Кадровое обеспечение муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Кадры муниципального управления — это совокупность работников, профессионально выполняющих функции муниципального управления или способствующих их осуществлению, а также обеспечивающих управление муниципальным хозяйством.
Квалификация кадров, понимание работниками своих задач и отношение к делу являются решающими факторами эффективности муниципального управления.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 311.02 Кб (Скачать файл)

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных  служащих служит подсистемой образовательной  системы России и в качестве структурных  элементов включает:

государственные и негосударственные  учреждения высшего и профессионального  дополнительного образования;

профессиональные образовательные  планы и программы (основные и  дополнительные);

соответствующие государственные  образовательные стандарты;

органы управления подготовкой  и переподготовкой государственных  и муниципальных служащих и подведомственные им учреждения и предприятия.

При функционировании системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации муниципальных служащих должны учитываться следующие принципы.

1. Обеспечение опережающего  характера обучения.

Реализация этого принципа связана с определением и анализом проблем развития территории, решение  которых требует дополнительного  обучения муниципальных служащих, выявлением приоритетных направлений и целей  обучения, формированием системы  мер, направленных на обеспечение дополнительного  профессионального образования  этих работников и создание действенной  системы контроля за ходом ее реализации.

2. Непрерывность обучения.

Непрерывность обучения предполагает преемственность процессов подготовки, профессиональной переподготовки и  повышения квалификации муниципальных  служащих в соответствии с требованиями образовательных стандартов, т. е. такую  организацию обучения, когда содержание текущей учебы связано с предыдущим обучением и обеспечивает необходимое  качество выполнения должностных обязанностей.

3. Целевая направленность  обучения.

Реализация этого принципа связана с обеспечением интенсификации и оптимизации учебного процесса, развитием послевузовского образования (аспирантура, докторантура, соискательство, магистратура). При этом возможно использование  многообразных форм получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, дистанционное образование, экстернат  в специальных образовательных  учреждениях повышения квалификации, по месту работы муниципальных служащих, самообразование и т. п.

4. Научность.

Этот принцип предусматривает  организацию образовательного процесса на основе внедрения в обучение результатов  научных исследований, анализа современной  практики муниципального управления, отечественного и зарубежного опыта.

5. Функционирование системы  обучения преимущественно на  основе государственного и муниципального  заказа.

Этот принцип предполагает проведение обучения за счет средств  федерального, региональных и местных  бюджетов при возможном привлечении  других финансовых источников. Государственный  заказ на переподготовку и повышение  квалификации муниципальных служащих определяет периодичность и сроки  обучения в зависимости от форм и  видов обучения, создает предпосылки  для формирования механизма финансирования затрат на обучение служащих из федерального бюджета. Объем и структуру госзаказа  на обучение утверждает правительство  РФ. Госзаказ размещается среди образовательных  учреждений на конкурсной основе. В  качестве заказчиков выступают органы государственного и муниципального управления.

6. Единое научно-методическое  управление деятельностью всех  элементов системы.

Для совершенствования системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации, государственных и  муниципальных служащих по специальности  «Государственное и муниципальное  управление» (061000) выделяются государственные  вузы, которые осуществляют региональную координацию учебной деятельности по образовательным округам.

7. Обеспечение участия  в процессе управления обучением  заказчиков на образовательные  услуги.

В системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных  служащих действуют три субъекта: будущий специалист или муниципальный  служащий, проходящий обучение; учебное  заведение, реализующее программу  обучения; муниципальный орган, заинтересованный в получении квалифицированного, компетентного специалиста. Эффективное  взаимодействие всех заинтересованных сторон повышает действенность системы.

Таким образом, совершенствование  кадрового обеспечения муниципальной  службы во многом зависит от масштабов, содержания и эффективности образовательной  деятельности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих.

 

1.5. Формирование  кадрового резерва и работа  с ним

 

Одно из важнейших направлений  в кадровой работе — формирование резерва кадров и проведение планомерной  работы по подготовке резервистов к  выдвижению на руководящие должности.

Кадровый резерв создается  с целью замены руководителей, выбывающих по различным причинам, замещения  должностей во вновь создаваемых  подразделениях. Создание кадрового  резерва для выдвижения на руководящие  муниципальные должности — многоплановая  работа, включающая:

отбор наиболее достойных  работников и включение их в состав резерва;

ежегодную оценку состава  резерва, его пересмотр и пополнение;

изучение деловых и  личностных качеств работников, включенных в резерв, организацию их подготовки и повышения квалификации;

выдвижение кандидатов из резерва на руководящие должности.

Состав кадрового резерва  служит основным источником замещения  вакантных руководящих должностей муниципальной службы. Его количественный состав устанавливается исходя из общего количества номенклатурных должностей муниципальной службы (независимо от наличия вакантных должностей и  сроков их замещения) с тем, чтобы  на каждую руководящую должность  в резерве оставались один два  кандидата. Резерв подбирается не на каждую должность, а на группу однородных должностей. Практика свидетельствует, что эффект резерва ослабевает, если ставка делается на одного человека. Состязательность нескольких претендентов на одну должность  повышает шансы отбора на замещение  должности наиболее подготовленного  кандидата. В основу отбора кандидатов в состав кадрового резерва должны быть положены требования профессиональной компетентности, творческого подхода, организаторских способностей, ответственности, высоких моральных качеств. Резерв следует формировать как открытый, и работа с людьми, рекомендованными для выдвижения, также должна вестись  открыто.

Каждого кандидата на выдвижение целесообразно готовить на конкретную должность. При таком подходе  гарантируется подготовка кандидатов на замещение каждой должности на всех уровнях муниципального управления.

Подготовка зачисленных  в резерв специалистов осуществляется на основе личных планов, по которым  производится сопоставление характеристик  каждого кандидата с «портретом идеального сотрудника» на данной должности. При этом целесообразно использовать тестирование и метод экспертных оценок. Тестирование позволяет провести всестороннюю и достаточно объективную  оценку резервистов, однако требует  специально разработанных тестов для  каждой должности и интерпретации  их профессиональными психологами. Метод экспертных оценок заключается  в оценке экспертами индивидуальных характеристик кандидата по каждой из составляющих портрета идеального сотрудника. В качестве экспертов  выступают знающие резервиста сотрудники. Достоинство этого метода состоит  в его простоте и низких издержках. Результатом сопоставления характеристик  резервиста и идеального служащего  становится определение областей развития. План развития должен содержать конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию несоответствий, а также сроки  их реализации.

Основной формой подготовки резерва является обучение в процессе трудовой деятельности. Содержание и  объем подготовки определяются исходя из уровня соответствия знаний кандидата (выясненных в ходе экспертной оценки) требованиям, предъявляемым к данной должности. Помимо постоянного обучения на рабочем месте, практикуются перемещения  работника по горизонтали и по вертикали. Планируются командировки для изучения передового опыта, стажировки на различных должностях, замещение  соответствующих работников на время  их отпусков. Работники, зачисленные  в кадровый резерв, должны в первую очередь направляться на переподготовку и повышение квалификации.

Необходима ежегодная  оценка состава резерва. Ее результатом  может стать корректировка плана  развития или изменение состава  резерва.

Эффективность работы с резервом в немалой степени зависит  от срока пребывания кандидата в  резерве. Опыт показывает, что для  получения достоверной оценки способностей работника и выявления возможности  его выдвижения на руководящую должность, достаточно трехлетнего срока. При  таком сроке находящийся в  резерве работник, принимая должность  уже будет в курсе всех дел, и легко адаптируется в новой  должности.

 

1.6. Кадровые службы  местных администраций

 

Реализация задач подбора, расстановки, оценки и аттестации, подготовки, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих, формирования кадрового резерва и работы с  ним предполагает соответствующее  организационное обеспечение. Речь идет об укомплектовании кадровой службы местной администрации специалистами, способными выполнять весь комплекс задач кадрового обеспечения  муниципального образования.

Кадровые службы (иногда это  один специалист) с разными названиями и численностью есть во всех исполнительных органах муниципальных образований. Между тем задачи кадровой службы значительно шире она должна осуществлять маркетинг и мониторинг кадровой составляющей муниципального управления, выявлять проблемы социально-экономического развития территории, решение которых  требует дополнительных теоретических  знаний и практических навыков, формировать  муниципальный заказ на подготовку специалистов муниципальной службы и т. п.

Следовательно, необходимо проводить  серьезную аттестацию самих работников кадровых служб, а также работу, связанную  с уточнением структуры кадровой службы и должностных инструкций ее сотрудников. На смену «регистраторам»  и «учетчикам» в кадровые службы должны придти специалисты, имеющие  экономическую, психологическую, юридическую  подготовку, способные понять проблемы становления местного самоуправления и комплексно решать задачи кадрового  обеспечения муниципального управления.

Совершенствование кадрового  обеспечения муниципальной службы во многом зависит от масштабов, содержания и эффективности образовательной  деятельности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих.

Ключевое значение в процессах  кадрового обеспечения и развития кадрового потенциала муниципальной  службы с учетом перечисленных требований имеет деятельность, связанная с  формированием и эффективным  использованием кадров муниципального управления.

 

1.7. Правовые основы  местного самоуправления

 

Понятие и состав правовой базы местного самоуправления

Правовая база местного самоуправления - это система законодательных  и иных нормативных актов, на основе которых функционирует местное  самоуправление.

Правовая база местного самоуправления включает в себя Конституцию РФ, федеральные, региональные и иные нормативные  правовые акты, уставы и правовые акты муниципальных образований (рис. 1.2.).



 



 


 

Рис. 1.2.Состав правовой базы местного самоуправления

 

Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между  уровнями власти и соподчиненности  правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации  местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного  ведения РФ и ее субъектов, оно  предполагает издание федеральных  законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных  правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов  применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным  правовым актам и правовым актам  субъектов РФ.

Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже  выделилась особая отрасль права - муниципальное  право. Оно регулирует правовые отношения, возникающие в процессе организации  и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль права, появившаяся на стыке нескольких отраслей: конституционного права, административного  права, финансового права, земельного права, экологического права и других отраслей права. Комплексный характер муниципального права отражает многогранный характер муниципальной деятельности.

Конституционные основы местного самоуправления

Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении  всех других законодатёльных актов  любого уровня. В сводном виде основные положения Конституции РФ по вопросам местного самоуправления представлены в табл. 1.4.

 

Таблица. 1.4

Конституционные основы местного самоуправления в РФ

Предмет регулирования

№ статей

Содержание конституционных  норм

1

2

3

Глава 1. Основы конституционного строя 

Статус местного

самоуправления

3 п. 2

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления

 

12

В РФ признается и гарантируется  местное самоуправление. Местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти

Муниципальная

собственность

8 п. 2

В РФ признаются и защищается муниципальная собственность 

 

9 п. 2

В муниципальной собственности  могут находиться земля и другие природные ресурсы 

Глава 2. Права и свободы  человека и гражданина

Основные права и свободы 

18

Определяют деятельность органов местного самоуправления

 

24 п. 2

Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено  законом 

 

32 п. 2

Право граждан избирать и  быть избранными в органы местного самоуправления

 

33

Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления

Право на жилище

40 п. 2

Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают  условия для осуществления права  на жилище

Продолжение табл.

1.4.

 

1

2

3

 

40 п. 3

Обязанность предоставления жилья малоимущим и иным указанным  в законе гражданам, нуждающимся  в жилище, бесплатно или за доступную  плату из муниципальных жилищных фондов

Право на медици нскую помощь

41 п. 1

Бесплатность оказания медицинской  помощи в муниципальных учреждениях  здравоохранения за счет соответствующих  бюджетов, страховых взносов, других поступлений 

Право на образование 

43 п. 1

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования  в муниципальных образовательных  учреждениях 

 

43 п. 2

Бесплатность высшего  образования в муниципальном  образовательном учреждении на конкурсной основе

Федеративное устройство

Установление принципов  организации местного самоуправления

72 п. 1 пп.

Установление общих принципов  организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению  РФ и субъектов Федерации 

Глава 8. Местное самоуправление

Сфера деятельности

130 п. 1

Обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью

Форма осуществления

130 п. 2

Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного самоуправления

Территории 

131 п. 1, п. 2

Осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное  самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих  территорий

Продолжение табл.

1.4.

 

1

2

3

Структура органов 

131 п. 1

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно

Задачи и функции 

132 п. 1

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а  также решают иные вопросы местного значения

Выполнение государственных  полномочий

132 п. 2

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей  необходимых для их осуществления  материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна  государству

Гарантии прав

133

Местное самоуправление гарантируется  правом на судебную защиту, на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате, решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и  федеральными законами

Информация о работе Кадровое обеспечение муниципального управления