Формирование и использование прибыли в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование процесса формирования и распределения прибыли на предприятии.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность прибыли и ее значение для предприятия.
2.Исследовать виды прибыли и порядок ее формирования и использования.
3. Провести экономический анализ прибыли на ООО «Арбат – маркет».
4. Проанализировать формирование прибыли на ООО «Арбат маркет»
5. Определить резервы роста прибыли на ООО «Арбат маркет»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНДИКАТОРА ФИНАНСОВОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1Сущность и значение прибыли – как экономической категории
1.2Основные виды прибыли
1.3Формирование и использование прибыли 14
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «АРБАТ МАРКЕТ» 24
2.1 Организационно- экономическая характеристика ООО «Арбат маркет» 24 2.2 Анализ формирования и распределения прибыли на ООО «Арбат маркет» 30
2.3 Резервы увеличения прибыли 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

курсовая прибыль организации.doc

— 482.50 Кб (Скачать файл)

  

        Из-за снижения численности работников, фонд заработной платы  работникам предприятия в 2010году снизился на 6884 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом.   На  исследуемом предприятии наблюдается по данным таблицы 1 снижение  себестоимости реализованной продукции на   10159 тыс. руб. в 2010г. по сравнению с 2009г.

 В 2010 году отмечается незначительное увеличение показателя рентабельности  основной деятельности предприятия.      

 По данным «Отчета  о прибылях и убытках» за 2008 -2010гг. организация получила прибыль от продаж в размере 71668 тыс. руб., что составило10,5%  от выручки.

  Изучая расходы  по обычным видам деятельности, следует отметить, что организация  в 2010 году, как и в 2009 году  учитывала управленческие расходы  в качестве условно-постоянных, относя по итогам года отчетного периода на счет реализации. Это и обусловило отсутствие данного показателя за 2009 год в форме №2.

      Рентабельность продаж за 2008- 2010гг. возросла на 0,02, рентабельность продаж по чистой прибыли возросла на 0,173 (0,300 - 0,127). Темп роста выручки от продаж в 2010г по сравнению с 2009г.   составил 101,07%, средняя величина активов  за исследуемый период возросла на 172,4% (272,4 - 100).

       Рассмотрим  структуру баланса   ООО «Арбат маркет» (таблица 2).

Таблица 2

Структура активов и  обязательств ООО «Арбат маркет» за 2008-2010гг.

 

 Показатели

2008г

2009г

2010г

Темп роста

 

2008г от 2009г

2010 гот 2009г

Активы

 

 

Внеоборотные активы

140000

177707

174770

37707

-2937

Запасы 

25000

27604

105587

2604

77983

НДС

13680

31331

9523

17561

-24807

Дебиторская задолженность

116200

11620

4015

-104580

-7605

Денежные средства

51400

61296

1169740

9896

1108444

Прочие оборотные активы

-

-

-

-

-

Итого оборотные активы

206280

236431

240769

30151

2004338

Баланс

346280

414138

2417488

67858

2003350

Пассивы

   

Собственный капитал

161388

164411

377543

3023

213132

Долгосрочные займы

-

-

41493

-

41493

Краткосрочные займы 

184892

249727

637452

64835

387725

Кредиторская задолженность

184892

249727

637452

64835

387725

Баланс 

346280

414138

2417488

67858

2003350


 

       Из таблицы   2  следует, что валюта баланса за 2010г увеличилась на 67 858 руб., в том числе размер внеоборотных активов — на 37 707 руб., или на 55,6%, оборотные активы увеличились на 30 151 руб., или на 44,4%.   

      Наибольший рост в структуре внеоборотных активов произошел по статье основных средств — 37 707 руб., или 94,7%. В структуре оборотных активов основной рост наблюдается по статье НДС -17 651 руб., или 58,5%, что связано с приобретением основных средств, нематериальных активов и товаров для перепродажи. Также в 2010г. увеличился остаток денежных средств на счетах в банке на 110844 руб., или на 32,8%, за счет получения выручки от покупателей. Удельный вес краткосрочной дебиторской задолженности снизился в 2010 г на 7,2%. Собственный капитал в 2010г увеличился на 3023 руб., величина заемных средств возросла на 64 835 руб.

      В 2010г активы увеличились на 2 003 350 руб., оборотные активы — на 2 004 338 руб., величина внеоборотных активов уменьшилась на 1037 руб. В структуре оборотных активов произошел рост по статьям запасов на 35,5% и денежных средств — на 55,3%. Предприятию следует обратить внимание на размер остатка денежных средств на расчетном счете, так как денежные средства должны непрерывно участвовать в процессе обращения.

       В структуре заемных средств, краткосрочные кредиты и займы увеличились на 1 361 000 руб. за счет получения кредита в иностранной валюте для приобретения импортных товаров и за счет получения краткосрочного займа. Кредиторская «задолженность возросла на 387 725 руб., или на 22,2%. Собственный капитал увеличился на 223 132 руб. за счет роста нераспределенной прибыли.

       Для оценки ликвидности и платежеспособности в краткосрочном периоде рассчитываются следующие показатели20:

-коэффициент текущей  ликвидности

- коэффициент промежуточной   ликвидности

- коэффициент абсолютной  ликвидности

       Расчет данных коэффициентов приводится в таблице  3.

   

 Таблица 3

Коэффициенты ликвидности и платежеспособности ООО

«Арбат маркет» за 2008-2010 гг.

Показатель

Расчет

   

2010г

Изменение

2008г

2009г.

2009к 2008 г

2010 к 2009г

коэффициент абсолютной ликвидности

А1/П1

0,23

0,25

1,83

0,02

1,58

коэффициент быстрой ликвидности

(А1+А2)/П1

0,04

0,81

3,5

0,77

2,69

 коэффициент текущей  ликвидности

(А1+А2+А3)/П1

1,12

0,93

3,5

-0,19

2,57


 

      Коэффициент  абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств  предприятия может быть погашена  немедленно 

(то есть за счет  имеющейся денежной наличности). Показатель коэффициента абсолютной ликвидности  в  2010 года составил  1,83% при нормативе данного коэффициента 0,2-0,3.

      Норматив  коэффициента быстрой   ликвидности  0,7-1. На исследуемом предприятии   данный коэффициент составил в 2010 г. 3,5, что  значит ООО «Арбат маркет»  обладает достаточной ликвидностью, чтобы погасить свои краткосрочные обязательства.

      Коэффициент  текущей ликвидности показывает  степень, в которой  оборотные  активы покрывают краткосрочные  пассивы. Норматив данного коэффициента - больше 2. На исследуемом предприятии коэффициент текущей ликвидности составил в 2009г.  3,5, что превышает норматив.

     Превышение  оборотных активов предприятия  над краткосрочными финансовыми  обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше величина этого показателя, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены21

     Анализ  показателей финансовой устойчивости и ликвидности предприятия показал, что  за анализируемый период предприятие улучшило свое финансовое положение. 

       Таким образом, полученные данные позволяют заключить, что ООО «Арбат маркет» за отчетный период имеет достаточную финансовую устойчивость, оно устойчиво во времени, и оно может сохраняться под воздействием внутренних и внешних факторов. Следовательно, ООО «Арбат маркет»  имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля для привлечений инвестиций, в получение кредитов, в выборе поставщиков.

 

 

2.2  Анализ формирования  и распределения прибыли на ООО «Арбат -маркет»

 

        Практические подходы к выбору методик исследования формирования и распределения прибыли рассмотрим на ООО «Арбат маркет». Для этого на основании «Отчетов о прибылях  и убытках» за 2008-2010гг. по ООО «Арбат-маркет» оформим сводную таблицу 4.

   

 

 

   Таблица 4

Состав, структура и  динамика показателей прибыли, оценка

выполнения плановых показателей ООО «Арбат маркет», тыс.  руб.

Показатель

 

Период

Отклонения

Темпы прироста

2008 г

2009 г

План

2010 г.

2009г

2010 г

От плана

2009 г

2010 г

план

Доходы, всего

655987

686414

690600

691606

30427

5192

1006

4,6

0,8

0,1

Удельный вес,%

100

100

100

100

х

х

х

х

х

х

Валовая прибыль

39543

58564

76861

45952

19021

17388

-909

48,1

29,7

-1,2

Удельный вес,%

6,0

8,5

11,1

11,0

2,5

2,05

-0,1

х

х

х

Прибыль от продаж

35122

54261

73761

71668

19139

17407

-2093

54,5

32,1

-2,8

Удельный вес, %

5,4

7,9

10,7

10,4

2,6

2,5

-0,3

х

х

х

Прочие доходы

7643

11209

11900

9172

3566

-2037

-2718

46,7

-18,2

-22,9

Удельный вес,%

1,2

1,6

1,7

1,3

0,5

-0,3

-0,4

х

х

х

Прибыль до налогообложения

27877

49542

71587

66758

21665

17216

-4829

77,7

34,8

-6,7

Удельный вес, %.

4,2

7,2

10,4

9,7

3,0

2,4

-0,7

х

х

х

Чистая (нераспределенная) прибыль

21187

37652

54406

50736

16465

13084

-3670

77,7

34,8

-6,7

Удельный вес, %

3,2

5,5

7,9

7,3

2,3

1,9

-0,5

х

х

х

Экономическая рентабельность

5

8

11

10

3

2

-1

х

х

х


 

       Из данных структурно-динамического анализа за три года следует, что все показатели, кроме прочих доходов (снижение их составило 2 037 и 2 728тыс. руб. в 2009 и 2010гг. соответственно), имели положительную динамику. Совокупные доходы в абсолютном выражении увеличились на 30 427 и на 5 192тыс. руб., а по сравнению с планом — на 1 006 тыс. руб., темпы прироста составили 4,6, 0,8 и 0,1 % соответственно; валовая прибыль в 2009 г. прибавила 19 021 и 17 388 тыс. руб. при хороших темпах роста в 148 и 129%. Тем не менее, начиная с этого показателя, наблюдается невыполнение плановых заданий.

        Увеличение прибыли от продаж на 19 139 и на 17 407тыс. руб., или на 54,5 и 32,1 % соответственно, оценивается положительно, однако плановое задание по этому показателю также выполнено не было на 2 093тыс. руб., или на 2,8%. Нельзя не обратить внимание на снижение темпов прироста по всем показателям к 2010 г.

        Таким образом, по данным проведенного анализа можно сделать следующий вывод: несмотря на рост в динамике многих показателей, за анализируемый период наблюдается в ООО «Арбат маркет» спад деловой активности к 20010г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям, а также в невыполнении плановых заданий. Рост в динамике экономической рентабельности говорит о скрытых резервах повышения эффективности использования финансовых и материальных ресурсов предприятия, а следовательно, и об увеличении прибыли.

        Остановимся отдельно на динамике и оценке чистой прибыли, которая, как было отмечено, формируется в основном за счет операционной деятельности (таблица 5).

     Таблица  5

Показатели динамики и оценки прибыли ООО  на «Арбат

маркет» за 2008-2010гг., тыс. руб.

Показатель 

Период

Отклонения

Темпы прироста

2008 г

2009 г

План

2010 г.

2009г

2010 г

От плана

2009 г

2010 г

план

Прибыль от продаж

35122

54261

73761

71668

19139

17407

-2093

54,5

32,1

-2,8

Сальдо прочих доходов и расходов

-7545

-4719

-2174

-4910

2526

-191

-2736

-34,9

4,0

12

5,9

Налог на прибыль

6690

11890

17181

16022

5200

4132

-1159

77,7

34,8

-6,7

Чистая (нераспределенная) прибыль

21187

37652

54406

50736

16465

13084

-3670

77,7

34,8

-6,7


        За анализируемый период 2008 - 2010 гг. темпы прироста чистой прибыли составили 77,7% и 34,8%, а в абсолютном выражении чистая прибыль увеличилась на 16465 и на 13084 тыс. руб. соответственно.

         При этом темп роста прибыли от реализации был заметно ниже, т. е. 54,5 и 32,1 %, следовательно, прирост чистой прибыли был обеспечен за счет влияния других факторов, в частности — за счет сокращения отрицательного сальдо прочих доходов и расходов на 2 526тыс. руб. в 2009 г. Следует отметить, что несмотря, на положительную динамику этого показателя, за три года плановые показатели по чистой прибыли не достигли требуемой величины. Чистая прибыль в 2010г. составила 50 736 тыс. руб. от запланированной величины 54 406 тыс. руб., что на 3 670 тыс. руб. меньше. Факторы изменения объема чистой прибыли рассчитываются способом сравнения. При этом необходимо учитывать, что изменение налога на прибыль на величину чистой прибыли оказывает влияние, обратное по знаку.

       Итак, отрицательное влияние на величину чистой прибыли в 2010г. от запланированных показателей распределилось следующим образом: 2 093 тыс. руб. приходится на сокращение прибыл и от реализации, 2 736тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на прибыль на 1 159тыс. руб. имело положительное влияние.

      Для  анализа влияния факторов на  формирование прибыли воспользуемся  указанной  методикой по Донцовой  Л.В.  и Никифоровой Н.А.

       Расчеты по описанной методике при условии роста цен на 3,3% в 2008 г. и на 8,5% в 2009 г. приведены в таблице 6.

       Выручка от реализации в сопоставимых ценах по первому варианту составила 653 635 (675205/1,033) и 628 971 тыс. руб. (682434/1,085). Если из выручки анализируемого периода вычесть ее величину, скорректированную на индекс цен, то полученная разность укажет на прирост выручки за счет прироста цены реализации. Следовательно, рост выручки за счет увеличения цены составил 21 570 (675205 -653635) и 53463тыс. руб. (682434- 628 971) в 2009 и 2010гг. соответственно. Ценовой фактор, таким образом, играл решающее влияние на общий прирост выручки от реализации в 2009 и в 2010 гг.

 

 

 

       Таблица 6

Исходная информация для факторного  анализа прибыли от

реализации на ООО  «Арбат маркет», тыс. руб.

Показатели 

Период

Изменения

Удельный вес показателя в выручке  от продаж, %

Изменения  в структуре

2008г

2009г

2010г

2008г

2009г

2008

2009г

2010г

2009г

2010г

Выручка от продаж

648344

675205

682434

26861

7229

100

100

100

х

х

Себестоимость продаж

608801

616641

606482

7840

-10159

93,9

91,3

88,9

-2,6

-2,5

Материальные затраты

421398

437815

433724

16417

-4019

65,0

64,8

63,6

-0,2

-1,3

Затраты на оплату труда

186469

177756

170872

-8713

-6884

28,8

26,3

25,0

-2,4

-1,3

Амортизация

762

872

1732

110

860

0,1

0,1

0,3

0,012

0,125

Прочие затраты

172

198

154

26

-44

0,03

0,03

0,02

0,003

-0,007

Коммерческие расходы

1298

1262

1203

-36

-59

0,2

0,2

0,2

-0,031

0,001

Управленческие расходы

3123

3041

3081

-82

40

0,5

0,5

0,5

-0,031

0,001

Прибыль от продаж

35122

54261

71668

19139

17407

5,4

8,0

10,5

2,619

2,46

Рентабельность продаж

0,05

0,08

0,11

0,03

0,02

х

х

х

х

х

Информация о работе Формирование и использование прибыли в организации