Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ ценовой политики предприятия и разработка направлений ее совершенствования.
Для реализации поставленной в работе цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность цены и её роль в рыночной экономике предприятий сервиса;
• определить функции цен и этапы процесса ценообразования;
• провести комплексный анализ ценовой политики ООО «Аквамарин»;
• обосновать направления и дать рекомендации по совершенствованию ценовой политики ООО «Аквамарин».
Введение…………………………………………………………………………...31. Теоретические основы ценовой политики предприятия сервиса…………..5
1.1. Сущность цены, её роль и функции в рыночной экономике……………..5
1.2. Этапы процесса ценообразования и виды цен……………………………..9
1.3. Политика ценообразования на предприятиях сервиса…………………...17
2. Оценка экономической деятельности предприятия ООО «Аквамарин»…20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Аквамарин»……………………………………………………………………..20
2.2. Ценовая политика туристического предприятия ООО «Аквамарин»….29
3. Мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятий сервиса …………………………………………………………………………...37
Заключение ………………………………………………………………………41
Список использованных источников…………………………………………..43
На конкретное значение цены влияют и цены конкурентов. Их изучение проводится различными методами: опросы покупателей, сравнительные покупки у конкурентов, изучение прейскурантов конкурентов и т.д.
После этого выбирается метод, т.е. способ установления исходной цены товара. Выбор того или иного метода обусловливается характером товара, степенью его новизны, типом рынка, на котором он реализуется, и другими факторами. Цена при этом определяется до того, как товар выпущен на рынок.
На следующих этапах исходная цена будет корректироваться с учетом реально складывающейся ситуации на рынке путем использования различных стратегий ценообразования, психологических факторов.
Таким образом, процесс ценообразования состоит из нескольких этапов. На начальном этапе происходит изучение рынка. Затем определяются долгосрочные и краткосрочные цели, исследуются закономерностей формирования спроса на производимый продукт, анализируется уровень и структура издержек, изучаются цены и товары конкурентов. На следующем этапе выбирается метод и стратегия ценообразования. На последней стадии происходит установление цены с учетом реальной ситуации на рынке и психологических факторов.
В современной ценовой среде действуют разные системы цен, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков. На основе этого выделяют следующие виды цен:
Как правило, изменение структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Это главным образом обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка.
Цены классифицируются по разным экономическим признакам5.
В условиях рыночных отношений этот признак является одним из важных классификационных признаков цен. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения, независимо от какого-либо государственного влияния.
Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые. Наиболее соответствуют природе рыночных отношений свободные цены, однако полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.
2. Классификация цен по характеру экономического оборота.
Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности. В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида
1) Оптовые цены предприятия
- цены изготовителей продукции,
по которым они продают
Рис 1.2. Состав оптовой цены предприятия.
Цена изготовителя продукции обращена к производству, тесно связана с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия.
2) Оптовые (отпускные) цены
промышленности - цены, по которым
предприятия или организации - потребители
оплачивают продукцию
Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются.
Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения (рис. 1.3).
Рис.1.3. Виды цен по стадиям товародвижения.
Каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.
Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рис. 1.4.
Торговая наценка |
НДС |
Налог на продажу | ||||
оптовая |
розничная |
Рис.1.4. Состав розничной цены
В состав розничной цены входят оптовая цена, торговые надбавки, акциз (косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара), налог на добавленную стоимость. НДС, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. С 2004 года ставка НДС в Российской Федерации устанавливается в размере 18%.
3. Классификация цен в зависимости от территории действия.
1) Единые, или поясные, цены могут устанавливаться и регулироваться государственными органами. Речь идет о таких видах продукции, как, например, газ, электроэнергия и некоторые другие.
2) Региональные (зональные). Они могут регулироваться региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе (цены и тарифы на большинство коммунальных услуг, а также закупочные цены на продукцию сельского хозяйства).
3) Престижная цена устанавливается на изделия очень высокого качества известной фирмы, обладающие уникальными свойствами.
На товары, реализуемые на рынке продолжительное время, устанавливаются:
4) Скользящая, или падающая, которая находится почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка;
5) Долговременная цена не подвержена изменениям на протяжении длительного времени;
Цены потребительского сегмента рынка устанавливаются на примерно одни и те же виды товаров и услуг, реализуемых различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем доходов по разным ценам;
Гибкая цена быстро реагирует на изменение соотношения спроса и предложения на рынке;
Цены на изделия, уже снятые с производства выше, чем на обычные товары;
Ниже, чем у большинства предприятий, устанавливаются цены на товары, дополняющие другой товар, реализуемый по обычной цене. Эти цены используются как реклама;
Договорные цены. По ним покупателям предлагаются какие-либо скидки по сравнению с обычной ценой.
Особую группу образуют цены, используемые в учете и статистике. Как правило, к основным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и определения их средних значений в динамических рядах. При проектировании технически сложных изделий определяются лимитные (предельно допустимые) цены. Научно-исследовательскими организациями, разрабатывающими прогнозы развития отраслей и производств, используются прогнозные (ориентировочные) цены.
Делая вывод, отметим, что формирование и установление оптовых, закупочных, розничных, свободных, регулируемых и других видов цен, осуществляется на основе ценовой политики государства и предприятия, законодательных и нормативных актов, ценовых факторов, сложившегося спроса и предложения, возможностей производителя и потребителя, качества и потребительских свойств товаров (услуг), а также на базе анализа себестоимости производства, размеров налогов, отчислений и сборов, изучения цен и качества товаров (услуг) конкурентов.
- на предприятии является важной составляющей хозяйственной деятельности, способом обеспечения эффективного хозяйствования. Под политикой ценообразования понимаются общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги.
Политика ценообразования заключается в установлении предельной цены на товары и услуги, а также их позиционировании в рамках избранной ценовой категории (по уровню цен). Ценообразование проводится с учетом ассортимента, качеством реализуемых товаров и услуг, их полезности, значимости, потребительского спроса, деятельности конкурентов, а также цен на товары-аналоги и товары-заменители. Понятия полезности и значимости пришли из общей экономической теории. Они отражают соотношение объективного и субъективного в восприятии товаров потребителями.
Политика ценообразования наиболее актуальна для продвижения новых или обновленных товаров и услуг (то есть воспринимаемых потребителями как новые), а также для продвижения старых товаров на новых рынках. После вывода продукции на рынок и ее позиционирования в восприятии потребителей значение политики ценообразования резко снижается. На первое место здесь выходит политика управления ценами.
Политика управления ценами заключается в удержании фактических цен и регулировании условных цен исходя из особенностей потребительского спроса и конкуренции на рынке. Под условными ценами понимаются цены (справедливые, предельные), на которые ориентируется потребитель при принятии решения о покупке. Под регулированием подразумевается управление условными ценами для получения максимальной прибыли за счет разницы между ними и базовыми ценами.
Стратегически управление ценами осуществляется по двум основным направлениям:
Разработка политики цен осуществляется с учетом внешних и внутренних факторов развития сервисного предприятия
Внешние факторы:
Установление цен во многом определяется имиджем сервисного предприятия. Фирма, предлагая свои услуги, должна прежде всего заботиться о том, как будут восприниматься потребителями ее продукты и услуги. Поэтому, разрабатывая ценовую стратегию, организация должна учитывать воспринимаемый клиентами имидж, так как чем большим авторитетом обладает фирма, тем большим доверием и популярностью пользуются ее услуги.
Различные группы потребителей по-разному воспринимают имидж фирмы, поскольку запросы и требования к уровню обслуживания дифференцированы. Следовательно, ценовая стратегия должна определять характер отношений с каждым отдельным сегментом потребителей. Так, небольшая фирма может с недоверием восприниматься клиентами с высоким уровнем доходов. В то же время менее обеспеченные потребители с удовольствием будут пользоваться ее услугами. Предприятия сервиса должны ориентировать свою ценовую стратегию таким образом, чтобы услуги, предлагаемые различным группам клиентов, соответствовали бы по своему качеству и цене воспринимаемому ими имиджу предприятия.