Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В ряду сложных и актуальных проблем, с решением которых связаны процессы устойчивого социально-экономического, развития субъектов РФ, следует выделить формирование эффективной региональной политики. Она имеет разные сферы и объекты реализации. В числе основных – электроэнергетика, относящаяся к базовым отраслям, определяющим состояние и динамику развития экономики. Одна из основных проблем электроэнергетики
Введение……………………………………………………………………....…..2
1 Рынок электроэнергетики в России………………………….………..…….........6
1.1 Понятие электроэнергетики……………………………………………….
1.2 Состояние рынка электроэнергетики в Воронежской области……….......34
1.3 Деятельность ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России………………………………………………………………………………...6
2 Теоретические основы и опыт реализации политики энергосбережения…….46
2.1 Понятие и цели политики энергосбережения…………………………...…46
2.2 Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования энергосбережения…………………………………………………...…...…51
3 Совершенствование программного регулирования рынка электроэнергии в Воронежской области…………………………………………………….…….68
3.1 Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Воронежской области…………………………..……68
3.2 Анализ разработки и реализации муниципальных программ энергосбережения и энергоэффективности в Воронежской области………………………..…………………………………………....71
3аключение………………………………………………………………….……....78
Список использованных источников……………………………………………...
Основные законодательные инициативы в Дании были вызваны энергетическим кризисом начала 1970-х гг. В 1978 г. появился первый долгосрочный энергетический план Дании, в 1979 г. было введено планирование отопления и было решено давать субсидии на электросбережение. Дания одной из первых приняла закон о выбросах СО2. В 1990 г. в стране принят план развития энергетики до 2005 г. – «Энергия-2000». В плане предусмотрено[30]:
- сокращение энергопотребления на 15 % при ежегодном повышении ВВП на 2 %;
- рост потребления газа на 170 % при сокращении объемов потребления угля на 45 % и мазута на 40 %; снижение выбросов СО2 на 20 %, SO2 – на 60 %, NOx – на 50 %.
Эти цели предполагается достичь без дополнительных затрат, а необходимые инвестиции компенсировать абсолютным снижением объемов потребления топлива, экономией затрат на эксплуатацию и обслуживание энергоустановок.
Предполагается, что расширение производства электроэнергии будет производиться в форме преобразования существующих котельных на мини ТЭЦ путем «надстройки» на них газовых турбин. Коэффициент использования тепла на ТЭЦ в среднем составляет 80 %, а на экспериментальной ТЭЦ, использующей теплонасосы, – 98 %. Энергокомпании согласились получать у ТЭЦ всю произведенную электроэнергию по цене, которая соответствует 85 % закупочной цены крупного потребителя.
Стоимость электроэнергии в быту в Дании в 2,8 раза выше, чем в промышленности, ее цена дифференцирована по времени суток.
В Дании имеется стройная система стимулирования энергосбережения и роста энергетической эффективности, основанная на налогообложении и субсидиях. Средний процент субсидий составляет 40 % основных капиталовложений в новые сети и около 20 % при реконструкции сетей, а субсидии для теплоизоляции зданий могут достигать 50 %. Кроме того, различные субсидии могут сочетаться между собой. Местные власти несут непосредственную ответственность за планирование и выполнение энергетических проектов на местном уровне.
В Дании, как и в ряде других стран Европы, действуют государственные консалтинговые организации, работающие в области энергетики и энергосбережения. Основными организациями в этой сфере являются:
- тепловая инспекция, которая проводит техническое обследование зданий на предмет соответствия энергетическим стандартам. Инспекция проводится в зданиях, построенных до 1979 г. (до введения действующих ныне строительных норм). Обследование зданий производится по стандартной процедуре независимыми инспекторами. В результате владелец получает рекомендации по типовым мероприятиям, позволяющим привести здание и его оборудование в состояние, отвечающее требованиям по экономии энергии, введенным в 1989 г. для новых зданий. Около 50 % домов в Дании прошли эту инспекцию;
- инспекция котлов, работающих на мазуте, которая ежегодно проводит обследование всех котлов малой мощности. Обследование включает в себя измерение потерь тепла с дымовыми газами. Считается, что за 12 лет своего существования инспекция способствовала экономии 4 % энергоносителей в масштабах всей Дании;
- служба консультаций по системам теплопотребления, занимающаяся проверкой квалификации и консультированием эксплуатационного персонала теплопотребляющих систем большой мощности, работающих как на мазуте,так и на газе, а также систем централизованного теплоснабжения. В результате деятельности службы за 12 лет потребление нефти в Дании снизилось на 19 %, газа – на 10 %, расход топлива в системах теплоснабжения снизился на 2 %.
Методика проведения энергоаудита в Дании основана на типовом алгоритме, который обеспечивает эффективную работу самого аудитора, а также, поскольку программа стандартная, позволяет эффективно подключать других аудиторов на определенных (стандартных) этапах работы. Энергетический аудит проводится приблизительно по следующей схеме.
Описание предприятия.
Выяснение ключевых цифр.
Обзор потока энергии на предприятии.
Определение (путем измерений и вычислений) потребления энергии.
Составление карты потребления энергии – анализ баланса энергопотребления.
Определение состояния предприятия и разработка предложений по энергоэффективности.
Помощь в проведении мероприятий по повышению энергоэффективности.
Внедрение системы энергетического менеджмента – помощь в организации энергетически оптимальной эксплуатации и обслуживании оборудования.
Помощь в организации закупок энергетически эффективного оборудования.
За 1970–1993 гг. при росте валового внутреннего продукта (ВВП) в 1,8 раза потребление всей энергии в Дании абсолютно уменьшилось на 5 %, а потребление электроэнергии возросло только на 60 %, что означает снижение энергоемкости в 2 раза и электроемкости ВВП на 12 %.
Снижение энергоемкости было достигнуто за счет четырех основных факторов:
а) изменения структуры использования первичных энергоресурсов, в первую очередь рост доли природного газа в энергопотреблении, а также увеличение доли отходов и нетрадиционных источников энергии (щепа, солома, мусор, солнечная и особенно ветровая энергия) в производстве энергии (7 % в общем энергобалансе);
б) развития комбинированного производства электроэнергии и тепла;
в) реконструкции и развития эффективных систем подачи тепла;
г) повышения эффективности использования конечных энергоносителей в сфере их непосредственного применения.
Огромный энергетический потенциал России играет негативную роль в вопросах энергосбережения. Так, удельный расход электроэнергии в отечественной промышленности намного выше, чем в развитых странах: на производство электростали на 20–40 %, алюминия на 20–26 %, на изготовление деталей электробытовых приборов сопоставимого класса на 20–50 %. За счет снижения указанных расходов можно сократить будущий прирост потребности России в электроэнергии на 40–50 %, а в топливно-энергетических ресурсах в целом на 60–70 % [31].
Установлено, что удельное потребление энергии в городах России в 3–4 раза превышает аналогичные показатели развитых стран и составляет около 400 кВт ч в год на м2 отапливаемой площади, 230 л. горячей воды, 250 л. и более холодной воды на одного человека в сутки при 80–100 л. соответственно в развитых странах. Энергоемкость национального дохода в России в 1,5 раза превышает уровень США и вдвое выше, чем в странах Западной Европы.
В настоящее время требование роста энергоэффективности является ключевым в рамках новой энергетической стратегии России. Другими словами, беречь энергию стало насущной необходимостью и экономически выгодным делом для всех отраслей экономики. Потенциал энергосбережения оценивается в 39–47 % существующего годового потребления энергии, т. е. почти треть вырабатываемой энергии выбрасывается «на ветер», а это огромные деньги, ресурсы, затраты. При этом в электроэнергетике и теплоснабжении теряется четверть энергии, 35 % – в промышленности и 25–27 % в ЖКХ.
1Рассмотрим возможные резервы энергосбережения применительно к различным отраслям народного хозяйства.
Топливно-энергетический комплекс – одна из самых энергоемких отраслей экономики: две трети всех природных ТЭР используются как котельно-печное топливо для выработки электрической и тепловой энергии, а из 380 млн. т сырой нефти 280 млн. т поступают на нефтеперерабатывающие заводы России. Собственные нужды и потери в отраслях ТЭК составляют 10 -15 % произведенной энергии, не считая затрат первичных энергоносителей, вызванных низким КПД перерабатывающих энергоустановок.
Только прямые потери при добыче нефти, ее переработке и распределении нефтепродуктов составляют 25–28 млн. т у. т., не считая аварийных разливов нефти, оцениваемых примерно в 1 % добываемого объема.
Большими резервами экономии обладает транспорт энергоносителей. За счет газоперекачивающих агрегатов можно сэкономить 7–9 млн. т у. т., устранимые потери угля при железнодорожных перевозках составляют 5–6 млн. т у.т. Особенно велики потери в магистральных и распределительных тепловых сетях, достигающие 12–15 млн. т у. т.
Важное направление энергосбережения – перевод всех потребителей на более высококачественный вид топлива, что требует повышения глубины переработки нефти, брикетирования и газификации угля, а также расширения использования попутных видов топлива, нефтяного газа, шахтного метана, вторичных энергоресурсов.
В структуре конечного потребления энергопродуктов доля газа составляет 30 %, электрической энергии 20 %. В связи с высокой долей газа в топливном балансе (53 %) тепловых электростанций требуется более эффективное их использование путем применения теплофикационных газотурбинных и парогазовых установок. Вытеснение такими установками котельных средней и малой мощности могло бы дать экономию к 2020 г. не менее 20 млн. т у. т.
В коммунально-бытовом секторе возможен общий объем экономии в 36 -49 млн. т у. т. Здесь особо значимы направления, связанные с совершенствованием источников теплоснабжения (13–18 млн. т у. т.), утеплением жилых зданий (7–9 млн. т у. т.), использованием санитарно-технической арматуры для регулирования расхода горячей и холодной воды (8–10 млн т у. т.), применением более эффективных источников света и бытовых установок.
Касаясь вопросов энергосбережения в зданиях, следует отметить, что наибольший эффект может быть достигнут за счет автоматизации учета тепло-
потребления (33 % возможной экономии тепловой энергии). Следует также пересмотреть типовые проекты жилых и производственных зданий. Экономию тепла можно получить только за счет увеличения термического сопротивления наружных ограждений зданий и применения, например, тройного остекления.
В настоящее время физический износ большинства систем теплоснабжения составляет 60–70 %. Удельная повреждаемость подземных теплотрасс достигает 80–100 случаев на 100 км трассы. Потери теплоносителя в них – до 40–45 %. Суммарно по России это составляет порядка 120–145 млн. Гкал. Соответственно тарифы на тепловую энергию в ряде случаев превышают западно-европейские показатели в 2–2,5 раза и составляют 50–55 долл./Гкал.
Отрасль повсеместно дотационна, причем дотации из местных бюджетов на эксплуатацию и развитие теплоснабжающих систем покрывают около 46 % фактических затрат на обеспечение населения тепловой энергией.
В сельском хозяйстве России энергоемкость валовой продукции в 5–6 раз выше, чем в США, а производительность труда не превышает 10 % американского уровня. Хотя основные резервы снижения энергоемкости кроются в наращивании объемов производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Основным направлением экономии энергии на транспорте являются рационализация перевозок, их перераспределение между автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом в зависимости от дальности маршрута, а также рационализация скоростей в зависимости от массы груза.
Технологические резервы экономии связаны с применением дизельного автотранспорта, который на треть экономичнее бензинового, с совершенствованием структуры автомобилей и снижением удельного расхода топлива.
Более половины всего потенциала энергосбережения сосредоточено в промышленности. Наиболее значимую экономию (25–30 млн т у. т.) дают общепромышленные мероприятия, такие как оснащение потребителей приборами учета и контроля расхода энергоресурсов (7–9 млн. т у. т.); применение регулируемого электропривода (64 млн. т у. т.); совершенствование структуры используемых материалов (8–11 млн. т у. т.).
В металлургии может быть сэкономлено 13–17 млн. т у. т., в том числе путем более полного использования металлолома и вторичных энергоресурсов.
1. Из сказанного следует, что в России существуют потенциальные возможности для решения проблемы энергосбережения, в частности огромные
энергетические резервы в сфере совершенствования промышленной технологии, но не созданы необходимые условия для реализации этих возможностей и в первую очередь не создан хозяйственный механизм, который стимулировал бы осуществление политики энергосбережения на всех уровнях управления народным хозяйством.
Заинтересованность государства в энергосбережении, способствующем сохранению национальных запасов энергоресурсов и снижению воздействия отрицательных последствий научно-технического прогресса на природу и население страны, очевидна. Среди экономических механизмов энергосбережения наиважнейшее значение имеет ценовая политика, обеспечивающая такое соотношение цен на энергию и другую продукцию, которое делает энергосбережение экономически выгодным.
Энергосберегающая политика государства формируется на основе федеральных и межрегиональных программ в области энергоснабжения. Реализация программ требует не только тиражирования уже освоенных технологий производства и энергоснабжения, но и непрерывного их совершенствования, в том числе для нетрадиционных энергоисточников.
3 Совершенствование программного регулирования рынка электроэнергии в Воронежской области
В промышленном производстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве Воронежской области применяются устаревшие энергетические технологии и оборудование, что увеличивает энергоемкость производимой продукции и, в итоге, препятствует более интенсивному ускорению роста ВРП. Проводимая работа по энергосбережению на большинстве промышленных предприятий области является слабой и малоэффективной. Общий спад производства и технологическое несовершенство основных производственных фондов, а также растущие неплатежи за использованные энергетические ресурсы являются причинами высокой энергоемкости промышленной продукции.