Формирование и использование прибыли в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование процесса формирования и распределения прибыли на предприятии.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность прибыли и ее значение для предприятия.
2.Исследовать виды прибыли и порядок ее формирования и использования.
3. Провести экономический анализ прибыли на ООО «Арбат – маркет».
4. Проанализировать формирование прибыли на ООО «Арбат маркет»
5. Определить резервы роста прибыли на ООО «Арбат маркет»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНДИКАТОРА ФИНАНСОВОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1Сущность и значение прибыли – как экономической категории
1.2Основные виды прибыли
1.3Формирование и использование прибыли 14
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «АРБАТ МАРКЕТ» 24
2.1 Организационно- экономическая характеристика ООО «Арбат маркет» 24 2.2 Анализ формирования и распределения прибыли на ООО «Арбат маркет» 30
2.3 Резервы увеличения прибыли 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

курсовая прибыль организации.doc

— 482.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль от производственной деятельности является результатом производственно-сбытовой, т. е. какой-то основной для данной организации операционной деятельности по ее уставу. Из зарубежной экономической литературы в нашу терминологию анализа хозяйственной деятельности предприятия вошло понятие «операционная прибыль», под которой понимается, по существу, прибыль от производственной деятельности. Это понятие надо отличать от сальдо операционных доходов и расходов по отчету о прибылях и убытках.

      Результат инвестиционной деятельности частично отражается в прибыли от прочей деятельности в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично в операционной прибыли от реализации имущества по окончании использования инвестиционного проекта. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на производственной прибыли, когда инвестиции осуществляются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации основного или вспомогательного производства.

        Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на более выгодных, чем среднерыночные, условиях5. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль путем использования финансовых проектов вложения собственного капитала в иные организации.

      По составу элементов, формирующих прибыль, в экономическом анализе различают маржинальную (валовую), прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль.

      Маржинальная прибыль (валовая маржа) – это положительная разница между суммой выручки-нетто и переменными затратами. Понятию «выручка» соответствует понятие «валовая прибыль», применяемое в отчете о прибылях и убытках (стр. 029, ф. 2).

     Прибыль от продаж представляет собой сумму дохода предприятия за вычетом всех операционных расходов как постоянных, так и переменных. (стр. 050, ф. 2).

       Прибыль до налогообложения равняется сумме прибыли от продаж, прибыли от прочих операций.

       Чистая прибыль – это совокупная (общая бухгалтерская прибыль предприятия) прибыль, уменьшенная на сумму налога на прибыль и аналогичных платежей из нее6.

       По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом прибыль. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики компании, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечной результативности. Состав доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, регулируется положениями ст. 251 гл. 25 НК РФ.

       По характеру инфляционной очистки прибыли различают номинальную и реальную прибыль. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной суммы прибыли за анализируемый период, скорректированной на индекс инфляции в соответствующем порядке7.

       По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода, прибыль отчетного периода и планируемую прибыль.

      По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, выделяют капитализированную и потребляемую части. Капитализированная прибыль представляет собой ту ее часть, которая направлена на финансирование прироста активов, а потребляемая прибыль – ту ее часть, которая израсходована на выплату собственникам, персоналу или социальные программы предприятия.

      В представлена система формирования прибыли предприятия по правилам бухгалтерского учета: от валовой до чистой прибыли:

       Валовая прибыль = стр. 010 – стр. 020

  

    Прибыль от продаж (стр. 050) = Валовая прибыль - стр. 030 - стр. 040

    Прибыль до налогообложения (стр. 140) = Прибыль от продаж + Прибыль от прочих операций

     Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения – налоги и другие обязательные платежи.

Приведенный перечень классификационных  признаков не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной  терминологии и практике работы предприятий, однако с его помощью можно  классифицировать прибыль в целях  проведения анализа финансовых результатов.

        Распределение прибыли должно сочетать два разных подхода: с точки зрения государства и коммерческих организаций. Законодательные акты Российской Федерации направлены на регламентацию одних сторон хозяйственной деятельности организаций, а результат их исполнения зачастую имеет совершенно другой характер. В полной мере это выражается в противоречиях между нормативным регулированием бухгалтерского учета финансовых результатов и законодательством по налогообложению прибыли.

      Распределение прибыли возможно при ее наличии в составе собственного капитала организации. Поэтому основным методологическим принципом учета нераспределенной прибыли должен стать принцип ограничения в распределении прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Формирование  и использование прибыли

 

       Прибыль формируется под воздействием самых различных факторов, которые имеют разно- направленное влияние, увеличивая или уменьшая ее объем.

      К первой группе факторов относят8:

      - объем производства - чем шире масштабы деятельности предприятия, чем больше продукции оно производит и реализует, тем больше прибыли оно генерирует при прочих равных условиях;

       - уровень цен на готовую продукцию - при стабильном объеме производства повысить прибыль можно за счет повышения цен, если расширение масштабов производства невозможно по каким-либо причинам;

конкурентоспособность продукции - чем  больше у продукции конкурентных преимуществ, тем больше клиентов можно привлечь и тем больше возможностей у предприятия для различных ценовых и маркетинговых маневров, позволяющих влиять на прибыль;

      - качество продукции - не только конкурентное преимущество предприятия, позволяющее привлекать новых клиентов, но и фактор, обеспечивающий лояльность уже привлеченных клиентов, ставших постоянными; чем больше клиентов у предприятия, тем шире рынок сбыта, тем больше выручка от реализации, выше прибыль;

       - состав и уровень внутренних затрат - в зависимости от типа производства, вида экономической деятельности, ассортимента продукции и т. д. каждое предприятие имеет свою неповторимую структуру себестоимости, часть которой состоит из релевантных, управляемых затрат, а другая часть — из затрат, повлиять на которые ни по составу, ни по объему не представляется возможным; и та, и другая части принимают активное участие в формировании прибыли предприятия;

     - наличие фондов и эффективность их использования -часть чистой прибыли может направляться на формирование фондов, создаваемых для покрытия безнадежных долгов, для премирования сотрудников, для резервирования сумм отпускных, для коррекции обесценения вложений в ценные бумаги. Такое использование части чистой прибыли вполне нормально для предприятий, а в ряде случаев является обязательным требованием законодательства. Проблема заключается в том, что неиспользованная к концу года часть фондов, образованных из чистой прибыли, превращается во внереализационный доход предприятия согласно требованиям действующего налогового законодательства. А это значит, что предприятие в таком случае переплатит налог на прибыль, подпав, таким образом, под двойное налогообложение прибыли;

      - уровень производительности труда-чем выше значение этого фактора, тем больше продукции производит предприятие в единицу времени, т.е. по сравнению с конкурентами у него больше шансов удовлетворить потребности большего количества клиентов и занять большую по сравнению с другими рыночную нишу;

       -качество менеджмента - пожалуй, самый важный фактор, поскольку от качества управления производственным предприятием, от квалификации топ-менеджеров, от их понимания текущих задач и стратегии развития предприятия зависит не только разовое получение прибыли, но и рентабельность компании на различных этапах ее развития;

     - учетная политика предприятия - документ, который определяет и формализует учетные процедуры, в одних случаях сближая их, а в других приводя к различным механизмам формирования прибыли бухгалтерской и прибыли для целей налогообложения.

       Ко второй группе факторов, влияющих на формирование прибыли, но не зависящих от предприятия, традиционно относят следующие9:

     - природные, географические, транспортные и технологические условия работы производственного предприятия являются изначально заданными, рамочными, их изменение всегда сопряжено с переориентацией производства, сменой масштабов деятельности и, как следствие, выливается в серьезный уровень дополнительных инвестиций в производство;

      - уровень цен на потребляемые материальные ресурсы и услуги естественных монополий - если первые в очень малой степени можно отрегулировать индивидуальными договоренностями с поставщиками, разовым попаданием в рекламные акции и незначительными скидками к цене, то вторые абсолютно нерегулируемы;

       - ставки арендной платы - очень важный современный фактор формирования прибыли. Особенно ощутим в крупных городах, где уровень арендной платы в сфере коммерческой недвижимости является очень высоким. В некоторых видах деятельности, в том числе и производственной, на долю арендной платы приходится до 80% себестоимости. Учитывая, позицию диктатора цены на данный ресурс, а у арендатора нет ни одной серьезной возможности повлиять на данную ситуацию, имеем на выходе нерелевантную арендную плату и как часть себестоимости, и как фактор, отрицательно влияющий на прибыль предприятия;

       - нормы амортизации являются зарегламентированной с точки зрения законодательства частью себестоимости и не могут быть произвольными в зависимости от пожеланий руководства предприятия. Некоторая регуляция возможна в случаях применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, но это далеко не самая распространенная ситуация, доступная абсолютно каждому предприятию;

     - процентные ставки по кредитам в настоящее время являются очень высокими, в связи с чем привлечение заемных средств выливается предприятию в дополнительные прочие расходы, которые, с одной стороны, уменьшают налогооблагаемую прибыль, а с другой - поглощают серьезную часть оборотных средств на всем периоде пользования кредитом или займом;      

       -ставки налогообложения прибыли в России не являются сверхвысокими в сравнении с Европой и Америкой. Однако сложный механизм налогового учета, масса отличий его от механизма формирования бухгалтерской прибыли, ежемесячное исчисление авансовых платежей по налогу на прибыль предприятиями с оборотом свыше 10 млн руб. зачастую приводят к множественным ошибкам в расчетах налоговой базы по налогу на прибыль и, как следствие, к серьезным штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Если учесть, что с сентября 2010г. налоговые штрафы выросли от двух до десяти раз, несложно предположить, что теоретически любое производственное предприятие в России изначально недополучает часть прибыли10;

    -темпы инфляции отрицательно влияют не только на оборотные средства, не только обесценивают вложения в различные активы, но и обесценивают прибыль, накопленную предприятием за период своей деятельности. Рассуждая о всевозможных факторах, влияющих на прибыль, логично заметить, что важнейшее значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли.

      Для аналитического исследования прибыли рассмотрим следующие факторные модели:

аддитивную (Прп-РП-С-КР-УР) и мультипликативно-аддитивную (Прп=Урп*Ц – Мз- Тз - Аз - КР-УР) модели формирования прибыли от реализации.

       Где Прп - прибыль от реализации; РП — объем реализованной продукции в стоимостной оценке; С — себестоимость продукции; КР - коммерческие расходы; УР - управленческие расходы; Vрп - объем реализованной продукции в натуральном выражении, шт.; Ц - цена единицы продукции; Мз- материальные затраты; Тз - трудовые затраты; Аз- начисленная амортизация.

       Для расчета влияния каждого фактора воспользуемся методикой, описанной Л. В. Донцовой и Н.А. Никифоровой, расширив модель путем включения в нее факторы второго порядка11.

      Алгоритм расчета следующий:

  •   определение влияния фактора «цена реализации» требует предварительных уточнений. Необходимо пересчитать выручку текущего года по стоимости базового (прошлого) года, для чего стоимость реализованной продукции отчетного периода делится на индекс цен. Разность между фактической и скорректированной выручкой указывает на ее увеличение за счет ценового фактора. Последовательность расчетов приведена на рисунке 1;
  • расчет влияния фактора «объем реализованной продукции в натуральном выражении»:

       ΔП (Vpn) = (ΔРП - ΔРП (ц)) * Rпp (0);  (1)

  • расчет влияния фактора «объем реализованной продукции в натуральном выражении»:

       ΔП (Vpn) = (ΔРП - ΔРП (ц)) * Rпp (0);  (2)

Индекс цен

 

Фактическая выручка от реализации в сопоставимых ценах

 

Прирост выручки от реализации за счет ценового фактора

 

Рентабельность продаж прошлого года, коэф.

 

Iц=(100+ΔЦ%)/100

РП(ц)=РП(1)Iц

Δ РП (ц)=РП (1) –РП(ц)

Rпр=Прп/РП

  • Влияние факторов «цена реализации»

ΔПпр(ц)= ΔРП(ц)*Rпр(0)

Rпр(0) – рентабельность продаж

Информация о работе Формирование и использование прибыли в организации