Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование процесса формирования и распределения прибыли на предприятии.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность прибыли и ее значение для предприятия.
2.Исследовать виды прибыли и порядок ее формирования и использования.
3. Провести экономический анализ прибыли на ООО «Арбат – маркет».
4. Проанализировать формирование прибыли на ООО «Арбат маркет»
5. Определить резервы роста прибыли на ООО «Арбат маркет»
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНДИКАТОРА ФИНАНСОВОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1Сущность и значение прибыли – как экономической категории
1.2Основные виды прибыли
1.3Формирование и использование прибыли 14
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «АРБАТ МАРКЕТ» 24
2.1 Организационно- экономическая характеристика ООО «Арбат маркет» 24 2.2 Анализ формирования и распределения прибыли на ООО «Арбат маркет» 30
2.3 Резервы увеличения прибыли 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
Прибыль от производственной деятельности является результатом производственно-сбытовой, т. е. какой-то основной для данной организации операционной деятельности по ее уставу. Из зарубежной экономической литературы в нашу терминологию анализа хозяйственной деятельности предприятия вошло понятие «операционная прибыль», под которой понимается, по существу, прибыль от производственной деятельности. Это понятие надо отличать от сальдо операционных доходов и расходов по отчету о прибылях и убытках.
Результат инвестиционной деятельности частично отражается в прибыли от прочей деятельности в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично в операционной прибыли от реализации имущества по окончании использования инвестиционного проекта. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на производственной прибыли, когда инвестиции осуществляются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации основного или вспомогательного производства.
Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на более выгодных, чем среднерыночные, условиях5. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль путем использования финансовых проектов вложения собственного капитала в иные организации.
По составу элементов, формирующих прибыль, в экономическом анализе различают маржинальную (валовую), прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль.
Маржинальная прибыль (валовая маржа) – это положительная разница между суммой выручки-нетто и переменными затратами. Понятию «выручка» соответствует понятие «валовая прибыль», применяемое в отчете о прибылях и убытках (стр. 029, ф. 2).
Прибыль от продаж представляет собой сумму дохода предприятия за вычетом всех операционных расходов как постоянных, так и переменных. (стр. 050, ф. 2).
Прибыль до налогообложения равняется сумме прибыли от продаж, прибыли от прочих операций.
Чистая прибыль – это совокупная (общая бухгалтерская прибыль предприятия) прибыль, уменьшенная на сумму налога на прибыль и аналогичных платежей из нее6.
По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом прибыль. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики компании, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечной результативности. Состав доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, регулируется положениями ст. 251 гл. 25 НК РФ.
По характеру инфляционной очистки прибыли различают номинальную и реальную прибыль. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной суммы прибыли за анализируемый период, скорректированной на индекс инфляции в соответствующем порядке7.
По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода, прибыль отчетного периода и планируемую прибыль.
По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, выделяют капитализированную и потребляемую части. Капитализированная прибыль представляет собой ту ее часть, которая направлена на финансирование прироста активов, а потребляемая прибыль – ту ее часть, которая израсходована на выплату собственникам, персоналу или социальные программы предприятия.
В представлена система формирования прибыли предприятия по правилам бухгалтерского учета: от валовой до чистой прибыли:
Валовая прибыль = стр. 010 – стр. 020
Прибыль от продаж (стр. 050) = Валовая прибыль - стр. 030 - стр. 040
Прибыль до налогообложения (стр. 140) = Прибыль от продаж + Прибыль от прочих операций
Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения – налоги и другие обязательные платежи.
Приведенный перечень классификационных признаков не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и практике работы предприятий, однако с его помощью можно классифицировать прибыль в целях проведения анализа финансовых результатов.
Распределение прибыли должно сочетать два разных подхода: с точки зрения государства и коммерческих организаций. Законодательные акты Российской Федерации направлены на регламентацию одних сторон хозяйственной деятельности организаций, а результат их исполнения зачастую имеет совершенно другой характер. В полной мере это выражается в противоречиях между нормативным регулированием бухгалтерского учета финансовых результатов и законодательством по налогообложению прибыли.
Распределение прибыли возможно при ее наличии в составе собственного капитала организации. Поэтому основным методологическим принципом учета нераспределенной прибыли должен стать принцип ограничения в распределении прибыли.
1.3 Формирование и использование прибыли
Прибыль формируется под воздействием самых различных факторов, которые имеют разно- направленное влияние, увеличивая или уменьшая ее объем.
К первой группе факторов относят8:
- объем производства - чем шире масштабы деятельности предприятия, чем больше продукции оно производит и реализует, тем больше прибыли оно генерирует при прочих равных условиях;
- уровень цен на готовую продукцию - при стабильном объеме производства повысить прибыль можно за счет повышения цен, если расширение масштабов производства невозможно по каким-либо причинам;
конкурентоспособность продукции - чем больше у продукции конкурентных преимуществ, тем больше клиентов можно привлечь и тем больше возможностей у предприятия для различных ценовых и маркетинговых маневров, позволяющих влиять на прибыль;
- качество продукции - не только конкурентное преимущество предприятия, позволяющее привлекать новых клиентов, но и фактор, обеспечивающий лояльность уже привлеченных клиентов, ставших постоянными; чем больше клиентов у предприятия, тем шире рынок сбыта, тем больше выручка от реализации, выше прибыль;
- состав и уровень внутренних затрат - в зависимости от типа производства, вида экономической деятельности, ассортимента продукции и т. д. каждое предприятие имеет свою неповторимую структуру себестоимости, часть которой состоит из релевантных, управляемых затрат, а другая часть — из затрат, повлиять на которые ни по составу, ни по объему не представляется возможным; и та, и другая части принимают активное участие в формировании прибыли предприятия;
- наличие фондов и эффективность их использования -часть чистой прибыли может направляться на формирование фондов, создаваемых для покрытия безнадежных долгов, для премирования сотрудников, для резервирования сумм отпускных, для коррекции обесценения вложений в ценные бумаги. Такое использование части чистой прибыли вполне нормально для предприятий, а в ряде случаев является обязательным требованием законодательства. Проблема заключается в том, что неиспользованная к концу года часть фондов, образованных из чистой прибыли, превращается во внереализационный доход предприятия согласно требованиям действующего налогового законодательства. А это значит, что предприятие в таком случае переплатит налог на прибыль, подпав, таким образом, под двойное налогообложение прибыли;
- уровень производительности труда-чем выше значение этого фактора, тем больше продукции производит предприятие в единицу времени, т.е. по сравнению с конкурентами у него больше шансов удовлетворить потребности большего количества клиентов и занять большую по сравнению с другими рыночную нишу;
-качество менеджмента - пожалуй, самый важный фактор, поскольку от качества управления производственным предприятием, от квалификации топ-менеджеров, от их понимания текущих задач и стратегии развития предприятия зависит не только разовое получение прибыли, но и рентабельность компании на различных этапах ее развития;
- учетная политика предприятия - документ, который определяет и формализует учетные процедуры, в одних случаях сближая их, а в других приводя к различным механизмам формирования прибыли бухгалтерской и прибыли для целей налогообложения.
Ко второй группе факторов, влияющих на формирование прибыли, но не зависящих от предприятия, традиционно относят следующие9:
- природные, географические, транспортные и технологические условия работы производственного предприятия являются изначально заданными, рамочными, их изменение всегда сопряжено с переориентацией производства, сменой масштабов деятельности и, как следствие, выливается в серьезный уровень дополнительных инвестиций в производство;
- уровень цен на потребляемые материальные ресурсы и услуги естественных монополий - если первые в очень малой степени можно отрегулировать индивидуальными договоренностями с поставщиками, разовым попаданием в рекламные акции и незначительными скидками к цене, то вторые абсолютно нерегулируемы;
- ставки арендной платы - очень важный современный фактор формирования прибыли. Особенно ощутим в крупных городах, где уровень арендной платы в сфере коммерческой недвижимости является очень высоким. В некоторых видах деятельности, в том числе и производственной, на долю арендной платы приходится до 80% себестоимости. Учитывая, позицию диктатора цены на данный ресурс, а у арендатора нет ни одной серьезной возможности повлиять на данную ситуацию, имеем на выходе нерелевантную арендную плату и как часть себестоимости, и как фактор, отрицательно влияющий на прибыль предприятия;
- нормы амортизации являются зарегламентированной с точки зрения законодательства частью себестоимости и не могут быть произвольными в зависимости от пожеланий руководства предприятия. Некоторая регуляция возможна в случаях применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, но это далеко не самая распространенная ситуация, доступная абсолютно каждому предприятию;
- процентные ставки по кредитам в настоящее время являются очень высокими, в связи с чем привлечение заемных средств выливается предприятию в дополнительные прочие расходы, которые, с одной стороны, уменьшают налогооблагаемую прибыль, а с другой - поглощают серьезную часть оборотных средств на всем периоде пользования кредитом или займом;
-ставки налогообложения прибыли в России не являются сверхвысокими в сравнении с Европой и Америкой. Однако сложный механизм налогового учета, масса отличий его от механизма формирования бухгалтерской прибыли, ежемесячное исчисление авансовых платежей по налогу на прибыль предприятиями с оборотом свыше 10 млн руб. зачастую приводят к множественным ошибкам в расчетах налоговой базы по налогу на прибыль и, как следствие, к серьезным штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Если учесть, что с сентября 2010г. налоговые штрафы выросли от двух до десяти раз, несложно предположить, что теоретически любое производственное предприятие в России изначально недополучает часть прибыли10;
-темпы инфляции отрицательно влияют не только на оборотные средства, не только обесценивают вложения в различные активы, но и обесценивают прибыль, накопленную предприятием за период своей деятельности. Рассуждая о всевозможных факторах, влияющих на прибыль, логично заметить, что важнейшее значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли.
Для аналитического исследования прибыли рассмотрим следующие факторные модели:
аддитивную (Прп-РП-С-КР-УР) и мультипликативно-аддитивную (Прп=Урп*Ц – Мз- Тз - Аз - КР-УР) модели формирования прибыли от реализации.
Где Прп - прибыль от реализации; РП — объем реализованной продукции в стоимостной оценке; С — себестоимость продукции; КР - коммерческие расходы; УР - управленческие расходы; Vрп - объем реализованной продукции в натуральном выражении, шт.; Ц - цена единицы продукции; Мз- материальные затраты; Тз - трудовые затраты; Аз- начисленная амортизация.
Для расчета влияния каждого фактора воспользуемся методикой, описанной Л. В. Донцовой и Н.А. Никифоровой, расширив модель путем включения в нее факторы второго порядка11.
Алгоритм расчета следующий:
ΔП (Vpn) = (ΔРП - ΔРП (ц)) * Rпp (0); (1)
ΔП (Vpn) = (ΔРП - ΔРП (ц)) * Rпp (0); (2)
Индекс цен
|
Фактическая выручка от реализации в сопоставимых ценах
|
Прирост выручки от реализации за счет ценового фактора
|
Рентабельность продаж прошлого года, коэф.
| |
Iц=(100+ΔЦ%)/100 |
РП(ц)=РП(1)Iц |
Δ РП (ц)=РП (1) –РП(ц) |
Rпр=Прп/РП | |
| ||||
ΔПпр(ц)= ΔРП(ц)*Rпр(0) Rпр(0) – рентабельность продаж |
Информация о работе Формирование и использование прибыли в организации