Ценовая политика предприятий сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ ценовой политики предприятия и разработка направлений ее совершенствования.
Для реализации поставленной в работе цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность цены и её роль в рыночной экономике предприятий сервиса;
• определить функции цен и этапы процесса ценообразования;
• провести комплексный анализ ценовой политики ООО «Аквамарин»;
• обосновать направления и дать рекомендации по совершенствованию ценовой политики ООО «Аквамарин».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...31. Теоретические основы ценовой политики предприятия сервиса…………..5
1.1. Сущность цены, её роль и функции в рыночной экономике……………..5
1.2. Этапы процесса ценообразования и виды цен……………………………..9
1.3. Политика ценообразования на предприятиях сервиса…………………...17
2. Оценка экономической деятельности предприятия ООО «Аквамарин»…20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Аквамарин»……………………………………………………………………..20
2.2. Ценовая политика туристического предприятия ООО «Аквамарин»….29
3. Мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятий сервиса …………………………………………………………………………...37
Заключение ………………………………………………………………………41
Список использованных источников…………………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсовая экономика - копия.docx

— 134.79 Кб (Скачать файл)

Все работники фирмы, входящие в штат имеют социальные гарантии: накопление трудового стажа; оплачиваемый раз в два года отпуск; оплата больничного.

Система мотивации персонала построена по принципу стимулирования за достижение определенных положительных результатов трудовой деятельности и выполнение плановых обязательств.

В целом организация управления ООО «Аквамарин» выстроена достаточно эффективно, но требуется ряд мероприятий по совершенствованию организационной структуры.

Не смотря на то, что ООО «Аквамарин» еще достаточно молодое агентство, оно уже успешно сотрудничает с многочисленными туроператорами: Tez Tour, Natalie Tours, Krugozor, Neva Tours и многими другими, в том числе и белгородскими предприятиями услуг. Сотрудничество регулируется агентским соглашением или договором оказания услуг. Экономическую эффективность деятельности ООО «Аквамарин» за 2011-2013 гг. проанализируем, рассмотрев результаты производственно-хозяйственной деятельности (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности ООО «Аквамарин» за 2011-2013 гг.

 

 

Показатели

 

 

2011 г.

 

 

2012 г.

 

 

2013 г.

 

Динамика, %

2012г-2011г.

2013г.-2012г.

Выручка, тыс. руб.

5120

5358

6804

4,64

26,9

Выручка в сопоставимых ценах, тыс. руб.

5120

5026

6388

- 1,83

27,09

Себестоимость всего, тыс. руб.

3278

3686

4812

12,45

30,55

Прибыль валовая, тыс. руб.

1623

1672

1992

3,02

19,13

Коммерческие расходы, тыс. руб.

634

681

879

7,41

29,07

Прибыль от продаж, тыс. руб.

932

991

1113

6,33

12,31

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

711

741

821

4,22

10,8

Среднесписочная численность работников, чел.

10

10

10

-

-

Производительность труда, тыс. руб.

512

535,8

680,4

4,64

26,9

Уровень себестоимости, %

64,02

68,8

70,7

-

-

Рентабельность продаж, %

13,9

13,8

12,06

-

-

Индекс цен

1,00

1,066

1,065

-

-


 

 

 

Как видно из данных табл. 2.2, в 2012-2013 гг. произошел рост всех показателей составляющих валовую прибыль. Выручка от реализации услуг в действующих ценах в 2013 г. выросла на 26,9% по сравнению с 2012 годом, выручка в сопоставимых ценах увеличилась на 27,09%; возросла и себестоимость реализованных услуг на 30,55%, тем не менее за счет роста количества оказываемых туристических услуг валовая прибыль в 2013 году выросла на 19, 13% по сравнению с 2012 годом.

Как мы видим, наблюдается положительная динамика показателей прибыли предприятия. В 2013 году по сравнению с 2012 годом прибыль от продаж увеличилась на 12,31%, чистая прибыль выросла на 10,8%. А если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Рентабельность продаж в 2011 г. составила 13,9%, в 2012 г. – 13,8%, в 2013 г. – 12,06%. Несмотря на то, что абсолютные показатели прибыльности предприятия в 2013 году выше, чем в 2012 году, показатели рентабельности ниже показателей предыдущего года. Тем не менее, уровень рентабельности предприятия достаточно высок, что положительно характеризует деятельность ООО «Аквамарин».

Структура баланса и анализ динамики изменений статей актива и пассива приведен в табл. 2.3. В данной таблице приведена аналитическая группировка баланса ООО «Аквамарин» за 2011-2013 годы.

Таблица 2.3

Структура и динамика баланса ООО «Аквамарин» за 2011-2013 гг.,

тыс. руб.

Статьи баланса

Годы

Абсолютное отклонение,

(+,-)

Относительное отклонение,

(%)

2011

2012

2013

2012 /

2011 гг.

2013 /

2012 гг.

2012 /

2011 гг.

2013 /

2012 гг.

Актив

Материальные внеоборотные активы

57

12

12

-45

0

-78,95

0,00

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

0

25863

31635

25863

5772

-

18,25

Запасы

11481

5709

15843

-5772

10134

-50,27

63,97

Денежные средства и их эквиваленты

5689

18485

19186

12796

701

224,93

3,65

Финансовые и другие оборотные активы

2525

52211

32145

49691

-20066

1971,90

-62,42

Баланс

19752

102280

98821

82528

-3459

417,82

-3,50

Пассив

Капитал и резервы

16248

22834

25931

6586

3097

40,53

11,94

Долгосрочные заемные средства

0

949

20935

949

19986

-

95,47

Другие долгосрочные обязательства 

0

0

0

0

0

-

-

Краткосрочные заемные средства

0

0

0

0

0

-

-

Кредиторская задолженность

3504

78497

51955

74993

-26542

2140,21

-51,09

Баланс

19752

102280

98821

82528

-3459

417,82

-3,50


 

 

Данные табл. 2.3 показывают, что за 2012 год по сравнению с 2011 годом в активе баланса возросли такие статьи, как денежные средства и денежные эквиваленты – на 223,93%,  финансовые и другие оборотные активы – на 1967,8%. Одновременно уменьшилась стоимость материальных внеоборотных активов – на 78,95%, снизились запасы на 50,27%. Эти изменения привели к росту валюты баланса на 417,82%. В пассиве баланса возросли такие статьи, как капитал и резервы – на 40,53% и кредиторская задолженность – на 2140,21%.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом возросли такие статьи актива баланса, как нематериальные внеоборотные активы (на 18,25%), запасы (на 63,97%), денежные средства (на 3,65%). В то же время уменьшилась сумма финансовых и других оборотных активов (на 62,42%), что в результате привело к уменьшению валюты баланса в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 3,5%. В пассиве баланса в положительную сторону изменились капитал и резервы – на 11,94% и долгосрочные займы – на 95,47%. Так же уменьшилась сумма кредиторской задолженности – на 51,09%.

В целом проанализировав экономические показатели деятельности ООО «Аквамарин» можно сделать вывод, что туристическая компания развивается успешно.

 

 

2.2 Оценка ценовой  политики предприятия ООО «Аквамарин»

 

 

Туристская отрасль Белгородской области с одной стороны, обладает огромным туристским потенциалом, относительно выгодным геополитическим положением, а, с другой стороны, недостаточно развитой туристской инфраструктурой, не способной принять и качественно обслужить отечественных и зарубежных туристов, предъявив им широкий спектр туристских услуг, способных удовлетворить самые разнообразные запросы.

На основе имеющихся ресурсов, определяющих перспективы развития туристско-рекреационного бизнеса в Белгородской области проведен анализ среды функционирования туристского сектора экономики на основе модели М. Портера (табл. 2.4).

В ходе исследования был проведен анализ деятельности туристских фирм, функционирующих на территории Белгородской области. Согласно ему, в 2013 году в Белгородской области функционировало 70 туристских предприятий. При этом наибольшую долю (87,3%) составляют турагенты, доля туроператоров остается достаточно низкой (10,9%). Несмотря на сезонность туристского бизнеса, 84,1% от общего числа туристских организаций работают в течение всего календарного года.

Таблица 2.4

Анализ среды функционирования туристского сектора экономики в Белгородской области на основе модели М. Портера

 

 

Условия

конкурентоспособности на

туристском рынке

Среда функционирования туристского сектора экономики

Белгородской области

Условия для факторов производства

Природно-климатические

условия, культурно-

исторические ресурсы

Наличие природных лечебных ресурсов (минеральные воды, лечебные грязи), богатого культурно – исторического наследия (более 2015 – 908 памятников археологии, 830 памятники воинской славы и воинские захоронения)

Доступность для широких

слоев населения

Наличие развитой системы транспортного сообщения (федеральная автомобильная трасса Москва – Крым, филиал ОАО «РЖД» – Юго-восточная железная дорога)

Удобный подступ к объектам

туристского показа, развитые

системы коммуникации и

финансовая инфраструктура

Достаточно развитая сеть дорог и их удовлетворительное состояние обеспечивают доступ к объектам туристского интереса

Система услуг связи и телекоммуникационных услуг (IT-индустрия) обеспечивает доступ между территориями. Не достаточно развита финансовая инфраструктура

Состояние спроса

Изучение туристского спроса

Необходимо изучение туристского рынка, туристских потоков; отсутствие полной достоверно отражающей ситуацию статистической информации


 

 

Продолжение Таблицы 2.4

 

Фокус на определенных

группах потребителей

Отсутствие выявленных целевых сегментов

Учет меняющихся потребительских предпочтений на рынке

Введение виз, повышение стоимости туров, мода на туры, повышение благосостояния туристов и как следствие более высокие требования, предъявляемые к качеству обслуживания

Информационная поддержка

туристов в месте пребывания

Существует необходимость создания информационной системы поддержки в туризме из-за полного его отсутствия

Родственные и поддерживающие отрасли

Наличие критической массы

предприятий родственных и

поддерживающих отраслей

В гостиничном бизнесе наблюдается устойчивая тенденция роста количества койко-мест, при этом снижение процента загрузки.

Увеличение точек общественного питания. Высокие цены на авиаперевозки.

Связи между предприятиями индустрии туризма и поддерживающими секторами не развиты

Базовые услуги и инфраструктура

Культура обслуживания не достаточно высокого уровня

Легкость передвижения по региону

Развитая система автомобильного и железнодорожного транспорта, наличие аэропорта


 

 

Эти факторы накладывает свой отпечаток на ценовую политику фирмы.

Исследуемое нами предприятие ООО «Аквамарин» получает основной свой доход от организации туров и комиссионного вознаграждения туроператоров, реализуя турпродукты по твердой цене. Обычно средний процент комиссии составляет 10% от стоимости тура, а так как турагентство ведет гибкую ценовую политику, то оно уменьшает свою комиссию до 5%.

На политику ценообразования предприятия оказывает самое непосредственное влияние конкурентная позиция предприятия. Используя метод SWOT - анализа, проанализируем сильные и слабые стороны ООО «Аквамарин», его возможности и предполагаемые угрозы.

Факторы внутренней среды.

К сильным сторонам можно отнести:

- хорошая репутация предприятия;

- высокое качество оказываемых услуг;

- расширение спектра продуктов (туров) для удовлетворения потребностей более широкого круга клиентов;

- эффективная реклама;

- оптимальная цена оказываемых услуг для различных потребителей;

- использование современных информационных технологий;

- квалифицированный и опытный руководитель;

- персонифицированный подход к клиенту.

Слабые стороны:

- незначительная рыночная доля (доля предприятия несколько меньше доли ведущих конкурентов);

- используются ограниченные инструменты продвижения турпродукта; - нерациональная организационная структура.

Благоприятные возможности:

- повышенный спрос белгородских туристов на летний отдых;   

- ориентация на потребителя, его запросы и пожелания.

Угрозы:

- нестабильная и противоречивая система законодательства в России;

- высокие темпы инфляции;

- частые изменения налогов и лицензий, что влияет на себестоимость услуг;

- сезонность туризма;

- высокие авиа и транспортные тарифы для туристов;

- неразвита инфраструктура туризма в области;

- развитие конкурентов.

Для эффективного анализа составляем матрицу SWOT (табл. 2.5).

 

 

 

Таблица 2.5

Матрица SWOT для ООО «Аквамарин»

 

 

Возможности

1. Привлекательный природно-рекреационный

потенциал Белгородской области

2. Повышенный спрос

белгородских туристов на летний отдых за пределами области

3. Ориентация на потребителя, его запросы и пожелания

Угрозы

1. Нестабильная система

законодательства

2. Сезонность туризма

3. Высокие транспортные

тарифы

4. Неразвита инфраструктура туризма

5. Развитие конкурентов

Сильные стороны

1. Хорошая репутация предприятия

2. Высокое качество оказываемых услуг

3. Расширение спектра продуктов (туров)

4. Эффективная реклама

5. Низкая цена оказываемых услуг

6. Индивидуализированный

подход к клиенту

7. Устойчивая клиентура

1. Расширение въездного

иностранного туризма и

экскурсионной деятельности

2. Налаживание партнерских

отношений с иностранными

туроператорами

1. Расширение перечня

предлагаемых услуг: аренда

(продажа) туристского и

спортивного снаряжения,

транспортные или др.

коммерческие услуги

2. С целью продления  туристского сезона

расширять диапазон

туристских услуг во

внутреннем туризме,

развивая зимние виды

туризма и массовые

мероприятия, привлекающие

туристов

Слабые стороны

1. Незначительная рыночная  доля

2.Используются

ограниченные инструменты

продвижения турпродукта

5.Нерациональная

организационная структура

1.Разработка конкурентной

стратегии предприятия в том

числе и разработка новых

направлений и программ туров

2.Более эффективное

использование рекламы и

других инструментов

продвижения

3.Реорганизация системы

управления

1. Увеличить обьем

реализуемых туристских

услуг

2. Проведение мероприятий по

обучению персонала

Информация о работе Ценовая политика предприятий сервиса