Цены в экономике предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие и классификацию цены, а также влияние различных факторов на формирование цены.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Дать понятие цены, роль цены в хозяйственной деятельности;
- Определить подходы к проблеме ценообразования;
- Охарактеризовть функции и систему цен.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическое содержание цены……………………………………….…..4
1.1 Цены – понятие, функции, ценообразующие факторы…………………4
Виды и система цен. Состав цены по элементам ……………………10
Государственное регулирование цен в Республике Беларусь ………..14
Ценовая политика предприятия…………………………………………..…18
Отпускная цена предприятия и порядок ее формирования на основе затратного метода…………….…………………………………….……18
Обоснование прибыли в ценах, определяемых затратным методом...27
Ценовая политика предприятия на основе сокращения затрат с целью максимизации прибыли ………………………..……………………..…31
Практическое задание…………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………….…………55
Список использованных источников…………………………………………...56

Файлы: 1 файл

урсач экономика предприятия.docx

— 162.21 Кб (Скачать файл)

Естественно, что наибольший выигрыш на рынке  получают те предприятия, которые имеют  возможность умело использовать и стратегический, и тактический  факторы рыночного ценообразования.

 

 

 

1.2 Виды  и система цен. Состав цены по элементам

 

В зависимости  от особенностей производимой продукции, участников процесса производства, обслуживаемой  сферы товарного обращения цены на продукцию машиностроения подразделяются на следующие основные виды цен:

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • розничные цены;
  • тарифы на услуги, оказываемые домашним хозяйствам, физическим и юридическим лицам;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности —  цены, по которым продается и покупается продукция промышленных предприятий  независимо от форм собственности крупными партиями в порядке оптового оборота.

В составе  оптовых цен на продукцию промышленности различают оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) —  цена изготовителя продукции, по которой  предприятие реализует произведенную  продукцию другим предприятиям или  оптово-сбытовым организациям.[1]

Оптовая (отпускная) цена предприятия включает себестоимость, прибыль, акциз (по подакцизным  товарам), налог на добавленную стоимость.

Оптовая цена промышленности — цена, по которой  предприятия и организации-потребители  оплачивают продукцию оптовым снабженческо-сбытовым структурам. Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку  или скидку и дополнительную часть  налога на добавленную стоимость. Снабженческо-сбытовая наценка призвана возместить затраты  снабженческо-сбытовых (оптовых) организаций  и обеспечить им получение прибыли  и по существу является ценой на услугу по снабжению и сбыту товара.

Розничными  называются цены, по которым население, предприятия и организации приобретают  товары (как правило, в малом количестве) в сфере розничной и оптово-розничной  торговли для конечного или промежуточного потребления. В состав розничной  цены входят оптовая цена промышленности, торговая наценка или скидка, дополнительный налог на добавленную стоимость. Торговая наценка (скидка) включает издержки торговых организаций и их прибыль.

Цены  на услуги имеют определенные особенности, обусловленные спецификой услуги как  вида деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, а изменяется качество уже  существующего продукта. Цены на услуги называют тарифами или расценками. Тарифы на услуги включают себестоимость, прибыль и НДС.

Цены, обслуживающие  внешнеторговый оборот, ориентируются  на цены основных мировых товарных рынков. Мировые цены представляют денежное выражение мировой интернациональной  стоимости товара. Они находятся  под значительным влиянием государства.

Рыночная  цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Поэтому каждому предприятию  машиностроения, стремящемуся к успеху необходимо сначала проанализировать факторы, влияющие на цену.[1]

По способу  установления различают регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов  управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Они  неизбежны в условиях переходного  периода и применяются на важнейшую  структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию  предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд  видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения).

Свободные (договорные) цены устанавливаются  по соглашению сторон — продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.

Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно  меняются в зависимости от складывающейся экономической ситуации. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды  является постоянное увеличение доли свободных цен по сравнению с  регулируемыми.

В зависимости  от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере народного  хозяйства различают оптово-отпускные  цены на промышленную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные цены в строительстве, тарифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные  и др.) и непроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические  и др.) услуги. Эти виды цен тесно  взаимодействуют между собой. [9] Так, уровень оптово-отпускных цен на промышленные товары, вырабатываемые из сельскохозяйственного сырья, во многом определяется уровнем закупочных цен на это сырье, транспортных и других тарифов на производственные услуги, используемые в процессе их производства. На них также влияет амортизация оборудования и производственных зданий и сооружений, которые в свою очередь зависят от отпускных цен на это оборудование и сметных цен на здания и сооружения и т.д.

В отечественной  практике хозяйствования широкое распространение  получили виды цен с учетом условий  поставки. Традиционно в зависимости  от доли включаемых в цены размеров транспортных расходов используются различные  виды цен "франко". Во внешнеторговой деятельности предприятий с этой целью применяются стандартизированные термины, которые обозначают наиболее часто используемые условия поставки, объединяемые в системе "Инкотермс" в редакции 2000 г. (EXW, FCA, FAS, FOB, CIF, DAF и др.).

Цены  могут различаться с учетом их территориального распространения. При  этом выделяют единые республиканские  и местные цены. Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливаются  и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодорожным  транспортом, квартирная плата и  др.).

Местные цены формируются по определенным территориям (областям, районам) под воздействием как рыночных факторов, так и под  влиянием регулирования со стороны  местных органов власти.

 

 

 

1.3 Государственное регулирование цен в Республике Беларусь

 

Государственное регулирование цен в любой  экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.). 

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого  регулирования.

Прямое, или административное, вмешательство  государства в действующие цены означает участие государства в  формировании уровней, структуры и  движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

Прямое  вмешательство государства целесообразно  тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного  роста.

Решение о необходимости регулирования  цен принимается на основе анализа  деятельности субъектов ценообразования  с учетом стимулирующей роли соответствующих  методов регулирования в повышении  качества производимой продукции и  удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства  государства в процесс ценообразования:

Общее замораживание  цен (оно применяется при чрезвычайно  сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные  группы товаров (отдельные товары).

Установление  фиксированных цен и тарифов.

Субъекты  ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать  свою продукцию по ценам, не превышающим  фиксированной цены. Фиксированные  цены стали одним из основных видов  цен, применяемых при заключении государственных контрактов. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие  возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

Установление  пределов возможного роста цены за определенный период времени или  предельного уровня цены то есть максимального  или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может  подниматься. Такое регулирующее мероприятие  очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен  в конечном счете ведет к сокращению производства. [14]

Установление  предельного норматива рентабельности.

В этом случае в цене при ее расчете учитывается  прибыль в размере предельного  норматива рентабельности. Цены на продукцию, по которой фактическая  рентабельность превышает установленный  уровень, должны пересматриваться предприятиями  в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться  по сниженным ценам с рентабельностью  не выше предельного уровня. Метод  имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек.

Установление  предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок.

Органам исполнительной власти на местах разрешено  устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок наценок на соответствующей  территории, определять порядок их установления.

Для биржевой торговли и вне биржевого оборота  может быть введен предельный уровень  котировальных цен на товары, поступившие  из государственного сектора и прогрессивное  налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

Декларирование  цен.

По решению  органов исполнительной власти может  вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую  продукцию, обязаны представлять в  органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для  заявительной регистрации. С момента  регистрации цены субъекты ценообразования  обязаны заключать с потребителями  договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в  декларации.

Установление  рекомендательных цен по важнейшим  видам продукции.

Если  цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное  налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам превышающим  рекомендованные.

Косвенное вмешательство в ценообразование  обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения  на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим  или физическим лицом договора о  введении фиксированных цен на реализуемую  ими продукцию или услуги.

Органы  исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями  и потребителями продукции при  участии органов государственного управления, а также принятия производителями  продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста  цен.

К формам косвенного регулирования цен также  можно отнести различные мероприятия  и программы, разрабатываемые государственными органами:

Создание  условий для развития здоровой конкуренции  и предпринимательства.

Так, для  повышения эффективности производства предприятий естественных монополий  правительством РБ намечено постоянно  проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги  по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

Разработка  специальных правительственных  программ по развитию производства товаров  народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.

Государственное финансирование НИР на разработку и  создание новых видов продукции.

Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам  продукции, по которой в стране дефицит  или которая предназначена для  социально незащищенных групп населения.

 

 

 

2 Ценовая  политика предприятия

 

Информация о работе Цены в экономике предприятия