Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В ряду сложных и актуальных проблем, с решением которых связаны процессы устойчивого социально-экономического, развития субъектов РФ, следует выделить формирование эффективной региональной политики. Она имеет разные сферы и объекты реализации. В числе основных – электроэнергетика, относящаяся к базовым отраслям, определяющим состояние и динамику развития экономики. Одна из основных проблем электроэнергетики
Введение……………………………………………………………………....…..2
1 Рынок электроэнергетики в России………………………….………..…….........6
1.1 Понятие электроэнергетики……………………………………………….
1.2 Состояние рынка электроэнергетики в Воронежской области……….......34
1.3 Деятельность ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России………………………………………………………………………………...6
2 Теоретические основы и опыт реализации политики энергосбережения…….46
2.1 Понятие и цели политики энергосбережения…………………………...…46
2.2 Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования энергосбережения…………………………………………………...…...…51
3 Совершенствование программного регулирования рынка электроэнергии в Воронежской области…………………………………………………….…….68
3.1 Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Воронежской области…………………………..……68
3.2 Анализ разработки и реализации муниципальных программ энергосбережения и энергоэффективности в Воронежской области………………………..…………………………………………....71
3аключение………………………………………………………………….……....78
Список использованных источников……………………………………………...
подготовка информационных материалов и сведений об инвестиционном, инновационном потенциале, социально-экономическом развитии региона;
содействие заключению и реализации договоров (контрактов) на проведение энергетических обследований бюджетными учреждениями, хозяйствующими субъектами;
проведение соцопросов по осведомленности и отношению населения к проблеме энергосбережения;
предоставление ГОСТов, ОСТов, технических условий (ТУ), стандартов ИСО, строительных документов, санитарных норм и правил, и другой нормативной документации;
патентование товарных знаков и прочих объектов интеллектуальной собственности и ведение законных прав за нарушения в данной сфере;
оказание полиграфических услуг (изготовление брошюр, методических материалов фирменных бланков, бланков бухгалтерского учета, прайс-листов, объявлений, ценников,этикеток визиток, рекламных листов, календарей, поздравлений, ксерокопирование, ламинирование, распечатка текста и изображений с любых носителей информации);
выставочная деятельность;
консультационные услуги по вопросам реализации мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Участие в разработке законодательства.
ФГБУ «Российское энергетическое агентство» взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, Федеральным Собранием РФ, Аппаратом Правительства РФ, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Одним из направлений деятельности ФГБУ «РЭА» выступает совершенствование и подготовка проектов законов и иных нормативных правовых актов различного уровня:
• Федеральный закон от 3 декабря 2011 года №382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» и проекты подзаконных актов к нему;
• Постановления Правительства Российской Федерации, в том числе:
- от 5 сентября 2011 г. №746 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- от 25 января 2011 г. №20 «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- от 25 января 2011 г. №19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований».
• Приказы Министерства энергетики Российской Федерации, в том числе:
- от 24 октября 2011 г. №477 «Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и формы заявки субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- от 15 апреля 2011 г. №137 «Об оперативном управлении государственной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»;
- от 9 июля 2010 г. №319 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по организации и разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности».
Другим направлением деятельности ФГБУ «РЭА» выступает разработка проектов нормативных правовых актов в области оказания энергосервисных услуг и организационно-методическое сопровождение создания Федеральной энергосервисной компании при Министерстве энергетики Российской Федерации.
Нормативно-техническое обеспечение.
Оперативное управление Государственной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
Функции по оперативному управлению государственной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» были возложены на РЭА приказом Минэнерго России от 15.04.2011 г. №137.
Направления реализации Государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»:
• софинансирование лучших региональных программ повышения энергоэффективности;
• предоставление организациям государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов в области повышения энергоэффективности;
• информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (создание и эксплуатация государственной информационной системы в области энергосбережения);
• обучение лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
• формирование бережливой модели поведения населения;
• методическое и нормативное обеспечение энергоэффективности (НИОКР).
Перечень основных мероприятий, осуществляемых РЭА по реализации Программы.
• сбор и систематизация статистической и аналитической информации;
• подготовка проектов планов на предстоящие финансовые годы;
• обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями;
• организация независимой оценки показателей результативности и эффективности, их соответствия целевым индикаторам и показателям Программы;
• формирование аналитической информации и подготовка отчетности;
• внедрение информационных технологий и обеспечение их применения в целях контроля над ходом выполнения мероприятий;
• обеспечение поддержки в сети Интернет;
• осуществление технологического, информационного, консультационного и экспертного сопровождения;
• взаимодействие с субъектами РФ в части оказания им методической, консультационной поддержки по вопросам, касающимся получения субсидий из федерального бюджета.
Общая сумма средств, выделенных из бюджетов субъектов РФ в 2011 году на реализацию программ энергосбережения: 12 287,1 млн. руб.
Объем средств ФБ, предусмотренных на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ за счет субсидий: 5 271 млн. руб.
В 2011 году федеральное софинансирование региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности составило 43%.
Средства расходовались на:
• внедрение эффективных систем освещения населенных пунктов;
• установку систем автоматического регулирования систем отопления и горячего водоснабжения на объектах государственных и муниципальных бюджетных учреждений;
• внедрение энергосберегающих технологий и оборудования в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
• оснащение объектов приборами учёта электрической и тепловой энергии, воды и газа;
• проведение энергетических обследований.
Разработка и экспертиза программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Благодаря имеющемуся научно-методическому и кадровому потенциалу ФГБУ «РЭА» выступает как квалифицированный разработчик программ и проектов в области энергосбережения.
Виды разрабатываемых программ и проектов
Одной из задач РЭА является проведение экспертизы региональных и корпоративных программ энергосбережения.
Деятельность сфере обеспечения энергетической безопасности.
РЭА осуществляет информационно-аналитическую поддержку Минэнерго России в области практической реализации политики по обеспечению энергетической безопасности страны и нормативно-правовому регулированию сферы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Деятельность РЭА включает в себя:
• Участие в разработке основных положений Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации.
• Участие в разработке проекта методики мониторинга энергетической безопасности субъектов Российской Федерации.
• Участие в проведении исследования и определения уровня энергетической безопасности субъектов Российской Федерации на основе результатов мониторинга.
• Участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
• Мониторинг перспективных исследований и технологий.
Выполнение научно-исследовательских работ.
Для Министерства энергетики Российской Федерации:
• Разработка аналитических материалов для обоснования комплексных предложений по проведению российской энергетической политики в регионах мира.
• Разработка сценариев развития ТЭК России, анализ требований модернизации, технологического развития экономики и обеспечения энергетической безопасности страны.
• Анализ топливно-энергетического баланса (ТЭБ) Российской Федерации в региональном разрезе, построение прогнозных балансов до 2025 года и разработка системы сбора исходных данных и расчета ТЭБ с учетом практики ОЭСР.
• Оказание информационных и консультационных услуг по техническому и оперативному сопровождению реализации государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
• Организация и проведение комплексного обучающего семинара на дистанционной платформе (вебинара) по энергоменеджменту в бюджетной сфере с последующей дополнительной сертификацией.
• Разработка методических подходов к оценке и мониторингу энергетической безопасности России.
Для Министерства промышленности и торговли России:
Участие в выполнении НИР «Разработка и внедрение системы мониторинга показателей и индикаторов повышения энергоэффективности организаций, относящихся к сфере ведения Министерства» (заказчик — Минпромторг России).
Для ГК «Росатом»:
Разработка методологии, исследование и оценка вклада ядерного энергетического комплекса в экономику Российской Федерации (совместно с Экономической экспертной группой).
Пять ступеней энергоэффективности в России
Сбор информации и базы данных.
Информационная работа РЭА.
• Создание и обеспечение функционирования государственных информационных систем (сбор, обработка, предоставление достоверной информации).
• Создание информационной системы сбора, генерации, хранения и доступа к российским и зарубежным базам данных в области инноваций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
• Мониторинг прогресса реализации энергетической политики и отдельных программ в области ТЭК и энергоэффективности.
• ГИС ТЭК.
• ГИС «Энергоэффективность».
ФГБУ «РЭА» осуществляет:
ежедневный мониторинг состояния 2200 АЗС в 82 субъектах РФ, запасов нефтепродуктов, объемов продаж на АЗС независимых компаний, производства, цен, занятости в ТЭК в разрезе предприятий, регионов и федеральных округов; мониторинг российских СМИ по энергоэффективности, возобновляемым источникам энергии и энергобезопасности;
еженедельный мониторинг состояния цен и логистики поставок на 2200 АЗС в 82 субъектах РФ, развития альтернативной энергетики в субъектах РФ и федеральных округах производства, цен, логистики поставок продукции угольной отрасли в разрезе угольных разрезов, бассейнов субъектов РФ и федеральных округов, занятости в ТЭК в разрезе предприятий, регионов и федеральных округов;
ежемесячный мониторинг развития альтернативной энергетики в разрезе субъектов Российской Федерации и федеральных округов;
ежеквартальный мониторинг данных об энергосбережении в РФ, мероприятий, разделов и целевых показателей выполнения Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации до 2020 года», опроса населения на предмет его информированности в вопросах энергосбережения.