Цены в экономике предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие и классификацию цены, а также влияние различных факторов на формирование цены.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Дать понятие цены, роль цены в хозяйственной деятельности;
- Определить подходы к проблеме ценообразования;
- Охарактеризовть функции и систему цен.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическое содержание цены……………………………………….…..4
1.1 Цены – понятие, функции, ценообразующие факторы…………………4
Виды и система цен. Состав цены по элементам ……………………10
Государственное регулирование цен в Республике Беларусь ………..14
Ценовая политика предприятия…………………………………………..…18
Отпускная цена предприятия и порядок ее формирования на основе затратного метода…………….…………………………………….……18
Обоснование прибыли в ценах, определяемых затратным методом...27
Ценовая политика предприятия на основе сокращения затрат с целью максимизации прибыли ………………………..……………………..…31
Практическое задание…………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………….…………55
Список использованных источников…………………………………………...56

Файлы: 1 файл

урсач экономика предприятия.docx

— 162.21 Кб (Скачать файл)

Агрегатный  метод применяется по товарам, состоящим  из сочетаний отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной  из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, оборудование определенного  типа, семейства автомобилей, тракторов). Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных  конструктивных элементов или изделий, которые уже ранее были определены с добавлением затрат на их сборку или компоновку.

Метод структурной  аналогии эффективен в производствах  и сферах с широкой номенклатурой  выпускаемых однотипных изделий, услуг  или работ (ремонтные услуги, детали различных типоразмеров). Для того чтобы установить цену на новый вариант изделия, определяют структурную формулу цены по ее аналогу. С этой целью используют фактические (или статистические) данные о доле основных видов затрат в цене или себестоимости аналогичного товара. Если имеется возможность точно определить по новому товару один из основных элементов затрат (материальные затраты по рабочим чертежам и нормам расхода, оплата труда), то используя структуру аналогичного товара, не сложно рассчитать ориентировочную цену. При этом можно использовать следующую формулу:

Ц (или  С) = 30 / Дз.о,

где Ц, или  С — цена, или себестоимость  нового изделия, р.;

30 — абсолютное  значение основного вида затрат  при производстве нового изделия,  р.;

Дз.о  — доля основного вида затрат в  цене (или себестоимости) нового изделия, коэффициент.

 

 

 

2.2 Обоснование прибыли в ценах, определяемых затратным методом

 

Важным  элементом цены является прибыль, которая  представляет собой форму чистого  дохода, категорию расширенного воспроизводства. Она необходима для развития производства и материального стимулирования на предприятии, а также является важным источником формирования доходной части бюджета.

Обоснование прибыли в цене — важный этап технологии обоснования цены на предприятии, поскольку именно прибыль большей  частью выступает критерием формирования оптимального плана производства, оценки эффективности принятия различных  управленческих решений. В плановой экономике предприятиям доводились сверху нормативы рентабельности для  ценообразования.

Сегодня прибыль во многом зависит от деятельности самого предприятия, эффективности  его работы, конкурентоспособности  выпускаемой продукции, рыночной конъюнктуры. Предприятия оказались в совершенно новых условиях, когда потребовалось  самостоятельно экономически обосновывать цены, в том числе и с точки  зрения прибыли.

В переходный период в ряде отраслей и сфер народного  хозяйства затратный подход, как  уже отмечалось, остается преобладающим  в силу ряда объективных причин. Для определения суммы прибыли  в цене самому предприятию необходимо обосновать для себя целесообразную (целевую) норму рентабельности (прибыльности), которая показывает, какую прибыль  должно иметь предприятие на один рубль затрат, чтобы нормально  функционировать и обеспечивать себе условия для расширенного воспроизводства. Расчет ее базируется на принципе "достаточности".

На практике с учетом конкретных условий функционирования предприятий использовались различные  показатели рентабельности как отношение  прибыли к себестоимости продукции, заработной плате, производственным фондам, цене продукции.

В последние  годы наибольшее распространение получили показатели рентабельности, исчисляемые  по отношению к себестоимости  продукции и заработной плате. В  торговой сфере, где цены определяются в первую очередь рыночными факторами, рентабельность рассчитывается по отношению  к цене продажи товара. Норма рентабельности по отношению к заработной плате  предпочтительна для предприятий, где одновременно производится продукция  с разной структурой затрат, оказываются  трудоемкие услуги (например, услуги по переработке давальческого сырья), что не обеспечивает получения равно выгодной прибыли с точки зрения затрат живого труда.

Технологию  обоснования целевой нормы рентабельности по отношению к себестоимости и заработной плате можно выразить следующими формулами:

НРС = П / Сп × 100, или НР3 = П / Фосн.з

где НРС (НР3) — норма рентабельности по отношению  к себестоимости (заработной плате), %;

П — плановая прибыль от реализации продукции  предприятия за определенный период, р.;

Сп —  плановая себестоимость реализуемой  продукции предприятия за определенный период;

Фосн.з  — плановый фонд основной заработной платы производственных рабочих. В  современных условиях целесообразно  в качестве расчетного периода использовать предстоящий квартал.

При этом плановая прибыль от реализации продукции  будет определяться потребностью предприятия  в прибыли, действующим порядком ее распределения и складываться из ряда составляющих:

налога  на недвижимость, рассчитываемого исходя из установленных ставок и стоимости  производственных фондов, подлежащих налогообложению;

налога  на прибыль, сумму которого можно  определить следующим образом:

Нп = Прасп / (100 - Сн.п) × Сн.п

где Нп —  сумма налога на прибыль, р.;

Прасп —  прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (без учета льготируемой), р;

Сн.п  — ставка налога на прибыль, %;

В свою очередь, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, должна включать средства на:

  • уплату процентов за ссуды, полученные на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов;
  • создание фонда накопления (затраты на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, создание и освоение новых технологических процессов и видов продукции, финансирование строительства новых объектов, расширение, техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства и далее в соответствии с законодательством);
  • создание фонда потребления (премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, а также выплаты по системам премирования работников за производственные результаты сверх размеров, установленных законодательством, вознаграждения по итогам работы за год, материальная помощь, оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков, надбавки к пенсиям и т.д.);
  • образование резервов;
  • финансирование прироста собственных оборотных средств;
  • местные налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли (транспортный сбор на обновление и восстановление городского и пригородного пассажирского транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города и другие, общая сумма которых ограничена в настоящее время 5 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия); [7]
  • дивиденды

 

2.3 Ценовая политика предприятия на основе сокращения затрат с целью максимизации прибыли

 

Приступая к ценообразованию, предприятия  должны определить, каких целей они  хотят достичь посредством продажи  данного продукта. В большинстве  случаев оказывается, что этих целей  несколько, причем по своему характеру  они разнонаправлены, а их выполнение возможно в краткосрочной, среднесрочной  или долгосрочной перспективе. Только в исключит случаях доминирует какая-то одна цель предпринимат деятельности. На рынке цели могут быть:

- обеспечение  выживаемости предприятия. Эта  цель становится основной в  тех случаях, когда на рынке  присутствует много производителей  и царит острая конкуренция.  Чтобы продолжить производство  предприятия вынуждены устанавливать  низкие цены в надежде на  благожелательную ответную реакцию  потребителей.

- максимизация  текущей прибыли. Предприниматели  производят оценку спроса и  издержек применительно к разным  уровням цен и выбирают такую  цену, которая обеспечит максимальное  поступление текущей прибыли  и наличности и максимальное  возмещение затрат.[5]

Цель, основанная на максимизации прибыли, имеет несколько  вариантов:

1.Стремление  предприятия к достижению стабильного  высокого уровня прибыли на  ряд лет.

2.Установление  стабильного дохода на основе  средней нормы прибыли.

3. Увеличение  цен в связи с ростом капиталовложений.

Прибыль бывает абсолютной и относительной. Абсолютная прибыль – это доход  предприятия за вычетом расходов. Относительная прибыль рассчитывается на одно изделие. Абсолютную прибыль  можно получить путем умножения  относительной прибыли на количество единиц проданного товара. Следует отметить, что реализация цели по «максимизации текущей прибыли» связана с некоторыми проблемами. Она предполагает, что функции спроса и издержек известны заранее, хотя определить их очень сложно. При этом текущие финансовые показатели для предприятия (фирмы) важнее долговременных;- максимизация оборота. Цену, стимулирующую максимизацию оборота, выбирают обычно тогда, когда продукт производится корпоративно и в связи с этим сложно определить комплексную структуру и функцию издержек. Здесь же достаточно определить лишь функцию спроса — максимальное увеличение сбыта. Предприятия, преследующие эту цель, полагают, что увеличение объема сбыта приведет к снижению издержек единицы продукции и в конечном итоге – к увеличению прибыли. Исходя из чувствительности рынка к уровню цены такие предприятия устанавливают цену как можно ниже,-«снятие сливок» благодаря установлению высоких цен. Предприятие устанавливает на каждое свое производственное нововведение максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки. Когда сбыт по данной цене сокращается, предприятие снижает цену, привлекая к себе следующий слой клиентов, достигая в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота;- лидерство в качестве. Предприятие (фирма, предприниматель), которое способно закрепить за собой такую репутацию, устанавливает высокую цену, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого затратами.

Самостоятельную группу представляют методы определения  исходной цены с учетом спроса на товар  и уровня конкуренции на рынке. Эти  методы характерны для развитых, конкурентных рынков. В их число входит получивший довольно широкое распространение  в республике метод торгов (биржевых, аукционных, тендерных).

В ходе тендерных  торгов покупатель объявляет конкурс  для продавцов на товар с определенными  технико-экономическими характеристиками. Товаром при этом могут выступать  государственные и военные заказы, партии сырья, уникальное оборудование, строительство объектов производственного или непроизводственного назначения.

Цены, устанавливаемые  на торгах, зависят от следующих  фактов:

  • целей и задач, которые ставит предприятие-участник торгов. Они могут быть разными, начиная с максимизации прибыли и заканчивая выживаемостью на рынке. Если, предположим, фирма преследует цель выжить, она будет предлагать максимально низкую цену;
  • внутренних возможностей предприятия с точки зрения наличия достаточных производственных мощностей, рабочей силы, финансовых ресурсов, необходимых для выполнения заказа;
  • возможностей выигрыша торгов при различных уровнях цен. Это требует от предприятия хорошего знания конкурентов, количества участников торгов, информации о предыдущих торгах. Если, например, ожидается большое количество участников торгов, то чтобы их выиграть необходимо большее снижение цены.

В результате торгов контракт получает та фирма  или предприятие, которое предложит  минимальную цену, обеспечит требуемое  качество и короткие сроки исполнения заказа.

На рынках многих товаров, где спрос характеризуется  относительно низкой эластичностью, отсутствует  острая конкуренция, довольно успешно  применяется метод следования за лидером. Суть его сводится к тому, что предприятия, фирмы при назначении своих цен ориентируются в  первую очередь на цены конкурентов. Практически единые цены действуют  на многих сырьевых рынках (бумаги, черных и цветных металлов, удобрений), товаров  широкого потребления. При этом продавец может отклонять свою цену от цены лидера, но в определенных пределах, которые оправданы качественными  достоинствами товара. Допустимо  также, что более высокие цены могут иметь мелкие предприятия. В других случаях крупные предприятия-лидеры могут объявить "войну цен" и, пользуясь своими преимуществами в объемах продаж, опираясь на мощную сбытовую сеть, неизбежно вытеснят предприятие-аутсайдера с рынка.

При использовании  метода ощущаемой ценности товара цена учитывает в первую очередь спрос, т.е. то, сколько покупатель готов  заплатить за предлагаемый товар  с определенными потребительскими свойствами. Высокая цена устанавливается  тогда, когда спрос относительно велик, а низкая — когда спрос  снижается. Затраты при этом имеют  второстепенное значение и рассматриваются  лишь как ограничительный параметр снижения цены.

Информация о работе Цены в экономике предприятия