Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие и классификацию цены, а также влияние различных факторов на формирование цены.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Дать понятие цены, роль цены в хозяйственной деятельности;
- Определить подходы к проблеме ценообразования;
- Охарактеризовть функции и систему цен.
Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическое содержание цены……………………………………….…..4
1.1 Цены – понятие, функции, ценообразующие факторы…………………4
Виды и система цен. Состав цены по элементам ……………………10
Государственное регулирование цен в Республике Беларусь ………..14
Ценовая политика предприятия…………………………………………..…18
Отпускная цена предприятия и порядок ее формирования на основе затратного метода…………….…………………………………….……18
Обоснование прибыли в ценах, определяемых затратным методом...27
Ценовая политика предприятия на основе сокращения затрат с целью максимизации прибыли ………………………..……………………..…31
Практическое задание…………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………….…………55
Список использованных источников…………………………………………...56
Естественно,
что наибольший выигрыш на рынке
получают те предприятия, которые имеют
возможность умело использовать
и стратегический, и тактический
факторы рыночного
1.2 Виды и система цен. Состав цены по элементам
В зависимости от особенностей производимой продукции, участников процесса производства, обслуживаемой сферы товарного обращения цены на продукцию машиностроения подразделяются на следующие основные виды цен:
Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым продается и покупается продукция промышленных предприятий независимо от форм собственности крупными партиями в порядке оптового оборота.
В составе оптовых цен на продукцию промышленности различают оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности.
Оптовая
цена предприятия (отпускная цена) —
цена изготовителя продукции, по которой
предприятие реализует
Оптовая (отпускная) цена предприятия включает себестоимость, прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.
Оптовая
цена промышленности — цена, по которой
предприятия и организации-
Розничными
называются цены, по которым население,
предприятия и организации
Цены
на услуги имеют определенные особенности,
обусловленные спецификой услуги как
вида деятельности, при котором не
создается продукт в его
Цены, обслуживающие
внешнеторговый оборот, ориентируются
на цены основных мировых товарных
рынков. Мировые цены представляют
денежное выражение мировой
Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Поэтому каждому предприятию машиностроения, стремящемуся к успеху необходимо сначала проанализировать факторы, влияющие на цену.[1]
По способу установления различают регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Они неизбежны в условиях переходного периода и применяются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения).
Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон — продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.
Границы
между регулируемыми и
В зависимости
от принадлежности товара к определенной
отрасли в сфере народного
хозяйства различают оптово-
В отечественной практике хозяйствования широкое распространение получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены размеров транспортных расходов используются различные виды цен "франко". Во внешнеторговой деятельности предприятий с этой целью применяются стандартизированные термины, которые обозначают наиболее часто используемые условия поставки, объединяемые в системе "Инкотермс" в редакции 2000 г. (EXW, FCA, FAS, FOB, CIF, DAF и др.).
Цены могут различаться с учетом их территориального распространения. При этом выделяют единые республиканские и местные цены. Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, квартирная плата и др.).
Местные цены формируются по определенным территориям (областям, районам) под воздействием как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.
1.3 Государственное регулирование цен в Республике Беларусь
Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).
Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования.
Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.
Прямое
вмешательство государства
Решение
о необходимости регулирования
цен принимается на основе анализа
деятельности субъектов ценообразования
с учетом стимулирующей роли соответствующих
методов регулирования в
Можно выделить
следующие формы прямого
Общее замораживание
цен (оно применяется при
Установление фиксированных цен и тарифов.
Субъекты
ценообразования в случае введения
фиксированных цен обязаны
Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства. [14]
Установление
предельного норматива
В этом случае
в цене при ее расчете учитывается
прибыль в размере предельного
норматива рентабельности. Цены на
продукцию, по которой фактическая
рентабельность превышает установленный
уровень, должны пересматриваться предприятиями
в сторону снижения. Дальнейшая реализация
этой продукции должна производиться
по сниженным ценам с
Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок.
Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления.
Для биржевой
торговли и вне биржевого оборота
может быть введен предельный уровень
котировальных цен на товары, поступившие
из государственного сектора и прогрессивное
налогообложение прибыли
Декларирование цен.
По решению
органов исполнительной власти может
вводиться декларирование оптовых
(отпускных) цен на отдельные виды
продукции. При этом все субъекты
предпринимательской
Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
Если
цена превышает рекомендуемый
Косвенное
вмешательство в
Косвенное
регулирование цен
Органы
исполнительной власти могут поощрять
заключение соглашений между производителями
и потребителями продукции при
участии органов
К формам
косвенного регулирования цен также
можно отнести различные
Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства.
Так, для
повышения эффективности
Разработка
специальных правительственных
программ по развитию производства товаров
народного потребления, расширению
услуг, оказываемых населению, увеличению
жилищного строительства за счет
государственных бюджетных
Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.
Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.
2 Ценовая политика предприятия