Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В ряду сложных и актуальных проблем, с решением которых связаны процессы устойчивого социально-экономического, развития субъектов РФ, следует выделить формирование эффективной региональной политики. Она имеет разные сферы и объекты реализации. В числе основных – электроэнергетика, относящаяся к базовым отраслям, определяющим состояние и динамику развития экономики. Одна из основных проблем электроэнергетики
Введение……………………………………………………………………....…..2
1 Рынок электроэнергетики в России………………………….………..…….........6
1.1 Понятие электроэнергетики……………………………………………….
1.2 Состояние рынка электроэнергетики в Воронежской области……….......34
1.3 Деятельность ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России………………………………………………………………………………...6
2 Теоретические основы и опыт реализации политики энергосбережения…….46
2.1 Понятие и цели политики энергосбережения…………………………...…46
2.2 Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования энергосбережения…………………………………………………...…...…51
3 Совершенствование программного регулирования рынка электроэнергии в Воронежской области…………………………………………………….…….68
3.1 Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Воронежской области…………………………..……68
3.2 Анализ разработки и реализации муниципальных программ энергосбережения и энергоэффективности в Воронежской области………………………..…………………………………………....71
3аключение………………………………………………………………….……....78
Список использованных источников……………………………………………...
В отрасли за период исследования наблюдается спад объемов производства энергии со 109,8 до 94,0 процента за период с 1990 по 2010гг. При этом, на фоне всей промышленности в рассматриваемом периоде, наблюдается рост индекса промышленного производства с 83,9 до 97,3 % в 1995 – 2010гг., соответственно.
Еще в большей степени характеризуют уровень концентрации капитала данные о наличии основных промышленно-производственных фондов на предприятиях различных отраслей Воронежской области (таблица 4).
Таблица 4 - Стоимость основных фондов по видам экономической деятельности (по состоянию на конец соответствующего года)
Отрасли | 2010 г.[20] |
1 | 2 |
Все основные фонды, млн. руб. | 738 634 |
Сельское хозяйство, млн. руб. % | 49 163 |
Добыча полезных ископаемых, млн. руб. % | 2 623 |
Обрабатывающее производство, млн. руб. % | 72 838 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды млн. руб. % | 42 562 |
Строительство, млн. руб. % | 8 702 |
Оптовая и розничная торговля, млн. руб. % | 37 586 |
Транспорт и связь, млн. руб. % | 279 331 |
Анализ таблицы показывает, что электроэнергетика в 2010 году являлась одной из наиболее крупных с точки зрения концентрации капитала отраслью в регионе.
В то же время износ основных фондов в отрасли продолжает оставаться высоким (данные представлены в таблице 5[21]).
Таблица 5 - Износ основных фондов по видам экономической деятельности
(на конец года в %)
Отрасли | 2010 г.[22] |
Все основные фонды, млн. руб. | 44,9 |
Сельское хозяйство, млн. руб. % | 29,5 |
Добыча полезных ископаемых, млн. руб. % | 47,7 |
Обрабатывающее производство, млн. руб. % | 44,3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды млн. руб. % | 37,7 |
Строительство, млн. руб. % | 36,7 |
Оптовая и розничная торговля, млн. руб. % | 72,2 |
Транспорт и связь, млн. руб. % | 38,1 |
Как видим, основные фонды в электроэнергетике довольно изношены, износ составляет в 2010 году 37,7 %, . В то же время положение отрасли лучше, чем у большинства других отраслей, доля которых в объеме производства области сопоставима с энергетикой. Так, основные фонда в обрабатывающей промышленности изношены на 44,3 %, в оптовой торговле – на 72,2 %.
Более предпочтительное состояние фондов в строительстве, где износ составил в 2010 году - 36,7 %.
В то же время следует отметить, что электроэнергетика входит в группу отраслей с наиболее низкими значениями коэффициента обновления основных фондов. (таблица 6).
Таблица 6 - Структура ввода в действие основных фондов по видам экономической деятельности (в процентах от общего объема введенных в действие)
Отрасли | 2010 г.[23] |
Все основные фонды, млн. руб. | 100,0 |
Сельское хозяйство, млн. руб. % | 10,8 |
Добыча полезных ископаемых, млн. руб. % | 0,4 |
Обрабатывающее производство, млн. руб. % | 13,6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды млн. руб. % | 6,8 |
Строительство, млн. руб. % | 1,0 |
Оптовая и розничная торговля, млн. руб. % | 17,3 |
Транспорт и связь, млн. руб. % | 20,9 |
1.3 Деятельность ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России
РЭА: история создания и деятельности.
ФГБУ «Российское энергетическое агентство» создано в декабре 2009 года на базе ФГУ Объединение «Росинформресурс» Минэнерго России.
Объединение было образовано в 1966 году Постановлением №161 Совета Министров СССР как единый информационно-технологический комплекс, в состав которого вошли 70 филиалов — центров научно-технической информации, расположенных в различных краях, областях и автономных республиках. Целью создания Объединения становится информационная поддержка научно-технической деятельности организаций и предприятий, а также подготовка информационных материалов и сведений о научно-техническом развитии страны.
За более чем 40-летнюю историю существования организации удалось достигнуть статуса национальной информационной системы, работающей над широким спектром проектов. Основным направлением деятельности «Росинформресурса» был сбор, обработка и распространение экономической, правовой и статистической информации.
В декабре 2009 года Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 560 ФГУ «Объединение Росинформресурс» Минэнерго России было преобразовано в ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России. РЭА является уполномоченным органом Минэнерго и Минэкономразвития РФ по мониторингу реализации ФЗ № 261 через филиальную сеть в субъектах РФ и является мониторинговым центром по формированию и обеспечению функционирования единого информационного пространства в области энергосбережения, закрепленной в Федеральном Законе от 23.11.2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В настоящее время РЭА ведет активную работу по содействию эффективной реализации государственной политики по повышению энергоэффективности отечественной экономики.
Основные цели РЭА:
• информационно-аналитическое обеспечение выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса;
• обеспечение практической реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, инновационной энергетики, возобновляемых источников энергии;
• создание единой площадки взаимодействия всех участников рынка и развитие институциональной среды для повышения экологической и энергетической эффективности экономики Российской Федерации.
Основные задачи РЭА:
• оперативное управление государственной программой РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»;
• сопровождение эксплуатации государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
• формирование, ведение и организация использования в субъектах РФ информационных фондов, баз и банков данных, подготовка, издание и распространение информации о результатах научно-технической и инновационной деятельности;
• информационный обмен, мониторинг, координация реализации проектов в области энергоэффективности, возобновляемых источников энергии и инноваций в ТЭК;
• содействие реализации проектов в сфере энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии.
58
Основные функции Воронежского ЦНТИ – филиала ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго РФ:
проведение исследований и подготовка информационно-аналитических материалов в сфере ТЭК, в том числе сбор данных, связанных с энергоэффективностью, энергосбережением;
сбор и апробация информации по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Воронежской области для внесения сведений в Государственную информационную систему (ГИС) «Энергоэффективность»;
работа с ответственными за энергосбережение в бюджетных учреждениях Воронежской области по внесению отчетных данных в сфере потребления энергоресурсов в программу автоматизированное рабочее место «Мониторинг энергоэффективности. Регламентированная отчетность»;
организация и проведение обучающих семинаров для лиц ответственных за энергосбережение по программе «Организация управления процессом энергосбережения и повышение эффективности использования энергетических ресурсов»;
проведение научно-исследовательских, аналитических и внедренческих работ в области информационных и прогрессивных технологий;
информационное обеспечение хозяйствующих субъектов с использованием автоматизированных систем поиска, обработки и передачи информации;
разработка региональных, муниципальных целевых программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
разработка стратегий социально-экономического развития муниципальных образований;