Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование процесса формирования и распределения прибыли на предприятии.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность прибыли и ее значение для предприятия.
2.Исследовать виды прибыли и порядок ее формирования и использования.
3. Провести экономический анализ прибыли на ООО «Арбат – маркет».
4. Проанализировать формирование прибыли на ООО «Арбат маркет»
5. Определить резервы роста прибыли на ООО «Арбат маркет»
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНДИКАТОРА ФИНАНСОВОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1Сущность и значение прибыли – как экономической категории
1.2Основные виды прибыли
1.3Формирование и использование прибыли 14
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «АРБАТ МАРКЕТ» 24
2.1 Организационно- экономическая характеристика ООО «Арбат маркет» 24 2.2 Анализ формирования и распределения прибыли на ООО «Арбат маркет» 30
2.3 Резервы увеличения прибыли 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
Влияние изменения объема реализованной продукции на сумму выручки рассчитывается разностью между скорректированной выручкой и выручкой предыдущего периода. Прирост объемного фактора в выручке от продаж в 2009г. составил 5291 тыс. руб. (653635 - 648344), а в 2010г. выручка потеряла 46 234 тыс. руб. за счет снижения количества реализованной продукции. Снижение себестоимости в 2010г. на 10 159тыс. руб., таким образом, вызвано в первую очередь падением объемов производства и реализации.
Расчет факторных влияний (таблица 87) указывает на положительное воздействие всех исследуемых элементов в 2010г.
Таблица 7
Расчет влияния факторов первого порядка на прибыль от
реализации товаров на ООО «Арбат маркет», тыс. руб.
Показатель влияния |
2009г |
2010 г |
Изменение объема продаж |
287 |
-3715 |
Изменение цены реализации |
1168 |
4296 |
Изменение себестоимости проданной продукции |
17383 |
16761 |
Изменение коммерческих расходов |
90 |
73 |
Изменение управленческих расходов |
211 |
-7 |
Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж |
19139 |
17407. |
Наибольший прирост прибыли на 17 383 и на 1 168тыс. руб. приходится на снижение себестоимости и рост цены реализации. За счет объема продаж, коммерческих и управленческих расходов прибыль увеличилась на 287,90 и 211 тыс. руб. соответственно. В 2010г. возможности роста прибыли не были полностью реализованы в результате снижения объема продаж в натуральном выражении (прибыль недополучила 3 715тыс. руб.) и роста коммерческих расходов, отрицательное воздействие которых составило 7 тыс. руб.
Тем не менее объективная оценка влияния себестоимости на прибыль за счет эффективного использования производственных ресурсов может быть дана при наличии информации об уровне и динамике затрат на единицу продукции22.
Общее увеличение прибыли от продаж в 2010г. было получено за счет снижения себестоимости, коммерческих расходов и роста цены реализации на 16 761, 73 и 4296тыс. руб. соответственно.
Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что общий подъем прибыли от реализации был вызван прямо или опосредованно ростом цены реализации, поэтому результаты деятельности не являются следствием активной деловой политики, конструктивных управленческих решений.
Факторы второго порядка (материальные, трудовые, амортизационные, прочие затраты) определяются аналогично. Расчет влияния их на прирост прибыли от реализации представлен в таблице 8.
Таблица 8
Показатели влияния факторов второго порядка на изменение
прибыли от реализации, тыс. руб.
Показатель влияния факторов |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение |
Материальные затраты |
1042 |
5628 |
4587 |
Трудовые затраты |
16 438 |
11955 |
-4 483 |
Амортизация |
-78 |
-851 |
-772 |
За счет более интенсивного использования материальных и трудовых ресурсов прирост прибыли в 2010г. составил 5 628,4 и 11 955,1 тыс. руб. соответственно. Снижающаяся доля материальных и трудовых затрат и возрастающая доля амортизации в выручке от реализации говорит о повышении производительности труда в результате внедрения новых технических средств.
Сравним результаты анализа, проведенного при многоассортиментной реализации.
Приведенные в таблице 9 расчеты по отдельным ассортиментным группам товаров указывают на незначительные изменения в структуре реализации, которые тем не менее оказали влияние на величину прибыли.
Стабильный рост реализации наблюдается только по торговым павильонам 127, 307, и 422 изделий за исследуемый период. Удельный вес в общем объеме реализации этой ассортиментной группы незначителен и составляет 0,35 % с увеличением доли в последующие периоды до 1,3 и 2,4 %.. По другим группам оборудования идет снижение объема реализации.
Таблица 9
Исходные данные для анализа прибыли по ассортиментным
группам товаров
Показатель |
Периоды |
Изменение |
Доля прироста | ||||
2008г |
2009г |
2010г |
2009г |
2010г |
2009г |
2010г | |
Холодильное оборудование |
500 |
526 |
221 |
26 |
-305 |
-0,002 |
0,054 |
Удельный вес |
1,4 |
2,2 |
1,2 |
0,9 |
-1,0 |
х |
х |
Цена единицы, руб. |
108640 |
108640 |
108640 |
- |
- |
х |
х |
Переменные затраты, руб. |
103362 |
103895 |
100120 |
33 |
-3775 |
-0,004 |
0,078 |
Торговые павильоны |
127 |
307 |
422 |
179 |
115 |
-0,014 |
-0,021 |
Удельный вес |
0,3 |
1,3 |
2,4 |
1,0 |
1,1 |
х |
х |
Цена единицы, руб. |
980500 |
1020050 |
980050 |
39550 |
-40000 |
0,991 |
1,018 |
Переменные затраты, руб. |
939424 |
930352 |
885492 |
-9071 |
-44860 |
1,004 |
0,922 |
Торговые витрины |
35836 |
22673 |
17267 |
-13136 |
-5406 |
1,013 |
0,966 |
Удельный вес |
98,3 |
96,5 |
96,4 |
1,6 |
0,0 |
х |
х |
Цена единицы, руб. |
13098 |
13467 |
14186 |
369 |
719 |
0,009 |
-0,018 |
Переменные затраты, руб. |
12207 |
12207 |
12207 |
0 |
0 |
х |
х |
Общий объем реализованного оборудования |
36463 |
23505 |
17910 |
-12958 |
-5595 |
х |
х |
Средние переменные затраты на единицу оборудования |
1055 |
1046 |
998 |
-9 |
-49 |
х |
х |
Средняя цена по всем ассортиментным группам |
1102 |
1142 |
1103 |
40 |
-39 |
х |
х |
Постоянные затраты |
4421 |
4303 |
4284 |
-118 |
-19 |
х |
х |
Прибыль от реализации |
35122 |
54261 |
71669 |
19139 |
17407 |
х |
х |
Расчет влияния факторов выполняется методом цепных подстановок в последовательности, указанной в таблице 10.
Таблица 10
Расчет влияния факторов для ассортиментных групп
реализуемых товаров
Факторы расчета |
2009г |
2010 г |
Прибыль базовая: П(о) = Σ(Vрп (об)(0)*Уд(0)*(Цi(0)-ПрЗi(0))) |
35122 |
54261 |
Прибыль условная №1 П(усл1) = Σ(Vрп
(об)(1)*Уд(0)*(Цi(0)-ПрЗi(0))) |
21070 |
40320 |
Прибыль условная №2 П(усл2) =Σ (Vрп
(об)(1)*Уд(1)*(Цi(0)-ПрЗi(0))) |
30888 |
56344 |
Прибыль условная №3 П(усл3) =Σ (Vрп
(об)(1)*Уд(1)*(Цi(1)-ПрЗi(0))) |
51380 |
51884 |
Прибыль условная №4 П(усл4) =Σ (Vрп
(об)(1)*Уд(1)*(Цi(1)-ПрЗi(1))) Прибыль отчетная П(1) = Σ(Vрп
(об)(1)*Уд(1)*(Цi(1)-ПрЗi(1))) |
54261 54261 |
71668 |
Изменение прибыли за счет факторов: | ||
Объем реализации в натуральном выражении: П(усл1)-П(о) |
-14052 |
-13941 |
Изменение структуры реализации: |
9819 |
16023 |
Цены: |
20492 |
-4460 |
Переменных затрат: |
2763 |
19765 |
Постоянных затрат: |
118 |
19 |
Баланс отклонений (сумма всех влияющих факторов) |
19139 |
17407 |
В результате общего снижения объема реализации в натуральном выражении на 12 958 и 5 595шт. за 2009 и 2010гг. прибыль от реализации упала на 14 052 и 13 941 тыс. руб. Изменения в структуре реализации привели к увеличению прибыли на 9 819 и на 16 023 тыс. руб. за исследуемые периоды. Ценовой фактор имел положительное влияние в 2008 г., за счет которого прибавление прибыли составило 20492тыс. руб. и отрицательное воздействие в 2009г. на 4460тыс. руб. за счет снижения средневзвешенной цены реализации. Изменения переменных и постоянных затрат способствовало увеличению прибыли.
Анализ влияния на прибыль в разрезе отдельных товарных позиций показал, что снижение объема реализации по торговым витринам, которое занимает лидирующие позиции в общей реализации (от 98 до 96%,) на 13 163 и 5 406 шт., привело к заметному падению прибыли на 14 275 и на 13 469тыс. руб. за анализируемы период (таблице 11).
Таблица 12
Расчет влияния на прибыль от реализации изменения
объема продаж, удельных переменных затрат по ассортиментым
группам товаров
Ассортиментные группы |
2009г |
2010г |
Влияние на прибыль от реализации изменения | ||
Холодильное оборудование 26 : (-12958)*(-14052) |
28 |
-759 |
Торговые павильоны 179: (-12958)*(-14052) |
195 |
287 |
Торговые витрины -13163: (-12958)* (-14052) |
-14275 |
-13469 |
Баланс отклонений |
-14052 |
-13941 |
Влияние на прибыль от реализации изменения переменных затрат на единицу продукции | ||
Холодильное оборудование |
-10 |
1534 |
Торговые павильоны |
2773 |
18231 |
Торговые витрины |
0 |
0 |
Баланс отклонений |
2763 |
19765 |
Именно эта товарная группа определила общее снижение прибыли от реализации за счет влияния объемного фактора.
Основной прирост прибыли за счет переменных затрат (2 773 и 18 231 тыс. руб.) стал результатом эффективного использования ресурсов в реализации торговых павильонов. В 2010г. прибыль увеличилась на 1 534тыс. руб. счет снижения удельных затрат по группе холодильное оборудование.
2.3 Резервы увеличения прибыли
Необходимость оценки степени экономической целесообразности структурных изменений вытекает из поиска резервов увеличения прибыли.
Анализ величины ставки маржинального дохода в сопоставлении различных номенклатурных групп дает ответ о правильно выбранной стратегии по продвижению одного товара и сокращению объемов производства и реализации по другим ассортиментным группам.
Ставка маржинального дохода характеризует величину маржинального дохода (валовой прибыли) на единицу продукции и определяется:
Ус (мд) = Цед - ПрЗ ед, (13)
где Ус (мд) - ставка маржинального дохода; МД -маржинальный доход; Цед - цена единицы продукции; Пр Зед - удельные переменные затраты.
Самую большую доходность за весь период исследования при незначительной доле в общем объеме реализации от 0,3 до 2,4 % имело холодильное оборудование: ставка маржинального дохода в 2009г. составила 41 076тыс. руб., а в 2009г. - уже 94 558тыс. руб., рост которой был вызван не ценовым фактором (подъем цены отмечался только в 2009г., а в 2010 г. цена вернулась к исходной позиции), а сокращением переменных затрат в единице продукции на 9 071 и на 44 860 руб. соответственно.
Наименее доходным видом продукции является торговые павильоны, но именно на него приходится основной объем производств; и реализации - 98% в 2010г. и 96% в 2009г., при ставке маржинального дохода 1979тыс. руб. 2010 г. Как показал анализ прибыли по ассортиментным группам, основной прирост прибыли счет торговых витрин объясняется количеством реализуемого товара, который почти в 41 раз превышает количество самого доходных торговых павильонов.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы: резервом роста прибыли является пересмотр структуры реализации с увеличением доли торговых павильонов как наиболее перспективного с точки зрения возможности снижения удельных переменных затрат и цены реализации, а также как наиболее доходного. Обоснование расчетов приведено в таблице12.
Таблица 12
Расчет возможного варианта структурных изменений в
объеме реализации торгового оборудования в ООО «Арбат маркет»
Показатель |
Холодильное оборудование |
Торговые павильоны |
Торговые витрины |
Итого | ||||||
2010г |
план |
2010г |
план |
2010г |
план |
2010г |
план | |||
Объем реализации, шт |
221 |
521 |
422 |
922 |
17267 |
16467 |
17910 |
17910 | ||
Удельный вес, % |
1,2 |
2,9 |
2,4 |
5,1 |
96 |
91,9 |
100 |
100 | ||
Маржинальный доход, руб. |
1885 |
4441 |
39892 |
87170 |
34176 |
32593 |
75952 |
124204 | ||
Прибыль от реализации |
71668 |
119920 |
Информация о работе Формирование и использование прибыли в организации