Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В ряду сложных и актуальных проблем, с решением которых связаны процессы устойчивого социально-экономического, развития субъектов РФ, следует выделить формирование эффективной региональной политики. Она имеет разные сферы и объекты реализации. В числе основных – электроэнергетика, относящаяся к базовым отраслям, определяющим состояние и динамику развития экономики. Одна из основных проблем электроэнергетики
Введение……………………………………………………………………....…..2
1 Рынок электроэнергетики в России………………………….………..…….........6
1.1 Понятие электроэнергетики……………………………………………….
1.2 Состояние рынка электроэнергетики в Воронежской области……….......34
1.3 Деятельность ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России………………………………………………………………………………...6
2 Теоретические основы и опыт реализации политики энергосбережения…….46
2.1 Понятие и цели политики энергосбережения…………………………...…46
2.2 Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования энергосбережения…………………………………………………...…...…51
3 Совершенствование программного регулирования рынка электроэнергии в Воронежской области…………………………………………………….…….68
3.1 Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Воронежской области…………………………..……68
3.2 Анализ разработки и реализации муниципальных программ энергосбережения и энергоэффективности в Воронежской области………………………..…………………………………………....71
3аключение………………………………………………………………….……....78
Список использованных источников……………………………………………...
Примерная структура и объемы передачи и потребления электроэнергии, за 2009 г. на территории Воронежской области представлены ниже и в Приложении А.
Таблица 8 - Примерная структура и объемы передачи и потребления электроэнергии, тепловой энергии, воды и природного газа за 2009 г.
Группы потребителей | Электроэнергия |
Сельскохозяйственные предприятия | 6,36% |
Промышленные предприятия | 26,88% |
Объекты коммунального назначения | 15,39% |
Бюджетные организации | 4,21% |
Население | 17,85% |
Собственные нужды АЭС и ТЭЦ, потери | 25,53% |
Прочие | 3,78% |
Всего | 100% |
Прогноз потребления электрической энергии в Воронежской области без проведения комплекса мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и при проведении таких мероприятий представлен в Приложении Б.
Специфика структуры энергопотребления Воронежской области обусловлена наличием десятков высокоэнергоемких промышленных предприятий, которые производят более 25% ВРП области и используют около 40% от общего количества потребляемых энергетических ресурсов. Наибольшие объемы энергетических ресурсов потребляют предприятия химической, промышленной и пищевой отраслей.
С 2005 по 2009 гг. удельный показатель потребления энергетических ресурсов снизился на 21,9%, при этом ВРП за период увеличился в 1,23 раза. Для снижения удельных затрат на единицу выпуска продукции и повышения конкурентоспособности продукции на рынках необходимо дальнейшее снижение энергоемкости ВРП. В Энергетической стратегии России на период до 2030 года приводятся прогнозные топливно-энергетические балансы России на период до 2030 года, которые предусматривают при росте ВВП страны к 2030 г. по сравнению с 2005 г. в 4,4-4,7 раза снижение удельной энергоемкости за этот период в 2,5-3,0 раза, увеличение внутреннего спроса на энергетические ресурсы в 1,3-1,7 раза.
Таблица 9 - Данные по динамике потребления энергетических ресурсов в Воронежской области в 2005–2009 гг.
Календарный год | Валовой региональный продукт (ВРП)*, млн руб. | Объем потребления ТЭР**, т.у.т. | Удельный показатель потребления ТЭР, т у.т./ млн руб. |
2005 | 60234,7 | 7 461 978 | 123,9 |
2006 | 64812,5 | 7 495 166 | 115,6 |
2007 | 73173,4 | 7 528 355 | 102,9 |
2008 | 79027,2 | 7 845 631 | 99,3 |
2009 | 74285,6 | 7 575 250 | 102,0 |
*ВРП в ценах 2000 г.
**Объем потребления по данным региональных топливно-энергетических балансов.
Динамика энергоемкости ВРП Воронежской области за 2005–2009 гг. представлена на нижеследующем графике:
Рис. 3. - Динамика энергоемкости ВРП Воронежской области за 2005–2009 гг.
ВРП Воронежской области характеризуется высокой энергоемкостью, так в 2007 г. она составила 102,9 т у.т./ млн руб. Для достижения снижения энергоемкости ВВП к 2020 г. не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 г., определенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, необходимо достичь снижение энергоемкости ВРП Воронежской области к 2016 г. не менее чем на 20 % или на 20,58 т у.т./ млн. руб. по отношению к уровню 2007 г.
Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах и отраслях экономики Воронежской области по электрической энергии составляет (Приложение В):
население - 45,63 – 56,49тыс. т у.т.;
бюджетные учреждения –7,69-10,25 тыс. т у.т.;
промышленность –45,81 – 65,44 тыс. т у.т.;
объекты коммунального хозяйства – 31,85 – 46,83 тыс. т у.т.;
энергетика – 40,40-46,61 тыс. т у.т.;
сельское хозяйство –5,42 – 7,74 тыс. т у.т.
прочие – 5,52 – 9,2 тыс. т у.т.
Реализуемые в последние годы на территории Воронежской области мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе ряд программ, направленных на сокращение расхода электроэнергии, не обеспечивают системного и комплексного решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В условиях постоянного роста цен на энергетические ресурсы и предусмотренного в прогнозе социально-экономического развития области до 2015 г. прироста их потребления, как хозяйствующими субъектами, так и населением для улучшения показателей эффективности использования энергетических ресурсов, без которого невозможно повышение конкурентоспособности экономики области и уровня жизни ее населения, необходимо последовательное осуществление комплекса мер в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Принятый 23 ноября 2009 г. федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает требования по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, находящихся в компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, исполнительных органов предприятий, организаций, учреждений, некоммерческих объединений граждан.
Федеральным законом «Об энергосбережении…» предусмотрено, что до 1 августа 2010 г. все регионы и муниципальные образования обязаны иметь утвержденную программу энергосбережения.
В настоящее время в Воронежской области разработана долгосрочная областная целевая программа «Повышение энергетической эффективности экономики Воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011-2020 годы».
На муниципальном уровне программы повышения энергетической эффективности разработаны в 32 муниципальных образованиях (всего в регионе 34 муниципальных образования), однако требованиям законодательства соответствуют не все программы.
Анализ муниципальных программ проведен в III этапа.
На первом этапе осуществлен анализ муниципальных программ на соответствие федеральному законодательству в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 12.2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Критерии соответствия:
- наличие целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- наличие перечня и сроков выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Расчет целевых показателей осуществляется для оценки эффективности мероприятий, включенных в региональные и муниципальные программы, с применением индикаторов, отражающих общее состояние субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области энергосбережения.
Методика расчета целевых показателей энергоэффективности, применяемых при разработке и реализации программ энергосбережения в регионах и муниципалитетах утверждена приказом министерства регионального развития № 273 от 07.06.2010 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».
Расчет целевых показателей для региональных программ производится на основании 78 индикаторов. Для муниципалитетов установлено 85 показателей в различных сферах деятельности муниципалитета, рассчитываемых на основании 80 индикаторов.
Динамика целевых показателей и индикаторов региональной программы представлена в приложении А.
Работа с показателями энергоэффективности заставляет органы местного самоуправления детально рассматривать состояние энергосбережения в контролируемых сферах деятельности и учитывать результаты этого анализа при разработке программ энергосбережения и повышения энергоэффективности. Сложности возникают с расчетом целевого показателя «энергоемкость валового муниципального продукта», являющегося определяющим для оценки результатов деятельности муниципальных органов власти, поскольку данные для его расчета в органах государственной статистики в настоящее время отсутствуют. По имеющейся информации, Росстат начнет пилотный расчет показателя «валовой муниципальный продукт» с 2017 года. В связи с отсутствием полной и достоверной информации по годовому потреблению энергоресурсов в Воронежстате, отчетах муниципальной статистики также возникают трудности с расчетом показателей Группы B. (Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по всем видам теплоэнергетических ресурсов).
Обязательным условием соответствия региональных и муниципальных программ энергоэффективности федеральному звконодательству является наличие перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В перечне мероприятий должны быть определены конкретные меры, обеспечивающие внедрение энергосберегающих технологий, имеющих своей целью снижение потребления топливно-энергетических ресурсов и создание системы учета ресурсов, максимально приближенной к потребителю и позволяющей четко определить объем потребления и уровень потерь по всей технологической цепи от производителя до потребителя.
Энергосбережение не предполагает ограничения энергопотребления. Цель энергосберегающих программ – помочь оптимизировать потребление и исключить неоправданные затраты.
Основными мероприятиями по реализации данного направления являются:
1. Организационные мероприятия:
- проведение обязательного энергетического обследования энергоснабжающих организаций;
- разработка и реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности для энергоснабжающих организаций, включая разработку технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих мероприятий;
- проведение технических проверок комплексов учёта электрической энергии, проведение рейдов на предмет выявления фактов безучетного (бездоговорного) потребления электроэнергии;
- отключение трансформатора в режимах малых нагрузок на п/ст с 2-мя и более трансформаторами;
- отключение трансформаторов на подстанциях с сезонной нагрузкой;
- приведение уровня напряжения на участке сети к номинальному;
- снижение расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций.
2. Технические и технологические мероприятия:
- установка/модернизация комплексов учета электроэнергии;
- замена проводов на большее сечение на перегруженных ЛЭП;
- замена перегруженных и недогруженных трансформаторов;
- замена ответвлений в жилые дома на СИП;
- установка (модернизация) учета электроэнергии на собственные нужды;
- замена ламп накаливания на энергосберегающие, установка датчиков движения.
Энергетическое оборудование муниципальных районов Воронежской области характеризуются высокой степенью износа энергосетей, что влечет за собой большие потери при передаче электроэнергии и препятствием в обеспечении надежного электроснабжения существующих потребителей.