Цены в экономике предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие и классификацию цены, а также влияние различных факторов на формирование цены.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Дать понятие цены, роль цены в хозяйственной деятельности;
- Определить подходы к проблеме ценообразования;
- Охарактеризовть функции и систему цен.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическое содержание цены……………………………………….…..4
1.1 Цены – понятие, функции, ценообразующие факторы…………………4
Виды и система цен. Состав цены по элементам ……………………10
Государственное регулирование цен в Республике Беларусь ………..14
Ценовая политика предприятия…………………………………………..…18
Отпускная цена предприятия и порядок ее формирования на основе затратного метода…………….…………………………………….……18
Обоснование прибыли в ценах, определяемых затратным методом...27
Ценовая политика предприятия на основе сокращения затрат с целью максимизации прибыли ………………………..……………………..…31
Практическое задание…………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………….…………55
Список использованных источников…………………………………………...56

Файлы: 1 файл

урсач экономика предприятия.docx

— 162.21 Кб (Скачать файл)

2.1 Отпускная цена предприятия и порядок ее формирования на основе затратного метода

 

Цена  любого товара, услуги состоит из ряда обособленных элементов. Конечную розничную  цену, по которой отечественный товар  приобретается населением на республиканском  рынке, можно представить в виде схемы.

Отпускная цена, по которой товар реализуется  предприятием-изготовителем, состоит  из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов (или  дотации).

Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производством и  реализацией продукции. По действующему законодательству она включает также  целый ряд налогов и отчислений в различные фонды (налог на землю, экологический, отчисления на социальные нужды, в инновационный фонд и  др.) В любой экономике предприятия  и предприниматели заинтересованы в том, чтобы в цене были возмещены  их затраты.

Прибыль в ценах необходима для создания средств на потребление и накопление предприятий, а также уплаты налогов  за счет прибыли (на прибыль, недвижимость, местных).

Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают  цену. В качестве косвенных налогов  могут выступать акциз, отчисления пользователями автомобильных дорог, отчисления в целевые бюджетные  фонды (отчисления в фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, отчисления в местные бюджеты  по единому нормативу и др.). В  отдельных случаях для уменьшения цены (например, на социально значимые товары или услуги) государство выплачивает  изготовителю или потребителю дотацию, частично возмещающую часть затрат и обеспечивающую некоторую прибыль предприятию.

Отпускная цена предприятия-оптовика состоит  из отпускной цены изготовителя и  наценки в пользу оптовой организации. Розничная цена — это цена конечного  потребления товара. По розничным  ценам торговые организации продают  товар населению. В отличие от отпускной цены оптовика розничная  цена дополнительно включает розничную  торговую наценку, налог на добавленную  стоимость и по некоторым товарам  налог на продажу по не социально  значимым товарам.

Оптовая и розничная торговые наценки  представляют собой цены услуг оптовой  и розничной торговли. По своему составу они схожи с отпускной  ценой предприятия-изготовителя, т.е. содержат издержки торговых организаций, их прибыль, а также косвенные  налоги, предусмотренные законодательством  государства и уплачиваемые торговой организацией. Сумма торговой наценки  может определяться на основе установленных  или согласованных в процессе переговоров между продавцами и  покупателями размеров торговых надбавок или скидок. При этом торговую надбавку принято выражать в процентах  к отпускной, а торговую скидку —  в процентах к розничной цене. На переходном этапе в рамках системы  государственного регулирования цен, применяемой в Беларуси во избежание  завышения цен, торговые наценки  ограничиваются государственными органами управления.[14]

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается стоимость, которую предприятие  добавляет к стоимости сырья, материалов и приравненных к ним  затрат при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки налога на добавленную стоимость могут  различаться по видам товаров. Если основная ставка НДС составляет 20 % , то на социально значимую продукцию, услуги установлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары, товары для детей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги в силу своей особой социальной значимости вообще освобождаются от уплаты, налога.

Налоги  на продажу пива, винно-водочных и  табачных изделий дано право устанавливать  местным Советам депутатов на своей территории. Такой налог  представляет собой часть розничной  цены товара.

Основу  методологии ценообразования составляют методы обоснования цен, которые  базируются на основных ценообразующих факторах. Одним из наиболее распространенных методов ценообразования, ориентированных  на издержки производства, в отечественной  практике является затратный метод. Суть его заключается в том, что  к рассчитанной себестоимости единицы  продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные  налоги и неналоговые платежи, непосредственно  увеличивающие цену:

Ц = С + П + Н,

где С  — себестоимость единицы товара;

П — прибыль  в расчете на единицу товара;

Н — косвенные  налоги и неналоговые платежи  в цене товара.

Какие бы методы и стратегии не использовались при формировании цен, они всегда включают три основных компонента: издержки, прибыль и налоги. Если издержки обеспечивают предприятиям простое  воспроизводство, то прибыль в цене дает возможность осуществлять расширенное  воспроизводство.

В переходной экономике значительную часть цены составляют косвенные налоги и неналоговые  платежи в государственный бюджет. Это обусловлено как фискальной их ролью — пополнением бюджета, так и важной регулирующей их функцией в переходный период.

Цены  и налоги, представляющие собой экономические  инструменты управления народным хозяйством, тесно взаимосвязаны между собой. Ставки различных налогов в бюджет и отчислений в целевые бюджетные  фонды как прямо, так и косвенно влияют на уровень цены. Прямое воздействие  заключается в том, что налоги и неналоговые платежи непосредственно отражаются в цене, поскольку являются ее составляющими элементами. Вместе с тем, оказывая сдерживающее или стимулирующее воздействие на производство, они способны менять соотношение спроса и предложения, а соответственно косвенно влиять на цену.

В свою очередь  уровень, динамика и соотношения  цен в народном хозяйстве во многом предопределяют налоговую политику государства. Несогласованность ценовой  и налоговой политики, особенно в  переходный период, может приводить  к тяжелым экономическим последствиям: росту числа убыточных предприятий, снижению рентабельности продукции, увеличению остатков нереализованной продукции  на складах предприятий, кризису  платежей.[10]

Налоговая система Республики Беларусь предполагает дифференцированный подход к включению  налогов и неналоговых платежей в цену. Одна часть налогов —  прямые, т.е. которыми облагается имущество  предприятий и их доходы. Эти налоги и неналоговые платежи отражаются в таких элементах цены, как  себестоимость и прибыль. Другая часть относится к косвенным  налогам, которые выделяются как  самостоятельные элементы цены, увеличивают  ее размер. Эти налоги уплачиваются покупателем.

Обоснование цены начинается с определения плановой себестоимости производства и реализации единицы (партии) продукции (работ, услуг) в соответствии с действующими положениями  по составу затрат, включаемых в  себестоимость (Сед).

Следующим этапом расчета будет определение  размера прибыли в цене товара с помощью обоснованной предприятием (или установленной государственными органами) нормы рентабельности. Прибыль  в ценах планируется с учетом необходимости создания на предприятиях фондов потребления и накопления, уплаты налогов на недвижимость, на прибыль, местных.

Расчет  суммы прибыли в цене изделия  в том случае, если применяется  норма рентабельности по отношению  к себестоимости, будет выглядеть  так:

П = HP ×  Сед / 100,

где П  — сумма прибыли в цене, p.;

HP — норма  рентабельности по отношению  к себестоимости, %.[14]

Транспортные  расходы по доставке продукции собственным  транспортом (ТРСОб) выделяют самостоятельным  элементом, если продукция перемещается дальше железнодорожной станции  ее отправления. Это связано с  тем, что по действующему законодательству расходы по доставке продукции до станции отправления включаются в себестоимость. Сумма транспортных затрат рассчитывается исходя из определенных договором условий поставки с  учетом расстояния перевозки, массы  груза, установленных транспортных тарифов.

Акцизы  включаются в цены товаров, имеющих  по специфике своих свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами облагаются такие товары, как спирт гидролизный технический, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция), пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное  топливо, ювелирные изделия, автомобили легковые и микроавтобусы.

Ставки  акцизов могут быть установлены  твердые (специфические), т.е. в евро или рублях за физическую единицу  и адвалорные (процентные). Если действует  твердая ставка в евро, то сумма  акциза определяется путем перевода количества евро по курсу в рубли.

В тех  случаях, когда установлена адвалорная ставка акциза, расчет суммы акциза в цене нужно провести следующим  образом:

А = (Сед + П + ТРсоб) / (100 - О ×С)

где А  — сумма акцизного налога, р.;

Са —  ставка акцизного налога, %.

Целевые сборы в местные целевые бюджетные  фонды предусматривают формирование централизованных ресурсов на развитие определенных регионов по необходимым  на конкретном этапе направлениям.

Отчисления  в республиканский целевой бюджетный  фонд предусматривают формирование централизованных ресурсов по приоритетным направлениям развития экономики страны в целом. Они включаются в цену продукции (работ, услуг) предприятий  всех отраслей и сфер деятельности. Освобождаются от уплаты платежей колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, межхозяйственные сельскохозяйственные предприятия  и организации и некоторые  другие сельхозпредприятия в части  выручки, полученной от реализации произведенной  ими продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и пчеловодства.

В состав отчислений в республиканский фонд входят также отчисления средств  пользователями автомобильных дорог, которые производят предприятия, объединения  всех форм собственности. В их составе  также налог на приобретение автотранспортных средств, плата за проезд по автомобильным  дорогам общего пользования Республики Беларусь тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, плата за проезд по автомобильной дороге Брест —  Минск — граница Российской Федерации:

Оф.с = (Сед + П + ТРсоб + А + Цс.м)/ (100 - Со.ф.с) × С0.ф.с,

где Оф,с  — сумма отчислений в республиканский  целевой бюджетный фонд, р.;

Со ф.с  — ставка отчислений в республиканский  целевой бюджетный фонд, %.[14]

Налог с  продаж автомобильного топлива платят предприятия (изготовители, торговые предприятия), реализующие на территории Республики Беларусь автомобильное топливо (бензин, товарное дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ, используемые в  качестве автомобильного топлива).

Под реализацией  автомобильного топлива понимается передача автомобильного топлива в  собственность путем продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также  его использование лицом, признаваемым плательщиком налога с продаж автомобильного топлива, на собственные нужды.

Таким образом, предприятие-изготовитель топлива  будет включать в отпускную цену сумму налога с продаж, рассчитанную следующим образом:

НПа.т = (Сед + П + ТРсоб + А + Цсм + Оф.с) × Са.т / 100 ,

где НПат — сумма налога с продаж автомобильного топлива, р.;

Сат —  ставка налога с продаж автомобильного топлива, %.

Транспортные  расходы по доставке продукции привлеченным транспортом (ТРпр) включаются в цену, если продукция перемещается дальше железнодорожной станции отправления  и для этого используется привлеченный транспорт. Сумма транспортных затрат рассчитывается прямым счетом исходя из определенных договором условий  поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, действующих транспортных тарифов.

Суммирование  всех рассчитанных составляющих позволит определить отпускную цену предприятия-изготовителя той или иной продукции.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в отпускную  цену предприятия не включается (кроме  случаев, когда на продукцию устанавливаются  фиксированные розничные цены), хотя потребитель оплачивает товар по ценам с учетом этого налога. Цена приобретения товара покупателем с  НДС может быть рассчитана следующим  образом:

Цотп. с  НДС = Цотп [(100 + Сндс) / 100],

где Цотп. с НДС — отпускная цена с  добавлением НДС (для покупателя), р.;

Цотп  — отпускная цена предприятия-изготовителя, р.;

Сндс  — ставка НДС, %.

При этом сумма, которую должно уплатить в  бюджет предприятие-изготовитель можно  найти путем вычитания из НДС, добавляемого к отпускной цене сумм НДС, уплаченных по материальным ресурсам и транспортным расходам.

Затратный метод является достаточно популярным не только в отечественной, но и в  зарубежной практике ценообразования. Это связано с рядом причин. Во-первых, производители всегда лучше  осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе, поэтому затратный метод считается  достаточно простым. Во-вторых по мнению специалистов этот метод является наиболее справедливым как по отношению к  продавцам, так и к покупателям. При достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей  и вместе с тем имеют возможность  получить необходимую прибыль для  нормальной деятельности. Наряду с  достоинствами затратный метод  имеет и недостатки, связанные  с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка. Поэтому в  отечественном ценообразовании  затратный метод применяется  при обосновании цен на принципиально  новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с ранее выпускаемой  и недостаточно известен спрос; продукцию, производимую по разовым заказам, с  индивидуальным характером производства (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы); на товары, услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью  населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости); продукцию предприятий-монополистов; во внутрипроизводственном ценообразовании  и некоторых других случаях.

Информация о работе Цены в экономике предприятия