Эффективность энергосбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:52, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В ряду сложных и актуальных проблем, с решением которых связаны процессы устойчивого социально-экономического, развития субъектов РФ, следует выделить формирование эффективной региональной политики. Она имеет разные сферы и объекты реализации. В числе основных – электроэнергетика, относящаяся к базовым отраслям, определяющим состояние и динамику развития экономики. Одна из основных проблем электроэнергетики

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....…..2
1 Рынок электроэнергетики в России………………………….………..…….........6
1.1 Понятие электроэнергетики……………………………………………….
1.2 Состояние рынка электроэнергетики в Воронежской области……….......34
1.3 Деятельность ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России………………………………………………………………………………...6
2 Теоретические основы и опыт реализации политики энергосбережения…….46
2.1 Понятие и цели политики энергосбережения…………………………...…46
2.2 Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования энергосбережения…………………………………………………...…...…51
3 Совершенствование программного регулирования рынка электроэнергии в Воронежской области…………………………………………………….…….68
3.1 Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Воронежской области…………………………..……68
3.2 Анализ разработки и реализации муниципальных программ энергосбережения и энергоэффективности в Воронежской области………………………..…………………………………………....71
3аключение………………………………………………………………….……....78
Список использованных источников……………………………………………...

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)
ustify"> 

Понимание и содержание термина «энергосбережение» в каждый период времени развития проблемы соответствуют нашим знаниям, нашим техническим возможностям и уровню нашей ответственности перед будущими поколениями за расточительное расходование природных богатств, а потому постоянно изменяются по мере развития этой проблемы.

Еще в 1977 году Мировая энергетическая конференция (МИРЭК), одна из авторитетнейших международных неправительственных организаций энергетического профиля, сформулировала проблему энергосбережения «как дефицит знаний у специалистов о тепловом поведении зданий и чрезвычайно слабое использование достижений науки и техники в системах теплоснабжения и климатизации зданий».

В условиях экономического кризиса энергосбережение становится приоритетной государственной задачей, т.к. позволяет относительно простыми мерами государственного регулирования значительно снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, сдержать рост энергетических тарифов, повысить конкурентоспособность экономики и увеличить предложение на рынке труда.

В утвержденной энергетической стратегии России на период до 2030 года целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций[24].

По нашему мнению, инвариантный состав целей политики энергосбережения в регионе включает:

а) Главную цель, которая состоит в обеспечении устойчивого приоритетного развития отрасли, на базе  стимулирования энергосбережения и на этой основе – повышение ее роли в развитии региональной социально-экономической системы, достижение приемлемого уровня техногенного воздействия отрасли на окружающую природную среду.

б) Подцели:  

       - достижение общественно нормального уровня потребления энергии;  

       - стимулирование эффективного хозяйствования, связанного с производством и транспортировкой энергии.

Названные цели могут быть декомпозированы с выделением следующих основных задач: 

       - сохранение региональной энергетики как составного элемента единого энергоэкономического пространства страны;

       - осуществление технико-технологической модернизации предприятий отрасли;

       - снижение удельных затрат на производство и транспортировку энергоресурсов;

       - стимулирование инновационной деятельности предприятий отрасли, обеспечивающей рост качества энергоносителей и снижение издержек на их производство и транспортировку.

Другой компонент политики энергосбережения - эффекты, которые намерены получить ее субъекты: государство, предприятия – производители, внешние инвесторы [25], домохозяйства.  

Для региональных органов власти и управления, по нашему мнению, наиболее значимы такие эффекты, как: повышение надежности, устойчивости и безопасности электроэнергетики; соответствие роста ее капитализации и объема бюджетных поступлений от нее; обеспечение гарантированного снабжения энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов по доступным ценам; рост конкурентоспособности отрасли; минимизация экологического ущерба от деятельности предприятий электроэнергетики; улучшение состояния окружающей среды. 

Для предприятий, занятых производством и транспортировкой электроэнергии, основными эффектами являются: обеспечение финансовой устойчивости; увеличение функционирующего капитала и повышение его доходности; расширение финансовой базы обновления факторов производства; снижение трансакционных издержек, связанных с процессами поиска и привлечения инвестиционных ресурсов.

Для потенциальных частных инвесторов в составе эффектов следует выделить: снижение инвестиционных рисков; создание долгосрочных экономических гарантий инвесторам; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность; уменьшение трансакционных издержек, связанных с процессами размещения инвестиционных ресурсов; повышение доходности инвестиций. 

Для домохозяйств наибольшее значение имеют такие эффекты, как: опережающее увеличение реальных располагаемых доходов над среднедушевыми расходами на энергообеспечение населения; создание системы адресной социальной защиты малоимущих слоев населения от негативных последствий повышения тарифов на электроэнергию; обеспечение гарантированного и надежного энергообеспечения; минимизация негативных последствий повышения цен на энергоресурсы для социально уязвимых слоев населения.

Рассмотрение проблем энергосбережения невозможно без определения сущности энергосбережения. Анализ изученных работ по энергосбережению показывает отсутствие четкого понимания данной категории, существование различных подходов к определению направлений энергосбережения.

По мнению Асланян Г. и Вольфберг Д. (точка зрения зарубежных авторов) энергосбережение - это фактор экономического развития, на практике показавший, что во многих случаях дешевле осуществить меры по экономии энергии или вообще избежать ее использования, чем увеличить ее производство. Зарубежные авторы помимо экономических параметров энергосбережения рассматривают также социальные и экологические аспекты [26].

Энергетическая эффективность (или повышение энергетической эффективности, авторы считают два указанных термина идентичными) - это комплекс мер по удовлетворению потребностей в услугах и товарах при наименьших экономических и социальных затратах на необходимую энергию и при минимальных расходах, необходимых для сохранения природной среды в гармонии с устойчивым развитием на местном, национальном, региональном и мировом уровнях. Это означает, что повышение энергетической эффективности и осуществление энергосбережения позволит:

- направить дополнительные финансовые ресурсы на повышение уровня жизни населения, комфорта, на развитие транспорта, а не на расширение производства энергии (например, строительства новой электростанции) или увеличение импорта энергии (что требует значительных валютных средств);

- увеличить эффективность использования энергии в производстве в плане повышения продуктивности и конкурентоспособности промышленности;

- развить новые виды деятельности, в т.ч. производство передового энергетически эффективного оборудования с дальнейшим выходом России на зарубежные рынки;

- создать новые дополнительные рабочие места и частично решить проблему безработицы;

- уменьшить выбросы загрязняющих веществ и решить проблему защиты окружающей среды. Повышение эффективности использования топлива и энергии является самым дешевым путем защиты окружающей среды, а польза, приносимая окружающей среде, - это бесплатная награда (по сравнению, к примеру, с затратами на меры, специально реализуемые для защиты окружающей среды и контролю за загрязнением). Энергия, которая приносит наименьший вред окружающей среде, - это та энергия, которую не только не надо потреблять, но и не надо производить. В каждом случае, когда ее потребление для определенных целей будет уменьшаться, выбросы загрязняющих веществ будут автоматически сокращаться в соответствующей пропорции.

Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009г.           № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической активности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Под эффективным использованием энергетических ресурсов понимается достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды[27] .

Таким образом, энергосбережение понимается как деятельность по повышению экономического эффекта от использования единицы энергии при условии удовлетворения потребностей общества с учетом экологических и социальных аспектов.

Далее перейдем к рассмотрению потенциала энергосбережения. Потенциал энергосбережения - количество топливно-энергетических ресурсов, которое можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер, направленных на эффективное их использование и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии при условии сохранения или снижения техногенного воздействия на окружающую и природную среды. Потенциал энергосбережения будет соответствовать тому количеству первичных энергоресурсов, на которое сократится их потребность при осуществлении программы энергосбережения.

Существующий потенциал энергосбережения России составляет         39-47% текущего потребления энергии. Почти третья часть его сосредоточена в топливно-энергетических отраслях (в том числе четверть - в электроэнергетике и теплоснабжении), еще 35-37% - в промышленности и 25-27% в жилищно-коммунальном хозяйстве.

При реализации технологического потенциала энергосбережения  можно выделить три категории энергосберегающих мероприятий:

- мало затратные мероприятия, которые сводятся к более эффективному использованию топлива и энергии: уменьшение или устранение потерь энергоносителей при транспортировке, соблюдение энергоэкономичных технологических режимов, замена энергооборудования избыточной мощности, оснащение потребителей счётчиками энергоносителей и т.п.;

- капиталоемкие мероприятия, требующие значительных целевых инвестиций и осуществляемые, только если эффект от энергосбережения в приемлемые сроки окупит затраты на их реализацию;

- сопутствующие мероприятия, выполняемые в процессе технического перевооружения отрасли, когда энергосбережение является сопутствующим фактором; к ним относится также изменение структуры используемых материалов, технологий и конечных продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования энергосбережения

 

В индустриально развитых странах в отличие от прежней ориентации на крупномасштабное наращивание производства энергетических ресурсов высшим приоритетом энергетической стратегии является повышение эффективности энергоиспользования у потребителей, т. е. энергосбережение. Во многих странах разработаны национальные целевые программы экономики использования топливно-энергетических ресурсов, которые охватывают обширный комплекс мероприятий по совершенствованию структуры потребления энергоносителей, развитию материально-технической базы экономии ресурсов, более полному извлечению полезных компонентов, сбору и использованию вторичного сырья, контролю и учету энергопотребления.

Политика энергосбережения в различных ее формах стала проводиться в США примерно с середины 1970-х годов. За первые 10 лет ее осуществления затраты на энергию были снижены более чем на 200 млрд долл. В 1974–1986 гг. энергоемкость промышленности США ежегодно снижалась на 3,7 %, а в дальнейшем темп снижения составил около 1,2 % в год[28].

О масштабах экономии хорошее представление дает массовый переход в освещении домов на флуоресцентные светильники. Они оказались в 4 раза эффективнее в плане энергозатрат, и срок их службы в 10 раз превышает аналогичные показатели по обычным лампам накаливания. Установка 195 млн.флуоресцентных ламп в США только в 1995 г. избавила США от необходимости наращивать мощность своих ТЭЦ на 9,6 млн кВт.

Список широко применяемых в США методов энергосбережения можно пополнить указанием о новых типах автомобилей, авто- и авиамоторов, успехами в строительстве с применением новых сохраняющих тепло материалов, повсеместное внедрение термостатов и мониторинга зданий во избежание потерь тепла, внедрение энергосберегающих технологий в металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности.

В США в летний период максимальные нагрузки в электросетях часто в 2–3 раза превышают нагрузки в ночное время и достигают 500 кВт. При этом треть этих нагрузок связана с работой системы кондиционирования воздуха. Поэтому в дневное время в часы пик тарифы на электроэнергию повышены, а в остальное время – льготные.

Сложившаяся система тарифов включает дифференциальные тарифы, размеры которых возрастают при увеличении электропотребления:

                       сниженные тарифы устанавливают для жильцов зданий, выполняющих определенные мероприятия по энергосбережению;

                       более высокие тарифы – по более высокой ставке на весь период повышенного спроса;

                       прерванные тарифы – при резком снижении предложения электроэнергии. Некоторые коммунальные предприятия устанавливают для покупателей специальные энергосберегающие тарифы в тех случаях, когда они приобретают новые дома с хорошей теплоизоляцией и эффективными системами энергоотопления. В этом случае ставка тарифа снижается на 12–14 %. Практикуется система, при которой клиенты обязуются поддерживать потребление энергии на более низких условиях в обмен на сниженные тарифы. При этом достигается экономия пикового спроса в среднем 1,3 кВт на клиента в доме.

До недавнего времени электросчетчики, фиксирующие расход энергии с учетом времени суток, имели сравнительно высокую цену. Поэтому дифференцированный тариф на израсходованную электроэнергию распространялся лишь на крупных потребителей энергии (мощностью свыше 500 кВт), хотя на небольших потребителей (жилые дома и малые коммерческие предприятия) приходилось 2/3 пиковых нагрузок в сетях. В настоящее время разработаны и в ближайшие 10 лет получат распространение недорогие счетчики электроэнергии с микропроцессорами, которые позволят распространить дифференцированный тариф на всех потребителей электроэнергии.

Информация о работе Эффективность энергосбережения