Доходы торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение формирования и распределения доходов торгового предприятия.
В соответствии с целью курсовой работы должны быть решены следующие задачи:
1.Изучение теоретических основ формирования доходов организации;
2.Проанализировать товарооборот предприятия и факторов, его определяющих;
3.Изучить и дать анализ доходам торгового предприятия;
4.Проанализировать направления распределения дохода предприятия;
5.Разработать мероприятия по увеличению доходов предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДОХОДЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПОКРЫТИЯ ЗАТРАТ И ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1. Сущность, виды, состав и значение доходов торгового предприятия 5
1.2.Особенности формирования и распределения прибыли торгового предприятия в соответствии с действующим законодательством 12
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 22
2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика ООО «СибЗнак» 22
2.2. Анализ оборота розничной торговли предприятия 30
2.3. Анализ доходов торгового предприятия 40
3. ОЦЕНКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И РЕЗЕРВЫ РОСТА 44
3.1. Анализ расходов торгового предприятия 44
3.2. Резервы роста доходов торгового предприятия 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65

Файлы: 1 файл

курсач доходы торг организ 1.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

 Для оценки равномерности  и ритмичности развития оборота  розничной торговли рассчитаем  таблицы 2.4 и 2.5 Определим коэффициент  равномерности развития оборота розничной торговли в отчет¬ном периоде. Для этого используем следующие формулы:

1. Рассчитаем среднее квадратическое  отклонение:

 

 d = , (6)

 где d - среднее квадратическое отклонение.;

 Х - процент выполнения плана  за каждый квартал, %;

- средний процент выполнения  плана за полугодие, %;

n – количество периодов, кварталы;

2. Рассчитаем коэффициент вариации (неравномерности):

 

 Кн = (d/ ) * 100, (7)

 где Кн – коэффициент вариации (неравномерности), %;

 Данный расчет показывает, какая часть среднего изменения розничного оборота в отчетном периоде по сравнению с прошлым подвержена изменчивости, колеблемости.

3. Рассчитаем коэффициент равномерности:

 

 Кр = 100 - Кн где (8)

 где, Кр– коэффициент равномерности, %.

 Таблица 2.5

 Данные для расчета равномерности  развития оборота розничной торговли  ООО «СибЗнак» по кварталам  отчетного периода

 Кварталы Товарооборот,

 тыс. руб. Отклонение

 тысруб Темпизменения

 Х

 

 ХХ

 

2004 г. 2005 г.

 А 1 2 3 4 5 6

1-й квартал  2840 3132 292,0 110,3 -7,6 57,76

2-й квартал  2501 3007 506,0 120,2 2,3 5,29

3-й квартал  2654 3258 604,0 122,8 4,9 24,01

4-й квартал  2648 3132 484,0 118,3 0,4 0,16

 Всего  за год 10643 12529 1886,0 117,7 --- ---

 

 

 

 

 

 

 Таблица  2.6

 Расчет  равномерности развития оборота  розничной торговли ООО «СибЗнак» по кварталам отчетного периода

 Кварталы

 Темп  изменения, %

(Хi-X)

(Хi-Х)2 Ср. квадр.  отклоне

 ние, % Коэфф-т  вариации, % Коэфф-т равномерно-сти, %

 А 1 2 3 4 5 6

1 110,3 -7,6 57,76 3,8 3,2 96,8

2 120,2 2,5 5,29 1,15 1,0 99,0

3 122,8 5,1 24,01 2,45 2,1 97,9

4 118,3 0,6 0,16 0,2 0,17 99,83

 Всего  за год 117,7 --- 87,22 4,67 4,0 96,0

 

 Анализируя  данные таблиц 2.5. и 2.6. видим, что  темп изменения выручки 1 квартала  по отношению к полугодовому  значению снизился на 7,6%, а 3 квартала возрос на 5,1% и составил максимальное значение этого показателя. Рассчитав среднее квадратичное отклонение, позволяющее оценить колебание в развитии изучаемого показателя, определим коэффициент неравномерности (вариации), который достигает максимального значения во втором квартале и минимального в первом. На основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что развитие оборота розничной торговли в отчетном году на данном торговом предприятии осуществлялось равномерно и составило 96,0%. Сложившаяся ситуация свидетельствует о хорошо налаженных хозяйственных связях с поставщиками.

 На следующем  этапе проведем анализ оборота  розничной торговли торгового  предприятия в разрезе товарных  групп (табл. 2.7) и рассмотрим, какое  влияние на товарооборот оказали товарные группы в совокупности и каждая в отдельности.

 

 

 

 

 Таблица  2.7

 Анализ  оборота розничной торговли ООО  «СибЗнак» в разрезе товарных  групп.

 Товарныегруппы  прошлый год отчетный год Отклонение  от прошлого года (+;-) Темп роста, %

 сумма,

 тыс. руб уд. вес, % сумма в  действующих ценах, тыс. руб.  индекс цен сумма в сопоставимых  ценах, тыс. руб. уд. вес, % сумма  в действующих ценах, тыс.руб.  сумма в сопоставимых ценах,  тыс. руб. уд. весу,% В дей-щих  ценах, тыс. руб. в сопоставимых  ценах, тыс. руб.

 А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 Консервированная продукция  1670,0 15,7 1983,0 1,1 1802,7 15,8 313,0 132,7 0,1 118,7 98,2

 Гастрономические товары 1230,0 11,6 1710,0 1,1 1554,5 13,6 480,0 324,5 2,0 139,0 110,0

 Кондитерский 1290,0 12,1 1680,0 1,1 1527,3 13,4 390,0 152,7 1,3 130,2 110,0

 В/водочный 2100,0 19,07 2280,0 1,1 2072,7 18,2 180,0 237,3 -1,5 108,6 110,0

 Косметические средства 1671,0 15,7 1874,0 1,1 1703,6 15,0 203,0 32,6 -0,7 112,1 110,0

 Молочный 1532,0 14,4 1682,0 1,1 1529,1 13,4 150,0 -2,9 -1,0 109,8 110,0

 Отдел диабе

 тической продукции 1150,0 10,8 1320,0 1,1 1200,0 10,5 170,0 50,0 -0,3 114,8 110,0

 ИТОГО 10643,0 100,0 12529,0 1,1 11390 100,0 1886,0 747,0 --- 117,7 110,0

 

 Анализ динамики структуры  оборота розничной торговли в  разрезе товарных групп показал, что и в прошлом, и в отчетном году наибольший удельный вес приходился на отдел алкогольной продукции, доля которого в товарообороте 2004г. составила 19,7% или 2100,0 тыс.руб. в абсолютном выражении, а в 2005г. – 18,2% или 2072,7 тыс.руб. Наименьшую долю в структуре оборота занимал в 2004г отдел диабетической продукции, который составляет 10,8% от объема реализации или 1150,0 тыс.руб. в абсолютном выражении. В отчетном 2005 года этот отдел так же занимает наименьшую долю 10,5% или 1200,0 тыс. руб.

 Гастрономические товары, консервированная  продукция, кондитерский отдел  тоже занимают значительный удельный  вес в общем объеме оборота  розничной торговли, как в действующих,  так и в сопоставимых ценах.

 Отклонение от удельного  веса максимального отрицательное значение принимает по вино водочной продукции (-1,5) и молочной и консервированной продукция (-1,0) отделам, а наибольшее положительное отклонение по отделу гастрономические товары (2,0). Темп роста оборота розничной торговли в действующих ценах максимальное значение принимает по отделу гастрономические товары, как в действующих, так и в сопоставимых ценах.

 Оборот розничной торговли  подвержен влиянию факторов, таких  как цены, трудовые ресурсы, товарное  обеспечение, а так же внешних  факторов, таких как инфляционные процессы. Определим влияние изменения цен и физического объёма продаж на динамику объема оборота розничной торговли в действующих ценах.

 Трудовые ресурсы предприятия  являются главным ресурсом предприятия,  от качества и эффективности  использования которого зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность.

 Трудовые ресурсы приводят  в движение материально-вещественные  элементы производства, создают  продукт, стоимость и прибавочный  продукт в форме прибыли. Отличие  трудовых ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменений условий труда и модификации неприемлемых, с его точки зрения, работ, переобучения другим профессиям и специальностям, может, наконец, уволиться по собственному желанию.

 Проведем расчет влияния  трудовых ресурсов на динамику  физического объема оборота розничной  торговли отчетного года (табл. 2.8).

 При расчете влияния трудовых  ресурсов на развитие оборота розничной торговли методом цепных подстановок наблюдается положительная тенденция.

 Изменение в отчетном году  общей численности работников  ООО «СибЗнак» на 2 человека, привело  к увеличению выручки на 925,4 тыс.  руб., в т.ч. прирост численности торгово-оперативного персонала на 2 единицы - к увеличению оборота розничной торговли на 1419,0 тыс. руб.

 

 Таблица 2.8

 Анализ влияния изменения  трудовых ресурсов на динамику  физического объема оборота розничной  торговли ООО «СибЗнак» за 2004 -2005 гг.

 Наименованиетрудовыхфакторов  год 2005 год Повлияли на динамику  физического объёма оборота розничной  торговли

 в действущих ценах в сопоставимых  ценах расчет сумма

 А 1 2 3 4 5

 Оборот розничной торговли, тыс.руб 10643 12529 11390 ОРТ03 в с.ц -ОРТ02

747,0

 Численность, чел. 23 25 --- (Ч03-Ч02)*ПТ02 925,4

 В т. ч. торгово-оперативных  работников, чел. 15 17 --- (Чтоп 03-Чтоп 02)*ПТтоп  02

1419,0

 Производительность труда, тыс.руб./ чел. 462,7 501,2 455,6 (ПТ03 с.ц.-ПТ02)*Ч03

-177,5

 В т. ч. торгово-оперативных работников, тыс.руб./чел. 709,5 737,0 670,0 (ПТтоп03 с.ц.-ПТтоп02)* Чтоп03 -671,5

 В основном увеличение оборота  розничной торговли произошло  за счет увеличения численности  работников предприятия .

 Такую ситуацию можно оценить  как положительную, так как предприятие проводило грамотную кадровую политику как в прошлом так и отчетном периоде, что в результате привело к росту основных показателей.

 Величина влияния равна 925,4 тыс. руб., в том числе влияние  численности торгово-оперативного  персонала 1419,0 тыс.руб. Совокупное влияние численности и производительности труда равно (925,4+(-177,5))=747,9 тыс. руб., влияние численности торгово-оперативного персонала и его производительности (1419,0+(-671,5))=747,5 тыс. руб.

 Рассмотрим динамику товарооборачиваемости. (табл. 2.9)

 

 

 

 Таблица2.9

 Анализ динамики товарооборачиваемости  ООО «СибЗнак» за отчетный  и прошлый год

 Показатели Ед.

 изм. 2004

 год 2005

 год Отклонение,

(+ ; -) Темп

 изменения, %

 А 1 2 3 4 5

 Оборот розничной торговли  тыс.руб. 10643 12529 1886 117,7

 Однодневный

 товарооборот тыс.руб. 29,2 34,3 5,1 117,7

 Фактические товарные запасы  на

01. 01 тыс.руб.

 

994

 

774

 

-220

 

77,9

01. 07 тыс.руб. 651 330 -521,0 50,7

31. 12 тыс.руб. 774 633 -141 81,8

 Средние товарные запасы  тыс.руб. 806,3 579,0 -227,3 71,8

 Время товарного обращения  дни 27,6 16,9 -10,7 ---

 Скорость товарного обращения  обороты 13,2 21,6 8,4 163,6

 Отклонение (+ ; -)

- в днях дни --- --- -10,7 ---

 

 Как показывают расчеты таблицы  однодневный товарооборот исследуемого  торгового предприятия вырос в отчетном году по отношению к прошлому на 5,1 тыс. руб. в денежном выражении и 17,7% в процентном.

 Далее рассчитаем средние  товарные запасы по формуле  средней хронологической моментного  ряда и занесем данные в  таблицу 2.9. Они рассчитывается по формуле:

 ТЗср=(ТЗ1+ТЗ2 +ТЗ3) /n-1, (9)

 

 где ТЗ1,ТЗ2,ТЗ3 и т. д. - величины  товарных запасов на начало  периодов, тыс. руб.;

n – количество периодов, кварталы;

 ТЗср-средние товарные запасы, тыс. руб.

 ТЗср пр.года = (994+651+774)/3-1 = 806,3 (тыс.руб.)

 ТЗср отч.года = (774+330+633)/3-1 = 579,0 (тыс.руб.)

 Показатель уровня средних  товарных запасов по отношению  к товарообороту приобретает  отрицательную динамику в отчетном  году по отношению к прошлому  году и говорит о возможных  резервах увеличения уровня и суммы исследуемого показателя при его планировании.

 

 На следующем этапе рассчитаем  показатели товарооборачиваемости,  которые показывают время, в  течение которого реализуются  товарные запасы. Один из них  - время обращения товаров, который  снижается на 10.7дня, что говорит о повышении эффективности использования оборотных средств, вложенных в них. Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов и называется скоростью товарного обращения. Она увеличивается в отчетном году на 8.4 оборота. Её ускорение позволяет сократить величину оборотных активов, находящихся в товарных запасах, что ведет к снижению издержек обращения, повышению рентабельности и укреплению финансового состояния.

 Товарные запася являются  также одним из важных факторов  увеличения выручки торгового предприятия. Они являются материяльной основой для развития оборота розничной торговли, по их величине можно судить о возможном объеме продаж товаров торговым предприятием.

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ доходов торгового  предприятия

 

 

 

 Рассмотрим и проанализируем состав и структуру доходов, получаемых предприятием в отчетном году, и занесем данные в таблицу 2.10.

 На анализируемом предприятии  единственным источником доходов  является валовая прибыль, то  есть сумма реализованных торговых  надбавок и наценок, как в прошлом, так и в отчетном году. Валовая прибыль в отчетном году составила 1973,0 тыс. руб., что по отношению к прошлому году больше на 78,1%.

 Таблица 2.10

 Анализ состава и структуры  доходов ООО «СибЗнак»

 Показатели 2004

 год 2005

 год Отклонение,

(+ ; -) по Темпизменения

 сумма,

 тыс.

 руб. уд.

 вес,

% сумма,

 тыс.

 руб. уд. вес,

% сумме,

 тыс.

 руб. уд. весу,

%

 А 1 2 3 4 5 6 7

 Доходы всего,

 в т. ч.: 1119,0 100,0 1973,3 100,0 854,3 0,0 176,6

- валовая прибыль 1108,0 98,9 1973,0 99,9 865,0 1,0 178,1

-операционные доходы 12,0 1,1 0,3 0,1 -11,7 -1,0 2,5

 

 Размер валовой прибыли является  главным источником финансирования  торговой деятельности, от него  зависит размер прибыли и рентабельности  организации. Проведем анализ  данного показателя за два анализируемых периода (табл. 2.11).

 Таблица 2.11

 Анализ валовой прибыли ООО  «СибЗнак» за прошлый и отчетный  годы

 Показатели Ед.

 изм. 2004

 год 2005

 год Отклонение,

(+ ; -) Темп

 изменения, %

 А 1 2 3 4 5

 Оборот розничной торговли  тыс.руб. 10643,0 12529,0 1886,0 117,7

 Уровень торговой надбавки % 11,6 18,7 7,1 -

 Валовая прибыль:

 • сумма тыс.руб. 1108,0 1973,0 865,0 178,1

 • уровень % 10,41 15,75 5,34 -

 

 Предприятие повысило уровень  торговой надбавки в отчётном  году на 7,1%. В прошлом году товарооборот был ниже на 1886,0 тыс. руб. в действующих ценах, а уровень валовой прибыли составлял 10,41%. Тогда как в отчётном году уровень валовой прибыли по отношению к товарообороту стал больше на 5,34%.

 Анализ реализованных торговых  наценок проводят по их сумме и уровню в процентах к общему товарообороту. Общая сумма валовой прибыли зависит от изменения объёма оборота розничной торговли и уровня реализованных торговых надбавок.

 Проведём факторный анализ  влияния на размер валовой  прибыли следующих факторов:

 • изменения объёма оборота  розничной торговли;

 • изменения среднего уровня  реализованных торговых надбавок;

-в том числе влияние изменения  структуры оборота розничной  торговли.

 Для изучения влияния факторов  на динамику суммы и уровня  реализованных торговых надбавок и наценок составим таблицу 2.13. Расчёты проводят по следующим формулам.

1. Влияние объёма оборота розничной  торговли на изменение валовой  прибыли:

 

 ВП (т/о) = (ОРТ отч - ОРТ пр) * Увппр / 100. (10)

 

2. Влияние уровня валовой прибыли на изменение суммы валовой прибыли:

 

 ВП (у вп) = (Увп отч - Увп  пр) * ОРТ отч / 100, (11)

Информация о работе Доходы торгового предприятия