Экономическая эффективность ОАО "Лепельский молочнокнсервный комбинат"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение перспектив экономического развития предприятия.
В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
1) определение понятия экономической эффективности предприятия;
2) изучить современное состояние молокоперерабатывающей отрасли Республики Беларусь;
3) рассмотреть пути повышения экономической эффективности предприятий Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………... 5
1.1 Экономическая эффективность: понятие, виды и показатели её характеризующие……………………………………………………… 5
1.2 Современное состояние молокоперерабатывающей отрасли….. 7
1.3 Основные направления повышения экономической эффективности предприятий молокоперерабатывающей отрасти Республики Беларуси…………………………………………………….. 14
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЛЕПЕЛЬСКИЙ МОЛОЧНОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»
18
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………… 18
2.2 Ресурсы предприятия…………………………………………… 21
2.3 Производство и реализация продукции ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат»……………………………………………. 24
2.4 Экономическая эффективность и финансовое состояние ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат»…………………………….. 33
3. АВС-АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ОАО «ЛЕПЕЛЬСКИЙ МОЛОЧНОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»………………………………... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 42

Файлы: 1 файл

научная.docx

— 112.27 Кб (Скачать файл)

Молоко по пищевым достоинствам занимает первое место среди всех животноводческих продуктов. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить. Научно обоснованная норма по-требления молока  и молокопродуктов составляет 380 кг на душу населения в год, из них цельного молока – 120 кг; обезжиренного – 6,8; творога – 8; сыра – 6,6; сметаны – 5,8; сливочного масла – 6 кг. На протяжении последних 10 лет потребление было ниже рекомендованного уровня.

Молочный подкомплекс занимает значительный удельный вес в АПК. Он включает в себя: молочное скотоводство; кормопроизводство; молочную и маслосыродельную промышленность; производственную инфраструктуру; реализацию молока и молочных продуктов; социальную инфраструктуру.

В структуре товарной продукции молочно-продуктового подкомплекса на долю производителей сырья – сельскохозяйственных предприятий приходится 78 % и перерабатывающих предприятий – 22 %. В структуре валовой продукции молокоперерабатывающих предприятий на долю цельномолочной продукции приходится 31 %, масла – 59 %, сыра – 8,4 %. Молочное скотоводство дает свыше 25 % валовой продукции сельского хозяйства Беларуси. В структуре товарной продукции животноводства сельскохозяйственных предприятий Беларуси на долю молочного скотоводства приходится свыше 15 %. В этой отрасли сконцентрировано 20 % основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения и 1/3 фондов животноводства, свыше 40 % трудовых ресурсов. Дойное ста-до потребляет около 36 % всех кормов, расходуемых в животноводстве, в том числе 24 % – концентрированных [9, с. 319].

В целом молочно-продуктовый подкомплекс производит 27 % конечной продукции АПК. В общем валовом надое молока на внутрихозяйственные нужды используется 15 %. Основная его часть направляется на промышленную переработку, включая заводскую пастеризацию и разлив для продажи.

Необходимо совершенствовать структуру производства для увеличения прибыльности работы предприятий, снижать себестоимость производства продукции, кооперировать перерабатывающие предприятия с сельхозпроизводителями и торговлей.

Одним из важнейших аспектов функционирования предприятий перерабатывающей промышленности является их эффективная работа. На современном этапе адаптации предприятий к рынку это условие приобретает особое значение, поскольку только эффективная работа дает им возможность успешно функционировать в новых экономических условиях. Результаты работы отраслей мясо-молочной промышленности показывают, что приватизированные предприятия этих отраслей работают в основном эффективнее государственных, но не в той мере, что необходимо в современных условиях. Рентабельность их производственной деятельности уменьшается [2, c. 33].

Производство и переработка молока являются важнейшей составляющей агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Устойчивое обеспечение всех слоёв населения качественными молокопродуктами имеют решающее значение для реализации – улучшения жизни и здоровья населения. Благодаря оптимальному сочетанию компонентов молоко является исключительно важным и незаменимым продуктом питания, необходимым для людей любого возраста. Великий русский физиолог   И.П. Павлов дал исключительно ясное и краткое определение роли молока, указав, что это единственный известный нам продукт, который изготавливается самой природой специально как продукт питания [2, c. 43].

В республике производством молока занимается подавляющее количество сельскохозяйственных организаций, что составляет примерно 92% от их общего числа. В большинстве из этих хозяйств молочное скотоводство определяет специализацию производства. На развитие этой отрасли направлялись значительные финансовые и материально-технические ресурсы, что способствует ее интенсификации, на основе которой происходит рост производства и продуктивности животных. Это в конечном счете положительно сказывается на уровне экономического развития предприятий.

Молочному скотоводству должен быть отдан приоритет в развитии и в ближайшей перспективе, что обусловливается многими обстоятельствами. Во-первых, производство молока как один из важных видов деятельности, определяющий в значительной степени продовольственную безопасность страны, является основой экономического благополучия большинства сельскохозяйственных организаций. Достаточно сказать, что в силу специфики сельскохозяйственного производства, а именно его сезонности, сельскохозяйственные предприятия ритмично могут получать выручку только от реализации молока, что, естественно, благоприятно сказывается на своевременной выплате заработной платы их работникам.

Во-вторых, из молока вырабатывается большое разнообразие видов ценного продовольствия, без которого трудно обойтись людям пожилого возраста, детям да и всему населению. Это формирует постоянный и повышенный спрос на соответствующее продовольствие как внутри страны, так и за ее пределами. К тому же высококачественная, в переработанном виде молочная продукция характеризуется высокой добавленной стоимостью, а следовательно, ее можно выгодно реализовывать на зарубежных рынках за валютные средства, которые так необходимы нашей стране.

В-третьих, при производстве молока получаем и сопутствующий продукт – мясо крупного рогатого скота. А в целом скотоводство – это еще и органика, а следовательно, и плодородие наших полей, повышение которого крайне необходимо при ориентации [3, c. 33]

Молочнопродуктовый подкомплекс Республики Беларусь - сложная экономическая система, которая базируется на многообразных производственно-экономических связях. Он включает в свой состав сельскохозяйственные организации, личные подсобные (ЛПХ) и фермерские (КФХ) хозяйства, занимающиеся производством молока, хозяйствующие субъекты молокоперерабатывающей промышленности, а также организации оптовой и розничной торговли.

В настоящее время молочнопродуктовый подкомплекс Беларуси – один из лидирующих по объемам производства среди подкомплексов АПК, занятых производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Основными производителями и поставщиками молока на переработку являются сельскохозяйственные организации, на долю которых приходится 86,5% общего объема производства молока. Производственные мощности молокоперерабатывающих организаций составляют 6,5 млн т в год. Необходимо отметить, что уровень и эффективность развития молокоперерабатывающих организаций во многом определяется состоянием сырьевой базы.

На внутреннем рынке нашей республики реализуется около 50% производимых в стране молокопродуктов. Кроме того, более 50% молокопродуктов  в пересчете на молоко поставляется на экспорт, который в целом в нашей республике значительно превышает объемы импорта. Данная ситуация сложилась преимущественно за счет экспорта твердых сыров, сухого обезжиренного молока, молочных консервов, масла животного.

Рынок молока и молокопродуктов развивается более успешно, чем другой продукции агропромышленного комплекса. Однако, если учесть имеющийся потенциал развития животноводства, опыт и традиции молочной промышленности, этого недостаточно: республика могла бы поставлять на внешний рынок значительно больше продукции.

Расширение географии ее поставок остается актуальной задачей для Беларуси. Однако есть некоторые факторы, препятствующие быстрому решению данной задачи. В настоящее время Беларусь уступает по качеству молока-сырья странам ЕС, которые также являются крупными экспортерами молокопродуктов. Повышение качества молока расценивается в настоящее время как решающее условие повышения конкурентоспособности молочной продукции [1, c. 43].

Беларусь занимает значительную позицию на аграрной карте мира. Небольшой, в сущности, стране удалось занять место в первой шестерке крупнейших в мире поставщиков молочной продукции, чему сегодня удивляются многие. Ключевыми игроками на мировом молочном рынке остаются Новая Зеландия (26 % рынка), Евросоюз (26 % рынка), США (12 %), Австралия (8 %), Аргентина (4 %). Нашей стране принадлежит доля мирового рынка в 4 %, а все остальные страны-экспортеры делят между собой 20 %. У нас есть шанс усилить свои позиции. За первое полугодие 2013 года страна заработала на продажах на внешних рынках молока и молокопродуктов около $ 1 млрд., реализовав их свыше 1,8 млн. тонн. Это почти на 36 % выше итогов аналогичного периода прошлого года.

В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия успехи белорусских молочников связывают с удачно складывающейся конъюнктурой рынка. Рост доходов представителей молочной отрасли был обусловлен как ростом экспорта молочной продукции в натуральном выражении, так и увеличением цен на мировом рынке. Рост экспорта молока и молокопродуктов в стоимостном выражении по итогам первого полугодия составил 135,8 %, в натуральном — 121,5 %, пояснили в Минсельхозпроде.

По итогам января—июня экспорт сухого обезжиренного молока составил 93,7 % от общего объема производства, сухого цельного молока — 90,5 %, концентрированного молока — 94,6 %, масла — 72,3 %, сыров и творога — 77,9 %.

Понятно, что основной наш покупатель — это Российская Федерация, на этот рынок поставляется более 95 % экспортируемых Беларусью молока и молокопродуктов. За первые шесть месяцев в Россию, по данным Белстата, отправлено 1,7 млн. тонн молока и молокопродуктов, рост экспорта составил 122,1 %. Выполнение прогнозных балансов спроса и предложения Союзного государства было обеспечено на 106 %, в разрезе отдельных видов продукции этот показатель колеблется от 83 % до 151 %. И отмеченное статистикой превышение предварительно согласованных объемов поставок по ряду позиций обусловлено повышенным спросом со стороны российских партнеров. Дело в том, что на российском рынке сегодня сформировался нешуточный дефицит молочной продукции, который Беларусь стремится заполнить. По данным Минсельхозпрода, основными потребителями молочной продукции в России являются торговые сети и перерабатывающие предприятия.

Глядя на внушительные объемы экспорта, возникает справедливый вопрос: если Беларусь продает молочную продукцию в таких объемах, то нет ли угрозы для внутреннего рынка? В Минсельхозпроде успокаивают: потребность нашей страны в молочной продукции отечественными производителями обеспечивается в полном объеме. Правда, кое-что из молочки нам приходится закупать, хотя перечень такой импортной продукции небольшой. Это йогурты, в незначительных объемах сыры, главным образом европейские. Основными поставщиками импортной продукции являются субъекты Российской Федерации. А вот молочное сырье ни в сыром, ни в переработанном виде Беларусь не импортирует.

Всего за январь—июнь 2013 года импорт молокопродуктов в Беларусь из России составил 27,5 тыс. тонн, из третьих стран — 5 тыс. тонн. «Ввоз подконтрольных товаров, в том числе и молочных, на территорию Таможенного союза по решению комиссии Таможенного союза возможен только по разрешениям, выданным компетентными органами стран Таможенного союза. Все разрешения в Беларуси и в России выдаются в единой электронной системе «Аргус» и легко прослеживаются компетентными органами сторон. Система позволяет отследить количество уже ввезенного товара, а также его страну происхождения», — отметили в Минсельхозпроде.

В Беларуси увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции считают одной из приоритетных задач. На душу населения у нас производится молока в 2,8 раза больше, чем в странах ЕС, мяса — в 1,1 раза, зерна — в 1,6 раза. В соответствии с основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы объем экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции в денежном выражении планируется довести к 2015 году до $ 7—7,2 млрд. На сегодняшний день экспорт молока и молокопродуктов из Беларуси составляет 38 % от экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия [4].

В Республике Беларусь реализуется Республиканская программа развития молочной отрасли в 2010-2015 годах. Эта программа предусматривает значительный рост производства молока в сельскохозяйственных организациях и, соответственно, увеличение производства молочной продукции.

Согласно ей, в 2015 г. планируется довести производство молока до 10 млн. тонн. Численность дойного стада должна оставить 1,6 млн. голов.

Одним из приоритетных направлений развития молочной отрасли является дальнейшее наращивание мощностей: планируется строительство новых молочнотоварных ферм и реконструкция действующих. Так, в текущем году планируется построить и ввести в эксплуатацию 105 новых ферм, включая ввод пусковыми комплексами. Кроме того, в рамках выполнения поручения Главы государства в республике планируется реконструировать и технически переоснастить 1,2 тыс. ферм за счет собственных средств сельхозорганизаций [5].

На внутреннем рынке нашей страны потребляется около 50% производимой молочной продукции, оставшиеся 50% направляются на экспорт.

Основными торговыми партнерами организаций – экспортеров Минсельхозпрода являются Российская Федерация и Казахстан. На них приходится около 93% всего экспорта наших предприятий.

По данным Белстата, совокупный белорусский экспорт молочных продуктов составляет около 3,3 млн. тонн (в пересчете на молоко), в том числе в Россию – около 3 млн. тонн [6].

Беларусь занимает значительную позицию на аграрной карте мира. Небольшой, в сущности, стране удалось занять место в первой шестерке крупнейших в мире поставщиков молочной продукции. За первое полугодие 2013 года страна заработала на продажах на внешних рынках молока и молокопродуктов около $ 1 млрд., реализовав их свыше 1,8 млн. тонн. Это почти на 36 % выше итогов аналогичного периода прошлого года. Основной наш покупатель — это Российская Федерация, на этот рынок поставляется более 95 % экспортируемых Беларусью молока и молокопродуктов. За первые шесть месяцев в Россию, по данным Белстата, отправлено 1,7 млн. тонн молока и молокопродуктов, рост экспорта составил 122,1 %.

 

Информация о работе Экономическая эффективность ОАО "Лепельский молочнокнсервный комбинат"