Ценовая политика предприятий сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ ценовой политики предприятия и разработка направлений ее совершенствования.
Для реализации поставленной в работе цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность цены и её роль в рыночной экономике предприятий сервиса;
• определить функции цен и этапы процесса ценообразования;
• провести комплексный анализ ценовой политики ООО «Аквамарин»;
• обосновать направления и дать рекомендации по совершенствованию ценовой политики ООО «Аквамарин».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...31. Теоретические основы ценовой политики предприятия сервиса…………..5
1.1. Сущность цены, её роль и функции в рыночной экономике……………..5
1.2. Этапы процесса ценообразования и виды цен……………………………..9
1.3. Политика ценообразования на предприятиях сервиса…………………...17
2. Оценка экономической деятельности предприятия ООО «Аквамарин»…20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Аквамарин»……………………………………………………………………..20
2.2. Ценовая политика туристического предприятия ООО «Аквамарин»….29
3. Мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятий сервиса …………………………………………………………………………...37
Заключение ………………………………………………………………………41
Список использованных источников…………………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсовая экономика - копия.docx

— 134.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Зарегистрировано

«___»_____________2014 г.

________ _______________

подпись (расшифровка подписи)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ  «БелГУ»)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА

Кафедра технологии продуктов питания и сферы услуг

 

 

 

 

 

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

 

Курсовой проект

студентки очной формы обучения

направления подготовки 43.03.01 Сервис

2 курса группы 06011304

Пилюгиной Катерины Андреевны

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите

«___»____________20___г.

________ ____________________

подпись  (расшифровка подписи)

Научный руководитель:

                старший преподаватель         

                             Е.В. Аноприева

Оценка______________________

«___»__________________2014 г.

________ ____________________

 Подпись     (расшифровка  подписи)

 

 

 

 

БЕЛГОРОД  2014

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...31. Теоретические основы ценовой политики предприятия сервиса…………..5

1.1. Сущность цены, её роль и функции в рыночной экономике……………..5

1.2. Этапы процесса ценообразования и виды цен……………………………..9

1.3. Политика ценообразования  на предприятиях сервиса…………………...17

2. Оценка экономической деятельности предприятия ООО «Аквамарин»…20

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Аквамарин»……………………………………………………………………..20

2.2. Ценовая политика туристического предприятия ООО «Аквамарин»….29

3. Мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятий сервиса …………………………………………………………………………...37

Заключение ………………………………………………………………………41

Список использованных источников…………………………………………..43

Приложение………………………………………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Это характерно для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса. Несмотря на то что за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции, тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Ценовая политика является важной составляющей общей финансовой политики компании, поскольку уровень цен на реализуемую фирмой продукцию напрямую влияет на такие важнейшие показатели, как выручка и прибыль.

Особенно актуальной проблема разработки грамотной ценовой политики становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.

Стоит отметить, что ценовая политика многих фирм нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний белорусских руководителей в области маркетинга. Поэтому очень важным представляется использование разработанных маркетинговых подходов.

Целью курсовой работы является анализ ценовой политики предприятия и разработка направлений ее совершенствования. 

Для реализации поставленной в работе цели были поставлены следующие задачи:

    • раскрыть сущность цены и её роль в рыночной экономике предприятий сервиса;
    • определить функции цен и этапы процесса ценообразования;
    • провести комплексный анализ ценовой политики ООО «Аквамарин»;  
    • обосновать направления и дать рекомендации по совершенствованию ценовой политики ООО «Аквамарин».

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Аквамарин».

Предмет исследования – ценовая политика предприятия ООО «Аквамарин».

Работа проведена с использованием методов анализа, синтеза, метода сопоставлений и логических рассуждений.

Информационную базу исследования составили нормативные и законодательные акты, работы отечественных и зарубежных экономистов, данные государственной статистической отчетности, фактические материалы предприятия.  

 

 

1. Теоретические  основы ценовой политики предприятий  сервиса

1.1. Сущность цены, её роль и функции в рыночной экономике

 

  В современных условиях цены и ценообразование становятся одним из основных элементов развития рыночной экономики. Цена – это категория рынка и, чтобы понять сущность цен, необходимо их рассматривать в непосредственной связи с рынком.

Прежде всего, цена как конечный оценочный показатель товара аккумулирует в себе все понятия, составляющие фундамент товарных рынков (нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка). Кроме того, цена, как аккумулирующий показатель, является и основной характеристикой товара. Эффективность продукции апробируется рынком, ценой ее реализации. Выгодна или невыгодна данная продукция, нужна она или не нужна – это подтверждается рынком и только ценой ее реализации на нем.

Поскольку основной движущей силой рыночного хозяйства является конкуренция, то цена, непосредственно связанная с рынком, является инструментом рыночной конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала. И тем самым она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики1.

Но, по мнению К. Маркса, цена – это денежное выражение стоимости товара (работ, услуг), поскольку стоимость любого товара составляет основу цены. Цена находится в прямой зависимости от стоимости товара, с уменьшением стоимости цена товара снижается и, с ее увеличением повышается (1).

                                                C+ V + M = W, 
где V – стоимость рабочей силы; 
M – прибавочная стоимость; 
C – стоимость средств производства, потребленных 
W – стоимость товара, состоящая из перечисленных выше элементов стоимости;

Одновременно цена не только показывает, как эффективно используется труд, но в итоге определяет величину совокупных издержек производства (себестоимости) продукции и размер прибыли, получаемой производителями (продавцами) за счет производства и реализации товара.

В рыночной экономике функционирует механизм цен, связанный с законом спроса и предложения. Простая модель, по которой изучают взаимодействие спроса и предложения на рынке, существует почти 200 лет. На рынке согласно этой модели выделяют две основные силы – производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), которые соперничают между собой, пытаясь извлечь наибольшую прибыль. Цель продавцов – продать свои товары по более высокой цене и получить большую прибыль, а покупателей – приобрести нужные им товары с большей полезностью по низкой цене.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, рыночной ценой товара (работ, услуг) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных товаров), работ и услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях [п.4 ст.40 НК РФ]. При этом при определении и признании рыночной цены товара используются официальные и специальные источники информации об их рыночных ценах (справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены реальных контрактов, товарных аукционов и торгов), публикуемые в разных печатных изданиях, экономических газетах и журналах, бизнес - справочниках, фирменных каталогах, проспектах.

Из выше изложенного следует, что рынок и цена – это категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок, поскольку при товарном производстве экономические отношения складываются не в процессе производства, а в условиях рынка, на котором формируются товарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории. Как правило, цена товара, его полезность, качество и потребительские свойства проходят проверку рынком и окончательно формируются на нем, получая общественное признание.

Следует добавить, что цена выражается в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены формируется под влиянием ряда не зависящих от участников сделки объективных обстоятельств: особенности товара, его конкурентоспособность, соотношения спроса и предложения на рынке, государственное регулирование цен, степень монополизации рынка, а также под воздействием субъективных обстоятельств – выбора определенного рынка, времени, места и способа заключения сделки, знаний и опыта использования конъюнктуры рынка2.

Таким образом, рынок – это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Функции цены - это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Как правило, цены выполняют следующие основные функции:

  • Выполняя учетно-измерительную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, несопоставимые по потребительским характеристикам. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек производства и реализации под воздействием различных рыночных факторов. Производитель заинтересован в максимальной, а покупатель - в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Поэтому данная функция исключительно важна для формирования товарной и ценовой политики предприятий.
  • Регулирующая функция цены заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов - уравновешивает спрос и предложение, связывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Кроме того, цена выступает в качестве средства влияния на производство и потребление, и их взаимосвязи. Регулирующую функцию в той или иной степени выполняют все виды рыночных цен.
  • Распределительная (перераспределительная) функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат на доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.
  • Способствующая рациональному размещению производства функция цены - с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно, предприятию предоставлено право самостоятельно, определять в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.
  • Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров. Посредством цен можно стимулировать: научно-технический прогресс; экономию затрат ресурсов; улучшение и совершенствование качества продукции; изменение структуры производства и потребления.
  • Социальная функция цены главным образом заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Другими словами от величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи.

В настоящее время в условиях развития рыночной экономики задачей первостепенной сложности является стимулирование производства конкурентоспособных товаров, как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

Итак, рассмотрев функции цен, следует отметить, что цена - это, прежде всего, инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции, при этом она всегда воздействует на экономические интересы. Все рассмотренные функции цены взаимосвязаны и проявляются только в системе разных цен, а не в отдельно взятой цене конкретного товара.

 

 

1.2. Этапы процесса ценообразования и виды цен

 

Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировки ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры3.

Как правило, процесс ценообразования состоит из ряда последовательных этапов (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Этапы ценообразования.

Из рисунка видно, что первым делом предприятию необходимо изучить рынок. В условиях политической нестабильности в государстве, предприятия преследуют цель максимизации текущей прибыли. В условиях жесткой конкуренции на рынке, нередко возникает проблема выживаемости. В таких ситуациях предприятия вынуждены идти на максимальное снижение цен, порой покрывающих только издержки производства продукции.

Анализ спроса дает возможность определить максимальное значение цены товара. Зависимость между устанавливаемой ценой и уровнем спроса обычно обратно пропорциональная. Однако бывают случаи, когда при повышении цен спрос не падает, а, наоборот, начинает расти. Это касается таких престижных товаров, как косметика, табачные изделия.

Оценка издержек производства товара дает возможность определить его минимальную цену. Обычно издержки предприятия делятся на4:

  • Переменные издержки - изменяются прямо пропорционально объему производства и в расчете на единицу товара остаются неизменными (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих, упаковка).
  • Постоянные издержки - относительно стабильны и не зависят от изменения объема производства (зарплата служащих, аренда помещения, амортизация здания).

Информация о работе Ценовая политика предприятий сервиса