Инструментарий механизма управления предприятием (структура, назначение, нормы и нормативы, их функции, задачи, динамика, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Установление правильной цены на товар – это залог настоящей и будущей рентабельности предприятия. Последствия ценовых решений могут оказаться самыми существенными как в смысле получения дополнительной прибыли, так и понесения денежного ущерба. Успех каждого предприятия зависит в большой степени от ценовой политики, которая обеспечивает и получение прибыли, и рост объема продаж, и обеспечение выживаемости. Каждое предприятие тщательно продумывает установление цены, уровень цен в зависимости от целей предприятия. Цели маркетингового ценообразования вытекает непосредственно из анализа положения предприятия на рынке и общих целей предприятия в текущем периоде и перспективе. Процесс ценообразования непрерывный, требует постоянного наблюдения и анализа, очень важный для развития предприятия, его эффективной работы, для достижения главной цели предприятия – получение прибыли. Этим объясняется актуальность.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретическая часть 2
1.1. Инструментарий механизма управления предприятием 2
1.1.1. Структура 2
1.1.2. Назначение 2
1.1.3. Динамика 2
1.1.4. Методы 2
1.1.4.1. Управление персоналом на предприятии 2
1.1.4.2. Административные методы 2
1.1.4.3. Экономические методы 2
1.1.4.4. Социально-психологические методы. 2
1.1.5. Показатели 2
1.1.6. Задачи 2
1.1.7. Нормы и нормативы, их функции 2
1.2. «Цены и ценообразование на продукцию предприятия» 2
1.2.1. Сущность и функции цены 2
1.2.2. Место и роль цен в управлении предприятием 2
1.2.3. Система цен и их дифференциация по основным критериям 2
1.2.4. Стратегии и методы ценообразования 2
1.2.5. Ценовая политика предприятия. Ее сущность и значение. Цели и этапы 2
2. Практическая часть 2
2.1. Установление оптовой цены единицы продукции 2
2.1.1. Составление калькуляции 2
2.1.2. Годовая смета РС и ЭО 2
2.1.3. Расчет цеховых и общехозяйственных расходов 2
2.1.4. Расчет общехозяйственных и внепроизводственных расходов 2
2.2. Расчет экономических показателей деятельности предприятия за год 2
2.3. Сравнительный анализ структуры полной себестоимости готового продукта 2
2.4. Выводы 2
Список использованных источников 2

Файлы: 1 файл

Цены и ценообраз..docx

— 213.62 Кб (Скачать файл)

Под нормами понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д. для изготовления единицы продукции (или выполнения работы) установленного качества в условиях производства планируемого периода (например, расход каучука на шину, дизельного топлива на 10 тыс. тонно - километров брутто, расход горячекатаного проката на автомашину и т.д.) [1; с.231].

     Нормативы и нормы должны быть:

- прогрессивными, т. е. при разработке нормативных показателей необходимо учитывать основные мероприятия по внедрению в планируемом периоде новой техники, по совершенствованию технологии производства и его организации;

- обоснованными, т.е. реальными для их выполнения в конкретных условиях производства;

- комплексными;

- основанными на единых принципах хранения, обновления и поиска нормативных данных.

     Нормативная база предприятия включает следующие основные группы нормативов и норм:

- Календарно-плановые нормативы.

- Нормы расхода сырья и материалов.

- Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов.

- Нормативы использования оборудования.

- Нормативы освоения производственных мощностей.

- Нормы затрат труда.

- Финансовые нормативы и нормы [3; с.217].

     Непрерывное совершенствование технологии производства, внедрение новых методов организации труда, рационализация производства предопределяют постоянное изменение нормативов и норм на предприятии, необходимость их систематического пересмотра.

     Нормативы и нормы классифицируются:

- по методам разработки;

- по периоду действия;

- по степени агрегирования продукции;

- по масштабу применения.

1.2. «Цены и ценообразование на продукцию предприятия»

1.2.1. Сущность и функции цены

 

     В рыночной экономике цена определяется рынком, это плод точных расчетов издержек и интуиции менеджеров, знания текущей и перспективной конъюнктур рынка, грамотно проведенной рекламы и стратегии маркетинга.

     Цена является показателем благополучия предприятия. Цена — это важнейший элемент комплекса маркетинга. Предприятия стремятся не поддаваться стихии рынка, пытаются сами сформировать выгодные и им, и потребителю цены.

     Цена — комплексный показатель товарной и ценовой политики предприятия, организации сбыта, формирования спроса. Она неотделима от стратегического маркетинга, включающего комплексный анализ и прогноз развития рынка [9; с.111].

     Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: «Цена — это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать».

Цена  как экономическая категория  выполняет ряд важнейших функций.

     Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства обращения товаров, но и размер прибыли.

     Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

     Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления Дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и др., а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

     Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

     Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

     Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство [4; с.455].

1.2.2. Место и роль цен в управлении предприятием

 

     В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.

     От уровня цены зависят:

- величина прибыли коммерческой организации;

- конкурентоспособность организации и се продукции;

- финансовая устойчивость предприятия.

     Выбор правильной ценовой политики является достаточно не простым делом и требует создания маркетинговых служб.

     Повышение важности и сложности решений по ценам привело к тому, что они принимаются на высшем уровне управления фирмой.

     Схематично место цены и ценообразования в маркетинге изображено на рис. 1.

 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1.2.2 Место цены в системе ценообразования

     Эта система, начинающаяся с исследования ценовой ситуации на рынке, не завершаете: выпуском на рынок правильно назначенной цены. Эта цена сама меняет рыночные условия и реагирует на их изменения, что требует постоянного наблюдения и анализа.

    Структура конкретной цены, соотношение ее элементов  зависят от рыночной ситуации, вида товара, его себестоимости и издержкоемкости, а также транспортабельности  длины канала товародвижения (числа  торговых посредников) и т.д. На процесс  ценообразования также сильно влияет налоговая политика государства. Кроме того, цена обязательно должна возмещать издержки продавца и приносить ему прибыль.

    Таким образом, цена используется для определения  эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

    Цена  продукции должна учитывать потребительские  свойства товара, полезный эффект применения, качество.

    Цена  должна обеспечивать возмещение издержек производства и обращения и создавать условия для нормального функционирования предприятия.

    Цену  продукции на рынке определяет соотношение спроса и предложения.

    Роль  цены в управлении предприятием обусловлена  тем, что любое предприятие стремится получить максимально возможную прибыль. Прибыль предприятия должно обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т. д.), но и развитие предприятия.

1.2.3. Система цен и их дифференциация по основным критериям

    Система цен характеризует собой взаимосвязь  и соотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.

    Цены, действующие в рыночной экономике  страны, классифицируют по следующим основным признакам.

    По  характеру обслуживаемого оборота  выделяют:

- оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

- закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

- цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;

- розничные  цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- тарифы на платные услуги населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

- трансфертные цены, по которым внутренние подразделения или филиалы интегрированной фирмы обмениваются между собой факторами производства и продуктами [4; с.466].

    Любая цена включает ряд взаимосвязанных  элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

     
Себестои-мость продукции Прибыль предпри-ятия Акциз (по подакцизным  товарам) Налог на добавленную стоимость Наценки посреднических организаций Торговые нацепки
Отпускная цена предприятия    
Оптовая рыночная цена  
Розничная цена  

 
 

     Рис. 1.2.3 Состав розничной цены 

    Определяя цену конкретного товара, необходимо знать конкретный тип и среду рынка, на котором будет продаваться данный товар. Различают четыре типа рынка: свободной, монополистской, олигополистической конкуренции, чистой монополии. Каждый из рынков имеет свои особенности формирования цены. В российской хозяйственной практике выделяют три группы цен:

    1) свободные договорные,

    2) государственные (регулируемые и  фиксированные),

    3) мировые [5; с.238].

    В условиях рынка одним из важнейших  признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Большая часть цен является свободной, складывающейся под влиянием спроса и предложения. Они могут отклоняться от стоимости товара и нарушать макроэкономическое равновесие. Государство вводит запрет на недоброкачественную конкуренцию, запрет на демпинг, ценовую дискриминацию.

    Регулируемые  цены также формируются под воздействием спроса и предложения, они испытывают определенное воздействие государства. Государство устанавливает правила для хозяйствующих субъектов, в соответствии с которыми последние сами устанавливают цены. Данные цены устанавливаются на продукцию базовых отраслей экономики (нефтегазодобыча, угольная, энергетическая отрасли и т.д.) и на социально-значимые товары (хлеб и хлебопродукты, молоко и молочная продукция). В отдельных регионах регулирование цены зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей.

    На  отдельные виды товаров и продукции  государство в лице органов власти и управления устанавливает фиксированные  цены. Государство само устанавливает  цены на продукцию предприятий-монополистов, прейскурантные цены.

    Природе рыночных отношений в наибольшей степени соответствуют свободные договорные цены. Решением Правительства РФ предусмотрено, что круг товаров, продаваемых по свободны ценам, может расширяться или сужаться.

    Мировые цены — это цены экспортно-импортных  операций. Мировая цена определяется в зависимости от вида товара: по одним товарам (обычно сырьевым) – уровнем цен стран – экспортеров или стран-импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов а по готовым изделиям ценами товаров ведущих фирм мира, специализирующихся в производстве и экспорте продукции данного вида.

    Наряду  с вышеперечисленными видами цен, выделяют цепы, непосредственно связанные  с торговлей, аукционные, биржевые, договорные, справочные, скользящие [7; с.241].

    Аукционная  цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены, так как отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара и может зависеть от мастерства лица, производящего товар.

    Биржевая  цена является свободной, зависит от спроса и объема сделки. Она котируется, т.е. определяется ее типовой уровень для сделки, публикуется в бюллетенях. Биржевая цена — цена на товары, реализуемые в порядке биржевой торговли.

Информация о работе Инструментарий механизма управления предприятием (структура, назначение, нормы и нормативы, их функции, задачи, динамика, методы