Цены в экономике предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие и классификацию цены, а также влияние различных факторов на формирование цены.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Дать понятие цены, роль цены в хозяйственной деятельности;
- Определить подходы к проблеме ценообразования;
- Охарактеризовть функции и систему цен.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическое содержание цены……………………………………….…..4
1.1 Цены – понятие, функции, ценообразующие факторы…………………4
Виды и система цен. Состав цены по элементам ……………………10
Государственное регулирование цен в Республике Беларусь ………..14
Ценовая политика предприятия…………………………………………..…18
Отпускная цена предприятия и порядок ее формирования на основе затратного метода…………….…………………………………….……18
Обоснование прибыли в ценах, определяемых затратным методом...27
Ценовая политика предприятия на основе сокращения затрат с целью максимизации прибыли ………………………..……………………..…31
Практическое задание…………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………….…………55
Список использованных источников…………………………………………...56

Файлы: 1 файл

урсач экономика предприятия.docx

— 162.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Экономическое содержание цены……………………………………….…..4

1.1 Цены – понятие, функции,  ценообразующие факторы…………………4

    1. Виды и система цен. Состав цены по элементам ……………………10
    2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь ………..14
  1. Ценовая политика предприятия…………………………………………..…18
  2. Отпускная цена предприятия и порядок ее формирования на основе затратного метода…………….…………………………………….……18
  3. Обоснование прибыли в ценах, определяемых затратным методом...27
  4. Ценовая политика предприятия на основе сокращения затрат с целью максимизации прибыли ………………………..……………………..…31

Практическое  задание…………………………………………………………...37

Заключение…………………………………………………………….…………55

Список использованных источников…………………………………………...56

 

 

 

Введение

Каждый элемент рыночного механизма  теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Все процессы планирования, регулирования  и стимулирования экономической  деятельности на всех стадиях воспроизводства  осуществляются с помощью цен. Посредством  цен достигается взаимосвязь  всех элементов социально-экономической  системы современного общества.

Натуральный обмен товаров - это  исторически сложившийся процесс  общения людей в целях обеспечения  взаимного благополучия. Для справедливого  обмена люди создали единый заменитель товара - деньги. Чтобы было удобно пользоваться деньгами, как эквивалентом многих разнообразных товаров постепенно создали и систему учета затрат денег (капитала) на объем товарной продукции и единицу изделия. Совокупность этих затрат назвали ценой. В последствии такая совокупность расширилась до сложного механизма  ценообразования. Механизм ценообразования  постоянно совершенствуется, изменяются отдельные его элементы по мере изменения  социально-экономического уклада общества и конкретных условий производства.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Перед  всеми предприятиями и организациями  в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка  ценообразование представляет весьма сложный процесс

Цель курсовой работы – рассмотреть  понятие и классификацию цены, а также влияние различных  факторов на формирование цены.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- Дать понятие цены, роль цены в хозяйственной деятельности;

- Определить подходы к проблеме ценообразования;

- Охарактеризовть функции и систему цен.

Предметом исследования в данной работе является цена и ценообразование. 

1 Экономическое  содержание цены

1.1 Цены – понятие, функции, ценообразующие факторы

 

Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо.

Также, цена - это денежное выражение  стоимости товара.

Стоимость товара определяют в ходе соотношения спроса и предложения  на данный товар. Когда предложение  товара равно спросу на него ( предложение  и спрос находятся в равновесии ), то рыночная цена обычно является равновесной  ценой.

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Очень  важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком  высокой или слишком низкой. Назначение высокой цены может быть чревато  потерей потребителем интереса к  приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную  реакцию, выражающуюся, например, в  сомнении в качестве продукции.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед  любым производителем. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объёмы продаж, получаемую прибыль и др. Взаимосвязь понятий « цена »  и « прибыль » очевидна. Чем  больше цена, тем больше прибыль, чем  меньше цена, тем меньше прибыль. С  другой стороны, дешёвый товар или  услугу легче продать, и за тот  же промежуток времени они будут  продаваться в большем объёме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить взаимосвязь между  ценой продукта и количеством  продаваемых его единиц.

В основе цены, которая устанавливается  в ходе обмена товара на другие ценности ( меновая цена ), лежат затраты  на производство этого товара. Таким  образом, цена товара определяется, прежде всего, издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические  ресурсы. Как писал Адам Смит, «  в целом цена всё же сводится непосредственно или в конечном счёте - к трем составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли ».1Трудовая теория стоимости, полагающая, что главный фактор - это труд, была развита другим классиком - Давидом Рикардо ( 1772 - 1823 ).

Маржиналистская концепция полагает, что в основе стоимости (ценности) товара лежит его полезность для  потребителя, точнее, предельная полезность. Ещё Карл Менгер ( 1840 - 1921 ) выдвинул, а Евгений Бем-Баверк ( 1851 - 1914 ) развил положение, что именно соотношение  предельных полезностей обмениваемых товаров и обусловливает пропорции  их обмена, т.е. цены. [3]

Неоклассическая теория в лице её основателя Альфреда Маршалла является синтезом классического и маржиналистского подхода к цене. Маршалл исходит  из того, что Рикардо и Бем-Баверк сосредоточили своё внимание на различных  сторонах одного и того же процесса - формирования ценности.

Итак, согласно выработанному неоклассической  теорией подходу цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью  и издержками производства. Цена, которую  покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности товара. Цена, которую назначает  продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Цены формируются  не посредством их « усреднения », а в ходе своеобразного компромисса  между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны  спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между  собой принципа цены. Маршалл писал: « принцип “издержек производства”  и принцип ”конечной полезности”, без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них  можно сравнить с одним из лезвий ножниц »

Значение рыночной цены определяется её основными функциями: информационной и регулирующей, стимулирующей, распределительной, учётной.

Информационная и регулирующая функции извещают о предложении  товаров со стороны продавца. Через  уровень цен выявляется платёжеспособный спрос покупателей, насыщенность рынка товарами, недостаток или избыток ресурсов, что определяет поведение субъектов рыночной экономики. Поддерживается равновесие спроса и предложения.

Стимулирующая функция заключается  в том, что более высокие цены побуждают производителей рационально  использовать производственные возможности, внедрять достижения научно-технического прогресса с целью получения  лучших результатов.[8]

Распределительная функция состоит  в том, что от сложившейся цены на рынке зависят доходы. Каждый субъект рыночных отношений должен возместить издержки на производство товаров и получить доход. Цена дифференцирует товаропроизводителей. Выигрывают те, кто вовремя выявил конъюнктуру, имел возможность продать свои товары по более высоким ценам и получить сверхприбыль. Кроме того, данная функция, перераспределяя доходы, позволяет  решать обществу социальные задачи.

Учётная функция. Отражает в цене общественно  необходимые затраты на производство и обращение товаров.

Уравновешивающая функция цен

Способность конкурентных сил предложения  и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о купле - продажи  согласуются, или синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. В приведённом случае равновесная  цена разгружает рынок, не оставляя обременительных  излишек у продавцов и не создавая ощутимого дефицита продукта для  потенциальных покупателей. Таким  образом, именно комбинация свободных  индивидуальных решений формируют  равновесные цены. По существу, рыночный механизм предложения и спроса «утверждает» следующее: любой покупатель, который  желает и в состоянии заплатить  установленную цену за определённую единицу товара, сможет его купить; те, кто не желает и не в состоянии, этого сделать не смогут. Точно  также любой продавец, который  желает и в состоянии реализовывать  товар, может с успехом это делать; те, кто не желает и не в состоянии, не станут этого делать.

Ценообразующие  факторы. Спрос и предложение. Цена на рынке подвергается изменениям, прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор играет в  рыночной экономике едва ли не ключевую роль. Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, т.к. именно он, в  конечном счете, определяет цену на различные  товары, распределяет сырье и готовую  продукцию. Спрос — это желание  и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте, Объем спроса — это то количество товара, которое покупатель готов  приобрести при данных условиях в  течение определенного промежутка времени. При изменении хотя бы одного из перечисленных факторов изменится  и объем спроса на данный товар. Объем  предложения — это то количество товара, которое продавец желает продать  при данных условиях, объем предложения  меняется при изменении цены.[5]

При соответствии спроса и предложения устанавливается  рыночная равновесная цена, отражающая компромисс между покупателем и  продавцом, т.е. равны объемы предлагаемого  и спрашиваемого товара, а конкурентное равновесие находится на пересечении  кривых спроса и предложения. При  этом равновесие подвержено изменению  под влиянием спроса и предложения. Если рыночная цена в определенный момент превышает равновесную, то она  стимулирует превышение предложения  над спросом и формирует избыток  предложения, если цена оказывается  ниже точки равновесия, то создается  дефицит предложения по сравнению  со спросом.

Количественно измерить чувствительность спроса и  предложения к изменению факторов, их определяющих, позволяет эластичность — это мера реагирования одной  величины на изменение другой величины, показывающая, на сколько процентов  изменится одна переменная в результате изменения переменной на I %.

Особую  важность представляет эластичность спроса от цен, или ценовая эластичность, степени которой определяется с  помощью коэффициента эластичности Ed.

, где  Q объем продаж по старым и  новым ценам (ΔР) соответственно.[10]

Большое влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной  сферы, при этом непосредственно  влияют на цены изменения покупательской способности денежной единицы страны.

Следующим важнейшим фактором является ориентация на виды потребителей по их восприятию цен.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на цену, является государственное регулирование  цен. Причем существуют прямые и косвенные  меры воздействия государства на цены. Прямые осуществляются путем  установления определенного порядка  ценообразования, косвенные направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения  в области финансов, валютных, налоговых) операций, оплаты труда.

Из всех перечисленных выше факторов основное воздействие на движение цен оказывает  динамика цены производства товара.

Рост  производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу  продукции вызывают снижение цены производства и наоборот.

Рыночное  ценообразование позволяет формировать  цены не в сфере производства, не на предприятии, а на рынке под  воздействием товарно-денежных отношений, спроса и предложения. Таким образом  полезность товара проходит проверку рынком, цена окончательно определяется на рынке, так как стоимость товара получает общественное признание через  механизм цен только на рынке. В условиях рыночных отношений механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Рассмотрим два важнейших фактора, под воздействием которых формируется динамика цен, — стратегический и тактический.

Стратегический  фактор проявляется в том, что  цены образуются на основе стоимости  товаров и подвержены изменениям вокруг стоимости. Это фактор долговременного  перспективного действия. Он ставит в  наиболее выгодные условия те предприятия, которые используют передовые технологии, имеют современное оборудование, пользуются прогрессивными методами организации  труда и производства и т.п. В  выигрыше оказываются те предприятия, у которых издержки производства в расчете на единицу продукции  ниже, чем у конкурентов. Тактический  фактор проявляется в том, что  цены на конкретные товары и услуги формируются под влиянием конъюнктуры  рынка и по этой причине они  могут часто меняться (в течение  дней, часов). Тактический фактор ставит в более благоприятные условия  те предприятия, которые умеют с  пользой для себя оперативно воспользоваться  конъюнктурой рынка. Для этого требуются  высокопрофессиональные исполнители, гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры.

Информация о работе Цены в экономике предприятия