страховки. Стоимость
виз и страховки
• проживание рассчитывается исходя из стоимости номера, которая зависит от класса гостиницы, расселения, сезона заезда, количества человек в группе, предоставляемых групповых скидок и времени проживания;
• питание - рассчитывается в зависимости от вида туризма. При въездном туризме калькулируют стоимость всех завтраков, обедов и ужинов с учетом конкретной стоимости в конкретном предприятии питания. Завтрак, как правило, включается в стоимость проживания. При выездном туризме - стоимость питания зависит от условий тура;
• транспортные услуги. Эта калькуляционная статья включает стоимость проезда до страны пребывания, перевозки туристов от аэропорта до гостиницы и обратно, транспортных расходов на экскурсионное обслуживание и т.д. В калькуляцию включаются те расходы, которые входят в обязательную программу тура. В расчете учитывается групповая скидка, предоставляемая перевозчиком. Ее процент зависит от транспортной компании, наличия и условий договора, заключенного между перевозчиком и туроператором. Размер скидки при этом составляет от 5 до 30%. Стоимость трансфера при расчете себестоимости турпутевки раскидывается на всю группу исходя из ее численности;
• в экскурсионную программу включаются только те расходы, которые входят в обязательную программу тура (обычно 2-3 экскурсии). Их стоимость зависит от цены входных билетов в музеи, парки, а также стоимости услуг экскурсовода, гида, сопровождающего. В калькуляцию включают либо стоимость группового билета, либо сумму, полученную от умножения стоимости одной экскурсии на количество туристов;
• услуги гида-переводчика
при расчете себестоимости
• косвенные расходы - это затраты на управление и содержание туристской организации. Они включают расходы на организацию набора групп, амортизацию основных средств и нематериальных активов, арендные платежи, оплату услуг банков и предприятий связи, содержание офиса, заработную плату управленческого персонала, агентов и т.д. Косвенные расходы включают в себестоимость с использованием различным методов: в большинстве случаев в виде процентного соотношения к итоговой величине прямых затрат.
• Продажная цена включает, кроме полной себестоимости, косвенные налоги и прибыль. Норма прибыли для туристских организаций составляет 20%, ее величина корректируется с учетом спроса, предложений и уровня конкуренции на рынке туруслуг. Туристские организации применяют также скидки со стоимости турпродукта[21].
Для определения цены рассчитывается средний уровень цен на рынке на основе справочников туруслуг (например, справочника Всемирной ассоциации турагентств), каталогов, рекламных проспектов турфирм и гостиниц.
На цену и спрос на туруслуги оказывают влияние:
• политическая стабильность в стране назначения;
• перемены в мире (политические и экономические);
• перемены в стране, из которой туристы отправляются в поездку.
Количество туристов
в группе. Комплексная цена имеет
постоянные и переменные ценообразующие
факторы. Так, стоимость размещения
и стоимость питания в
Таким образом, важной составляющей деятельности туристской организации является гибкая ценовая политика, учитывающая характер конкуренции на данном туристском рынке, уровень спроса на реализуемый турпродукт, сезонность, качество продукта, психологические особенности потребителей и другие аспекты[17].
Цена на туристический
продукт определяется методом нормативной
калькуляции и включает затраты
на людей, которые сопровождают группу
по маршруту. Таким образом, стоимость
туристической путевки
Цп = (1.2.3)
где Цп – цена турпродукта для одного туриста, $;
С – себестоимость услуги, входящая в состав турпродукта;
Пн – налоги (НДС) по отдельным видам услуг;
Пт – прибыль туроператора в долларах;
с – скидка, которая предоставляется туроператором туристу на отдельные виды услуг, которые входят в структуру туристического продукта;
К – комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (знак «+» означает надбавку к цене турпакета; знак « - » означает скидки с цены туроператора в пользу турагента);
Кт – количество туристов в группе;
Чс – количество сопровождающих.
Например:
Сроки: г.Стамбул - 6 дней – 5 ночей
Количество туристов в группе – 20 человек
Питание – полный пансион (завтрак, обед, ужин)
Проживание – Отель «Эсенбей» двухместные номера со всеми удобствами
Транспорт – комфортабельный автобус
Проживание в Отеле «Эсенбей»:
20$ х 5 ночлегов х 20 чел. = 2000$.
Питание – трехразовое:
3$ х 6 дней х 20 чел. = 3600$.
Экскурсионная, культурная программа, специальная программа .
50 $ х 20 чел. = 1000 $.
Транспорт - Автобус: 15 $ х 6 дней х 6 ч = 540 $
Услуги предприятия (сопровождение группы, бронирование мест в гостинице и авиабилетов) – 10% величины расходов:
10% (2000 + 3600 + 1000 + 540) = 10%
7140 = 714$.
Прибыль предприятия – 20% величины расходов:
20% от 7140 = 1428 $.
Общая стоимость тура (без стоимости авиаперелета)
7140 + 714 + 1428 = 9282 $.
Таким образом, стоимость турпакета на 1 человека составляет (без стоимости авиаперелета): 9282 : 20 = 464,1$.
3.2. Расчет себестоимости тура по системе «direct-costing».
Исходя из таблицы 1 произведём расчёт себестоимости и цены тура в Австрию продолжительностью 6 дней-5 ночей при различных вариантах размещения в гостинице с предоставлением питания полный пансион(за условную единицу принимать евро).
Таблица 1. Исходные данные
Варианты размещения в отеле плюс доплаты |
Сумма, у.е. |
2х-местное размещение + пансион |
81 |
1-местное размещение в 2х-местном номере (доплата/стоимость) |
15/96 |
3-й взрослый в номере (скидка 30%) |
56,7 |
Ребёнок 2-12 лет (2взр. + 1) - (скидка 50%) |
40,5 |
Доплата за обед |
6 |
Доплата за телевизор |
3 |
Доплата за мини-бар |
4 |
Стоимость проживания в отеле на 1 человека в сутки при одноместном размещении (Rn1) производим следующим образом:
Rn1 = R2 + D1 + Dоб + Dт + Dмб,
Где:
R2 - стоимость двухместного размещения с полупансионом (71 у.е.).
Информация о работе Ценообразование в туризме. Расчет стоимости тура